Call of Duty 4: Modern Warfare. Старое кино на новый манер

Серия Call of Duty одна из лучших на тематику Второй мировой войны. Кинематографическая зрелищность, захватывающая динамика боев – все это подкупало игроков. И за всем этим не замечалось ни простоватого сюжета, ни легкого налета аркадности, ни даже повторяемости от игры к игре. Мы участвовали в боях в Африке, на просторах России, покоряли Нормандию и Берлин. Но тематика Второй мировой войны настолько активно эксплуатировалась в играх, что серии просто необходим был глоток свежего воздуха. Яркое тому доказательство – третья часть, которая вышла лишь на консолях, так и не добравшись до платформы PC. По мнению критиков, игра получилась не самая удачная, явно слабее предыдущих. Компания Activision поручила разработку новой части студии Infinity Ward. И хоть работа над продолжением длилась два года, что вдвое больше предшественников, игроки получили настоящий хит.

На этот раз боевые действия развиваются в современное временя. А на смену фашистской угрозе пришла террористическая. Немецкими солдатами сейчас никого не напугаешь, а вот терроризм – это бич современного цивилизованного общества. Глобальный террористический заговор, оружие массового уничтожения (которое до сих пор ищут бравые американские солдаты в Ираке) и отважный американский спецназ – вот такой сюжет в новой части. Тема не раз обыгранная как в киноиндустрии, так и в игровой отрасли, но актуальности своей она не теряет.

По сюжету игры, на этот раз глобальная угроза исходит не только от арабских экстремистов, но и от их русских приспешников. Чеченский экстремист Закаев мечтает о возрождении СССР и с мятежными русскими военными пытается организовать военный переворот, а заодно и завладеть ядерным оружием и показать всем «кузькину мать», которой грозил еще Никита Сергеевич.

Вот такое оно современное лицо терроризма глазами Infinity Ward:



Игра сделана с большим размахом. Шутка ли – угроза то глобальная. Террористическая гидра пустила свои корни по всему миру. Поэтому нам дадут повоевать и на территории арабской страны (очень напоминающей Ирак) и на бескрайних просторах России.





Боевые действия будут одновременно развиваться на двух фронтах. Только что на Кавказе мы вызволяли из плена русского капитана Комарова, а через мгновение уже участвуем в военной операции в арабском городе. Мы будем играть за разных персонажей, будем участвовать в секретных операциях британского спецназа S.A.S., в роли американского морпеха будем штурмовать укрепления арабских боевиков.

Игровая динамика не претерпела серьезных изменений. Линейная, в общем-то, игра, ограниченные уровни и толпы противников. Но как это все сделано! Кажется, что мы смотрим фильм, не успели высадиться, как сразу попадаем под шквальный огонь. Взрывы, огонь, крики – не хуже чем в фильме «Спасение рядового Райана», «Падение черного ястреба» и им подобным.





В прошлых частях мы хоть и были простым солдатом, но игра вертелась только вокруг нас. Теперь же разработчики попытались создать ощущение командных и слаженных действий, создать ощущение того, что мы часть отряда. Солдаты не бросаются напролом в гущу битвы, прикрывают друг друга, пользуются укрытиями, перед штурмом здания предварительно пользуются ослепляющими гранатами.









Но на самом деле искусственный интеллект не блещет изысками разума. Просто за толпами врагов и бешенной динамикой перестрелок не замечаешь простых заученных действий противников и заскриптованнности всех игровых ситуаций. Но несмотря на это, игра разнообразна и постоянно подбрасывает что-то новое.

Не только зачисткой территорий нам придется заниматься. Будет отличный уровень, где нам придется прикрывать свой отряд с борта военного самолета AC-130H Spectre. Маленькие фигурки людей на черно-белом мониторе и глухие выстрелы крупнокалиберных орудий – наши действия сводятся к отслеживанию групп врага и нажатию клавиши огня. Все просто, но при этом неординарно и захватывающе.





А миссия в Припяти – это просто подарок всем игрокам. Разработчики решили обыграть популярную после выхода S.T.A.L.K.E.R. тематику. Нам в роли снайпера придется пробираться через территорию заполненную боевиками. Тишина, маскировка, скорость и точность – наши главные союзники в этой миссии.





Наше задание сводится к одному меткому выстрелу.





После этого нас ожидает захватывающая сцена побега из мертвого города – с отстрелом врагов и даже вертолетов. При этом мы еще будем вытаскивать из этого ада раненного товарища и отстреливаться от толп боевиков до прилета эвакуационного вертолета. В общем, все то, что называется смачным словом «экшн», обеспечено в невероятной количестве.





В угоду пресловутой киношности игра активно подбрасывает нам скриптовые ролики и ситуации прямо в разгар боя. Кроме этого отдельно стоит отметить шикарно сделанные титры. Глазами свергнутого президента арабской страны мы видим разрушенный город, наблюдаем, как нас везут на казнь и выпускают в нас пулю. В таком же великолепном стиле выполнена концовка игры. После захватывающей погони наш отряд попадает под обстрел. Едва живой герой собирает оставшиеся силы и убивает главного злодея. Нам предстоит сделать лишь три метких выстрела, а остальное уже дело спецэффектов и скриптов.





