Call of Duty: Black Ops 2. Теперь и в будущем


  Call of Duty: Black Ops 2
Разработчик Treyarch
Издатель Activision Publishing
Официальный сайт www.callofduty.com/blackops2
Дата выхода Ноябрь 2012
Локализатор Новый Диск
Жанр Шутер

Серия Call of Duty уже давно стала феноменом среди шутеров. В свое время первый Modern Warfare взорвал индустрию игровых развлечений и собрал армию фанатов благодаря пресловутой киношности и зрелищности в постановке игровых сцен. Казалось, что после этого превзойти себя будет неимоверно трудно. В итоге так и вышло. Каждая последующая часть уже не вызывала первоначального всплеска эмоций и восхищения. И Call of Duty стали исправно обвинять в самокопировании. Но на самом деле основы игровой механики были заложены еще в первых частях. В свое время разработчики из Infinity Ward умело перенесли все это в современную реальность и сделали добротное интерактивное кино про спецоперации в разных уголках мира. Но бесконечно использовать однотипный линейный тир с разными декорациями нельзя. И прошлогодний Modern Warfare 3 это явно показал. Несмотря на обилие взрывов, падающих домов и рушащиеся Эйфелевые башни игра уже не вызывала никакого восторга. Было еще вполне добротно и динамично, но при этом очень явственно проступало чувство пресыщения однотипным геймплеем.

По старой традиции в этом году нас ожидала игра от разработчиков из студии Treyarch. Некоторое время они считались второстепенной студией. Эдакие подмастерья на подхвате, которые выполняют поставленный план Activision пока Infinity Ward корпит над очередным мегаблокбастером. Но с выпуском первого Black Ops они доказали, что могут не хуже. Не побоявшись проявить инициативу, Treyarch выпустили первый Call of Duty с закрученным сюжетом и интригой, которая сохранялась до конца, переместив все действия в период «Холодной войны». На момент выхода все изменения казались не столь существенными и явственными, но после Modern Warfare 3 стало ясно, что у творения Treyarch было больше индивидуальности. Так что определенные надежды на вторую часть Black Ops были. Конечно, никто не ожидал чего-то потрясающего и инновационного, но должно было выйти как минимум задорно и интересно. Получилось ли? Это мы сейчас и постараемся выяснить.

Black Ops 2 впервые обращается к теме войны в ближнем будущем. Все основные события развиваются в 2025 году, но при этом периодически повествование возвращает нас в прошлое, в восьмидесятые года прошлого века. В этот период знакомые по первой части Вудс и Мэйсон осуществляют ряд секретных операций в Анголе, Афганистане и Никарагуа и по мере повествования нас знакомят с историей становления главного злодея Менендеса. Вторая сюжетная линия посвящена сыну Алекса Мэйсона, который в 2025 противостоит набравшей сил террористической организации Менендеса, готовящейся ввергнуть мир в пучину хаоса и глобальной войны. Впервые в Call of Duty злодей играет одну из главный ролей в повествовании, если не самую основную. Да и вся сюжетная история Black Ops 2 более персонализирована в сравнении с прошлыми частями. История строится на харизме злодея и противостоянии его с остальными героями игры. Сущность и мотивация Менендеса раскрывается так полно, как ни у одного злодея из других игр серии. Перед нами не просто абстрактный нигилист с желанием сломать всю мировую систему, но и одержимый местью фанатик, который из-за потери близкого человека готов заставить страдать всех. Характер жесткий, резкий, но не лишенный своеобразного злодейского очарования.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

За сюжет Black Ops 2 отвечал Дэвид Гойер, сценарист «Темного рыцаря» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Так что подобный акцент на главном антагонисте и тщательная проработка его образа не удивительна. Хотя по части драматичности недавняя Spec Ops: The Line в чем-то сильнее, но там и сюжет посвящен немного другим вещам. Call of Duty концентрируется на противостоянии нескольких действующих лиц, а все боевые действия выступают как антураж для развития этого личностного конфликта.

Нам даже дадут сыграть за самого Менендеса в некоторых эпизодах. Минуту назад мы выслеживали злодея, а вот уже в его роли всаживаем кусок зеркала в шею солдата, ударившего сестру, потом в кровавой горячке несемся сквозь толпу солдат правительственной армии, а пару минут спустя в роли Мэйсона и Вудса кидаемся наперерез негодяю, чтобы его схватить.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Неожиданным нововведением стала нелинейность развития сюжета. В повествовании есть несколько ключевых моментов, когда перед нами стоит определенный выбор, кому сохранить жизнь. Это влияет на то, какую концовку вы увидите.

