Mass Effect 2. Погибнуть, чтобы выжить

  Mass Effect 2
Разработчик BioWare
Издатель Electronic Arts
Официальный сайт http://ru.masseffect.com/
Дата выхода Январь 2010
Локализатор Electronic Arts
Жанр Тактический шутер, ролевая игра, интерактивный фильм

Среди безбрежных темных просторов Вселенной затаилось нечто. Древние неподвластные времени силы просыпаются, чтобы изменить этот мир и ввергнуть его в бездну. Два года назад они пришли к нам c целью посеять войну и хаос, уничтожить все сущее. Тогда нашелся один человек, который смог противостоять могучему незримому року и спас Галактику от разверзнувшейся пасти Апокалипсиса. Но это была всего лишь отсрочка. Незримый враг собирался с силами, и только герои готовы были вздохнуть с облегчением, нанес удар в спину.

Огонь и смерть поглотили то, что когда-то было кораблем «Нормандия». Осколками жизней рассыпался стальной корпус, разнося по космосу память о тех, кто пал в бою. О тех, кто смог хоть немного, но продлить этот шаткий мир. Галактика будет помнить о них и о том герое, который нес в своем пламенном сердце надежду на спасение и погиб ради великой цели, яркой звездой ворвавшись в темное хмурое небо неприветливой планеты и обратившись в пепел.

Mass Effect 2

Но легенды никогда не умирают. И если враг выходит из тени и готовится нанести новый удар, всегда найдутся смельчаки, готовые дать отпор. Даже если ради этого им придется восстать из могил…

Шепарду снова предстоит встать на пути Вселенских сил зла и предотвратить истребление человечества. Причем на этот раз это первоочередная задача, ведь процесс уже запущен — исчезают целые дальние колонии, бесследно пропадают тысячи и десятки тысяч колонистов. Правительство людей, погрязшее в политических дрязгах, не придает этому серьезного значения, списывая все на геттов и прочие напасти. И вообще судьба миров, не присоединившихся к Альянсу их не особо беспокоит. И что самое интересное, никто не помнит о Жнецах. После разрушения Цитадели правительство как-то не торопилось открывать общественности правду о причинах таких событий. Ну армия роботов, ну спектр-отступник — всякое бывает в жизни. А про разумные корабли, промывающие мозги, и расу уничтожителей всего живого ничего не знаем и знать не хотим. Где доказательства и факты? Несколько осколочков на орбите от разрушенного корабля ничего не скажут, как и трагически погибший капитан Шепард. Так что надо заниматься делами насущными — быстренько становиться главенствующей расой в Совете (чтобы нести светлую человеческую демократию в неокрепшие умы древних цивилизаций).

Помощь внезапно приходит от радикальной группировки «Цербер». Тайная (и не очень) организация, которая рьяно чтит интересы человечества и крайне негативно относится к другим цивилизациям, потенциально рассматривая их как врага и «Ось зла». Они одни ведут пока что безуспешные поиски причины исчезновения колонистов, памятуя и об угрозе Жнецов. В их тайной лаборатории лучшие умы трудятся над проектом «Лазарь», который реанимирует погибшего Спасителя всея галактики, собирая его в буквальном смысле по крупицам. И вот уже Шепард снова встрою, и улыбка на его испещренном шрамами лице, как бы говорит нам, — обещал «I’ll be back» и вернулся…

Mass Effect 2

Возвращение, правда, обошлось без фанфар и барабанной дроби, зато под аккомпанемент выстрелов и человеческих предсмертных криков. Ну, не беда, Шепард тертый калач, без лишних разговоров хватает пистолет и начинает восстанавливать порядок, отложив все вопросы на потом.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Таинственный руководитель Цербера по имени Призрак (в образе которого агент Малдер точно бы признал очередное воплощение мистера Курильщика) рассказывает как им, радикалам, тяжело в этой жизни. Националистические идеи их не популярны, да и дурное слегка террористическое прошлое (были и такие грешки) мешает взаимопониманию с общественностью и властью. В общем, одни они на страже человечества без поддержки и доброго слова. А ведь люди то пропадают, и всем на это пока еще начхать. Правительство как обычно, пока жареный петух не клюнет, не сообразит в деле разобраться. Так что надо бы Шепарду заняться привычным для него делом — спасать Галактику, а точнее людей, а с остальными расами − это уж как сложится…

Заботливый Цербер не только вернул из мира мертвых Шепарда, но и смог создать новую «Нормандию», которая, конечно же, еще лучше, еще быстрее старой и круче по всем параметрам. Осталось только набрать новую команду, готовую пойти за капитана в огонь и воду (а разве можно отказать такому душке?), тем более, что один в поле не воин и противостоять новой угрозе большой дружной компанией проще и веселее.

Что до самой угрозы, то Жнецы нашли новых приспешников, и снова чужими руками вершат свои темные делишки. На этот раз данная роль отведена скрытным «коллекционерам» — существам почти не контактирующим с остальными расами и живущими в той части Галактики, откуда не вернулся ни один корабль (б-р-р, вы уже дрожите?).