Infinity Ward за всей той зрелищностью и пафосом не забывают что война - это смерть и ужас, и иногда напоминают нам об этом по ходу игры. Эпизод с ядерным взрывом надолго врезается в память. Глазами умирающего солдата мы наблюдаем кошмар ядерного апокалипсиса.



В новой части разработчики попытались наконец-то одушевить персонажей и придать им человечность. Отличная анимация сочетается с проработанными характерами некоторых ключевых фигур. Не стоит ожидать чего-то глубокого как в Half-Life. В COD4 нет времени на болтовню и выяснение отношений между персонажами. Но вместе с тем есть колоритные личности, как, например, капитан Прайс, которые немного разбавляют сухое повествование. Кстати этот персонаж, возможно, появился в игре как дань уважения к предшествующим частям. Если присмотреться, легко узнается старый знакомый из первых частей.



Графика в игре смотрится довольно неплохо. Естественный густой дым, высокая детализация персонажей, использование эффекта «глубины резкости» и прочих шейдерных прелестей. Но за всем этим узнается старенький движок. Это даже вызывает удивление, ведь еще COD2 базировался на косметически преображенном движке Quake3. Трудно представить, что и новая часть это лишь умело замаскированная его реинкарнация. Неплохая графика сочетается с невысокими системными требованиями.







На удивление, у зарубежных дизайнеров и художников удалось неплохо передать атмосферу родных русских пейзажей. Видать известная игра от компании GSC вдохновляла некоторых разработчиков, уж очень сильно интерьеры брошенных зданий и складов напоминают аналогичные пейзажи из S.T.A.L.K.E.R., даже картинка выполнена в той же цветовой гамме. Пустые здания с разбитыми грязными стеклами, потрескавшаяся краска – такими видами нас будут потчевать и на Кавказе, и в Припяти и даже в горах Алтая. От аналогий не удержаться.







Вот только до уровня графики в сравнении с отечественной игрой Call of Duty 4 все же не дотягивает. Ни динамических теней, ни объемной травы. Последняя вообще смотрится безжизненно.



У отечественной аудитории сложились непростые отношения с новой игрой Activision. То что американскому обывателю кажется верхом реализма и зарисовками из жизни чужой страны, у нас вызывает улыбку. Чего стоит озвучка. Русские персонажи иногда выдают настоящие словесные «перлы», которые вызывают улыбку. Из-за этого в локализованной версии все персонажи были переозвучены. Все русские солдаты поголовно бегают в шапках-ушанках, как какие-то партизаны из 40-х годов. С географией тоже туговато у создателей игры. Нам рассказывают о секретной военной базе в горах Алтая, а камера тычет в безжизненные просторы около Аральского моря. Всяких таких ляпов в игре хватает.

Вероятно, для придания большего реализма на просторах России сделали большую надпись с похабным словом, которую можно наблюдать почти из любой точки уровня. Ну зато хоть тут в трех буквах не ошиблись. Это, наверное, террористы от безделья на стене нацарапали. А может пацифисты выражали свое отношение к войне.



Но вот в одном игровом эпизоде можно даже найти глубокую мысль. Когда американские вертолеты пролетают над горящими нефтяными вышками трудно удержаться от аналогий с ситуацией в одной ближневосточной стране. Интересно, это так творчество Майкла Мура сказалось на разработчиках или они просто не подозревали, что намекают на реальные цели американской экспансии в данный регион?

Игра хоть и явление развлекательное, но уж больно скользкую тему затронули ее создатели, поэтому вокруг нее возникли даже политические дебаты. Некоторые политически сознательные граждане России призывали даже бойкотировать творение американских программистов, аргументируя это тем, что русские показаны как агрессоры. Но на самом деле, в игре не раз придется биться плечом к плечу с русскими солдатами. Даже в конце игры британских спецназовцев спасают русские военные.

Четвертая часть хоть и прыгнула на полстолетия вперед и предложила нам поучаствовать в современном конфликте с новым оружием и технологиями, в плане геймплея не сильно изменилась. Игра стала еще динамичнее, зрелищнее и захватывающее. Графика была усовершенствована ровно настолько, чтобы прилично выглядеть по современным меркам. Такой же небольшой эволюции подвергся и интеллект противников. Наконец-то появилась вменяемая физика – разрушаемые объекты на уровнях и простреливаемые тонкие перекрытия и стены. В общем, формула успеха проста – взято все лучшее от старых частей, добавлены технические усовершенствования, а «голливудский» киношный стиль стал еще зрелищнее. Call of Duty как вино, со временем только лучше. Вроде бы и привкус тот же, но немного добавляется пикантности и крепости. Отличная игра, несмотря на некоторую глуповатость и сплошную линейность. Понравится даже тем, кто прошел первые части.
Увеличивая скорость, мы боремся за производительность