Call of Duty: Black Ops 2

Хотя с сюжетом и его подачей у Black Ops 2 все хорошо не стоит думать, что игра Treyarch стала намного серьезнее предшественников. Фирменная клюква и куча несуразностей присутствуют. Игра стремится быть неожиданной и зрелищной, поэтому не всегда дается внятное логическое объяснение некоторым поступкам. Это касается как внезапного предательства, так и некоторых иных моментов. Одна из концовок и вовсе противоречит продемонстрированным ранее событиям, но она наиболее приятная и хорошая. Call of Duty вообще можно воспринимать как своеобразный милитаристский китч. И Black Ops 2 исправно поддерживает этот образ. Чего только стоит конная атака против бронетехники и вертолетов с гранатометом наперевес.! Полный абсурд, но выглядит бодро и забавно.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Главный плюс игры в разнообразии. По традиции все миссии проходят в разных уголках мира и в разных декорациях. И все это быстро сменяет друг друга. Взять к примеру миссию со штурмом лаборатории в джунглях. Вначале мы взбираемся по скале при помощи каких-то присосок, перебрасывая товарища на канате. Только поднимаемся на утес, как молния поражает дерево и падающий ствол тянет нас вниз. Товарищ быстро перерезает веревку и после пары брошенных фраз мы сигаем в пропасть в супер-костюме белки-летяги, планируя до места атаки. Ну а приземлившись, начинаем перестрелку с врагами, часть из которых скрыта за плотной пеленой дождя, а другая часть использует маскировочные костюмы-невидимки. И только вы привыкаете к особенностям выискивания целей при помощи прицела-сонара среди древних развалин, как обстановка кардинально меняется и мы оказываемся внутри светлых лабораторных коридоров с боевыми дронами.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

По стремительности смены декораций игра не уступает лучшим представителям серии. Сам же игровой процесс не сильно изменился. Это все такой же линейный заскриптованный шутер. Вы просто бежите вперед, отстреливая всех на пути. При этом попутно вокруг нас что-то взрывается. Но вместе с тем Black Ops 2 дает хоть какую-то свободу в рамках этого коридора. Изредка появляются развилки с возможностью пройти территорию по одному из предложенных путей. Реально все эти ответвления крошечные, но все равно придают разнообразия и позволяют не ломиться лоб в лоб, а попытаться обойти врага с фланга. Не обязательно прорываться во двор, где засела куча стрелков, через главные ворота. Можно взобраться на башню, подобрать там СВД и снайперским огнем расчистить путь. Вас подавили огнем стрелки со второго этажа? Оббежите их по боковому коридору и через лестницу зайдите в тыл. Конечно, простых путей в игре нет. И любые варианты сопряжены с появлением новых врагов на нашем пути. Но Black Ops 2 есть хоть какой-то простор для инициативы и вариативности в бою. Такие мелкие развилки и двухэтажные уровни не несут в себе ничего неожиданного. Это вполне нормально для хорошего линейного шутера. Вот только в Modern Warfare 3 даже такого не было, там мы бежали строго вперед или отсиживались по углам, ожидая новой пачки врагов и очередной скриптовой сценки.

Call of Duty: Black Ops 2

Беда в том, что нас радуют такими уровнями не слишком часто. Первые миссии построены исключительно на линейных забегах. А самое начало с корявой постановкой массовой битвы африканцев вовсе вызывает недоумение — выглядит все нелепо и крайне глупо. Но постепенно игра набирает обороты, но лишь после первой миссии со в будущем раскрывает основные козыри. Тут не только дизайн уровней становится более расширенным, но и арсенал интереснее. Описанный выше эпизод со штурмом лаборатории дает новые ощущения от перестрелок из-за необходимости адаптации к плохой видимости: врагов нужно высматривать через технологичные прицелы. И получается, что новое оружие в этот момент очень органично вписывается в игровой процесс.

Call of Duty: Black Ops 2

Наиболее полно нелинейность геймплея реализована в последних двух миссиях. В один момент нам предложат сопроводить президента до транспорта или остаться и прикрыть его с моста снайперским огнем. А финальный штурм террористической базы и вовсе дает неплохой простор для действий: на довольно большой по меркам Call of Duty карте мы можем добраться до конечной точки совершенно разными маршрутами.

Call of Duty: Black Ops 2

Кроме нескольких футуристичных «стволов» игра предлагает взаимодействие с боевыми гусеничными и летающими дронами. В одной миссии нам дадут управлять и разведывательным роботом-пауком. Жаль лишь, что таких эпизодов маловато для футуристичного боевика. И ни одно из устройств не может нас чем-то удивить. Все это уже было обыграно в недавнем стелс-боевике Ghost Recon: Future Soldier.

Заметно, что Treyarch следует модным тенденциям, но не предлагает в них ничего своего и уникального. И это касается не только использования дронов. Не удержались авторы и от копирования стиля киберпанк. Эпизод с перестрелкой в клубе под дабстеп до боли напоминает Syndicate, но при этом уделывает эту игру подчистую.

Call of Duty: Black Ops 2

Есть в игре и погони. Все намного проще и легче в управлении чем в недавней Medal of Honor: Warfighter, но при этом и играется веселее. Кстати с этой игрой от Danger Close новый Call of Duty роднит и уровень в затопленном городе. Но если после Medal of Honor это забеги в потемках, когда пытаешься высмотреть, откуда по тебе стреляют, то в Black Ops 2 кроме перестрелок предлагает еще прятаться от прожекторов сторожевых дронов и коротенький эпизод с побегом от надвигающегося на нас под действием волны автобуса.

Call of Duty: Black Ops 2

После Medal of Honor и здешние напарники смотрятся просто отлично. Они не играют роль бесполезных истуканов, а активно участвуют в бою. Конечно, мы все равно являемся основной движущей силой фронта, но и товарищи могут кого-то убить, а если натолкнутся на подбежавшего врага — повалят его рукопашным приемом.

Интересное нововведение — припрятанные бронежилеты и вспомогательные средства. Вы случайно можете наткнуться на тайник, в котором получите защиту от взрыва, дымовые гранаты для обозначения цели авиаудара или активируете боевого робота. Хорошее подспорье для того, кто не боится заглядывать в боковые ответвления, ведь основная часть таких тайников находится чуть в стороне от основного маршрута.

К сюжетным заданиям прилагается несколько необязательных спецопераций: защита завода, захват доков и нейтрализация корабля, сопровождение конвоя. Тут игра и вовсе пытается заигрывать с тактикой, предлагая нам стратегическую карту и возможность управления отрядами на ней. Мы в любой момент можем переключаться на боевого юнита, перехватывая над ним управление, или вернуться к карте, чтобы быстро направить отряд в нужное место. Все держится на балансе между удачной расстановкой своих сил в ключевых местах и быстром переключении на нужных бойцов, чтобы лично уничтожать врагов, ведь под управлением компьютерного AI наши войска действуют не особо эффективно. При быстрой смене режимов динамичность просто зашкаливает. Напоминает сетевые баталии с ботами — темп перестрелок столь же высокой. Другое дело, что при неудачном прохождении переигрывать такие миссии нет особого желания. При повторном прохождении начинаешь остро ощущать проблемы с поведением и реакцией у компьютерных болванчиков. Да и определенные недостатки стратегической составляющей откровенно раздражают. Нельзя нормально зафиксировать позицию одного конкретного бойца, после выхода из-под нашего контроля он может кинуться на точку сбора отряда прямо под носом у противника. Так что идея интересная, но требует некоторой доработки.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Игры от Treyarch не обходятся без режима «Зомби». В этот раз его даже сделали как отдельную игру. Существенных нововведений тут нет. По-прежнему отстреливаем неспешных ходячих мертвецов, зарабатываем очки, покупаем новое оружие и замуровываем проходы. Играть можно одному и с товарищами. Есть режим на две команды, когда каждая группа борется исключительно за себя. Особого противостояния между отрядами нет, разве что идет охота за очками, чтобы быстрее открыть новые единицы оружия и войти в закрытые помещения. Есть режим «Транзит», суть которого сводится к поездкам на автобусе с периодическими остановками для пополнения запасов и поисков нового оружия. Все это естественно сопровождается постоянными атаками зомби. Для Left 4 Dead здешний зомби-режим совсем не конкурент. Геймплей намного медленнее, уровни небольшие. Но с каждой волной атакующих все больше и больше, и за счет этого сложность быстро возрастает. Своеобразности придает определенная ироничность и чуточка юмора.

Call of Duty: Black Ops 2

Про мультиплеер особо сказать нечего. Тут давно ничего кардинально не меняется и с каждым Call of Duty вы фактически получаете лишь новый набор карт. Дух сетевой игры остается неизменным со времен первого Modern Warfare. С каждой новой частью вводят какие-то изменения, но суть остается неизменной, ведь игровая механика, баллистика оружия и особенности передвижения остаются такими же. Уровни по-прежнему небольшие, но с кучей проходов и лазов. Для режимов на 8-18 человек этого более чем достаточно. Сами режимы кроме простых перестрелок включают разные вариации по захвату и контролю точек, сбор жетонов, установка бомб. Жаль, что убрали режим «Арсенал» из прошлого Black Ops, когда за каждое новое убийство выдавали более мощное оружие — неплохая была забава. Изменения коснулись киллстриков. Теперь их выдают не за серии убийств, а за очки. Последние набегают как за убийства и помощь в уничтожении, так и за захват точки, ее удержание и прочие командные действия. На деле в условиях бешенной динамики максимум очков все равно набегает за убийства. Сами киллстрики кроме стандартных беспилотных аппаратов-разведчиков, авиударов и вертолетов поддержки чуть расширены за счет дронов и микроволновых «подавителей». За каждый новый уровень выдают по одному очку прокачки, на них потом открываются разные перки. Для разблокировки какого-то одного девайса и перка может уйти несколько очков. Так что к вопросу прокачки нужно подходить чуть осмысленнее, чем ранее. Арсенал огнестрельного оружия тоже немного обновился под стать новой футуристичной стилистике. Любителей экзотики порадует арбалет.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Графику в игре подтянули. Но улучшения небольшие и Black Ops 2 все равно не может соперничать с Medal of Honor или Battlefield 3. С появлением поддержки DirectX 11 игра стала лучше работать с освещением. Вот только это не всегда проявляется. На некоторых тесных локациях чувствуется реальный визуальный прогресс, на некоторых — нет. Дождливые уровни со слепящими прожекторами выглядят красиво. Стекающие по стеклу капельки воды, преломляющие изображение, тоже получились очень живо. Но при этом брызги от воды отвратительные. Большие уровни и пейзажи совсем не впечатляют. И хотя появилась поддержка продвинутых эффектов изменения глубины резкости, задние планы безжизненных пейзажей за ними почему-то не прячут, хотя иной раз это явно не помешало бы.

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Call of Duty: Black Ops 2

Хоть и с минимальными улучшениями, но это все равно самая красивая часть серии Call of Duty.

Call of Duty: Black Ops 2

Дадим еще небольшой совет по настройкам. Если вы хотите активировать сглаживание — включайте MSAA, а не FXAA, который замыливает изображение. С последней частью Modern Warfare возникла ситуация, когда многие были недовольны качеством картинки из-за того, что включали псевдо-сглаживанием, которое и превращало все на экране в серое «мыло».

Ситуация с Call of Duty: Black Ops 2 непростая. Основной проблемой являются не какие-то ее недостатки, а обычное пресыщение игроков ежегодным выпуском новых частей. С учетом того, что общая игровая механика остается почти неизменной с каждым продолжением, интерес к новинкам серии уменьшается год от года. Так вышло и с Black Ops 2. Игра лучше по геймплею и интереснее по сюжету в сравнении с прошлогодним Modern Warfare, но все равно не отделаться от послевкусия вторичности. И это при том, что в этой части впервые за долгое время есть какие-то инновациии и даже нелинейный сюжет с разными концовками. Однако и этого мало, чтобы заново заставить яростно биться сердца геймеров и подарить по-настоящему новые ощущения. Возможно, даже пару лет назад такой Call of Duty произвел бы небольшой фурор. Но с учетом нынешнего обилия шутеров на схожую тематику Black Ops 2 воспринимается уже не так ярко. Хотя если бы одну лишь графику подняли на совершенно новый уровень, можете не сомневаться — форумы бы уже пестрели восторженными отзывами. В любом случае это один из лучших боевиков осени. И если серия Call of Duty вам еще не приелась, то Black Ops 2 неплохо развлечет на несколько вечеров. Если даже вы нейтрально относитесь к франшизе, тоже стоит обратить внимание на игру. Тем же, кто давно игнорирует серию, можно и в этот раз проходить мимо — никаких революций, просто качественный коммерческий боевик. Ну и напоследок стоит констатировать, что Black Ops 2 это все-таки небольшой шаг вперед, в то время как Modern Warfare 3 был шагом назад. Если Treyarch и дальше пойдет по эволюционному пути развития игры, то студия может стать в авангарде разработки Call of Duty и сменить на этом посту изрядно поредевший на таланты коллектив Infinity Ward.
Находим избытки, применяем с умом!