Mass Effect 2

Во время первого же своего рейда наш герой выясняет, что эти насекомоподобные создания парализуют колонистов и куда-то вывозят их. Ясное дело, что не на космический курорт понежиться под солнышком доставляют жертв. Вряд ли бедолаг ожидает что-то приятное, тем более, что в памяти еще живы воспоминания о машинах геттов, преобразующих несчастных людей в полусинтетических зомби хасков. Не происходит ли нечто подобное и сейчас?

В этом и предстоит нам разобраться и попытаться нанести ответный удар по врагу, чтобы предупредить его чрезмерное рвение. Тем более, не зря же такое пристальное внимание незримые руководители вторжения отвели именно людям. Ведь именно человек смог разрушить их планы в первый раз. Так что во всей этой каше, как ни крути, имеется доля ответственности и самого Шепарда (хотел как лучше, а вышло как всегда…). И циничный прагматик Призрак это отлично понимает, как понимает и жизненную необходимость в Шепарде. Таких-то героев днем с огнем не сыщешь. Поэтому нас обеспечивают полной поддержкой и не ограничивают в средствах достижения цели.

Mass Effect 2

Итак, Нормандия, бравый капитан, и бесшабашная и верная команда. Последнюю, правда, еще надо доукомплектовать. Список кандидатов, заботливо подготовленный Призраком, включает разношерстную компанию от воинствующего одинокого борца за справедливость (скажем по секрету, это старый знакомый) до опасной рецидивистки, которая явно метит на лавры Ричарда Риддика. Каждый из них — отдельная яркая личность, а не простой статист второго плана. Каждый имеет своих «тараканов в голове», с которыми неплохо бы разобраться. Развивая линию диалогов со спутниками, можно открыть дополнительную сюжетную миссию и помочь им в каком-то личном вопросе. Кроме морального удовлетворения и опыта для вас это принесет и лояльное отношение со стороны этого персонажа. А это будет очень кстати в последней битве, если, конечно, вы не хотите снова растерять всю свою команду.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Наши товарищи по спецификации делятся на три группы — воинов, биотиков и техников. В отличие от первой части теперь разделение не столь категоричное и многие герои сочетают разные навыки двух классов. Есть и узко специализированные профи — могучий кроган исключительно боец, а заключенная Джек мощный биотик. Сам же Шепард представляет наиболее универсального персонажа. Хоть в начале игры нам и приходится выбирать принадлежность героя к одному из классов, но в определенный момент появится возможность добавить себе любую способность или вообще заново переназначить наши навыки и по новой распределить все заработанные очки умений.

Сам же опыт теперь выдается исключительно за квестовые задания, прямой пользы от отстрела врагов нет. Это стимулирует игрока цепляться за любую побочную миссию и возможность получить драгоценную экспу. Имеются и некоторые ресурсы, которые мы зарабатываем в основном, разведывая месторождения полезных ископаемых на планетах. Ценные металлы идут на апгрейды оружия и брони. Сами же обновки обнаруживаются нами в ходе некоторых миссий. После чего, вернувшись на корабль, мы можем их изучить, потратив некое количество своих ресурсов. На планетах апдейты можно найти в продаже у торговцев — обойдутся они не дешево, зато активируются сразу же и не требуют никакого дополнительного «изучения».

Mass Effect 2

Кстати, в тех же магазинах можно и скидочку себе выбить, если найти правильный подход к торговцу. Сами же диалоги, как обычно, являются сильной стороной всех игр BioWare и неотъемлемой частью игрового процесса. Разные ответы и манера поведения непосредственно влияют на отношение собеседника, хотя сам сюжет от этого не особо меняется. Ведя себя по-хамски, или как герой, вы можете наблюдать даже разные скриптовые сценки, но сам исход задания от этого не изменится. Если вам надо добиться чего или выполнить какое-то задание, вы все сделаете, так или иначе. Основная свобода выбора заключена лишь в развитии сюжетных заданий для товарищей. Пожалеть их врага или без зазрения совести сразу же снести негодяю голову. А если наш выбор немного не по душе спутнику, так всегда можно прибегнуть в ораторскому умению для убеждения в своей правоте. Упомянутая лояльность спутников даст им небольшой бонус для финальной миссии и позволит выжить в этой заварушке.

Mass Effect 2

Нечто подобное реализовано и со сценкой прорыва «Нормандии» к главному вражескому кораблю. Наше космическое судно можно улучшить, усилив щиты, вооружение, двигатели (в этом тоже помогают напарники). А потом вам лишь останется наблюдать, как Джокер умело уводит «Нормандию» из-под огня врага, свеженькая пушка яростно отстреливает их, а новая броня хоть и трещит по швам, но держит удар.

Ну и не стоит забывать о возможности экспорта сейвов в грядущую третью часть. Так что, сохраняя команду, вы сможете воспользоваться подмогой боевых товарищей и в финальной части этой саги. Если конечно разработчики не сделают такой же финт ушами, как в этот раз, когда, несмотря на экспорт сейвов из первой части, вы все равно теряете команду и «Нормандия» красиво гибнет в самом начале…

Наши поступки дают нам очки героя или отступника, которые, в свою очередь, открывают некоторые новые фразы в диалогах и дают возможность выполнить в опрепделенных ситуациях неожиданный поступок. Во время общения может выскочить значок геройского поступка или действия отступника. Причем полезны оба. Если вам на пути встретились космические гопники из подворотни, то в любом случае понятен исход беседы с ними, но вовремя нажатая клавиша избавит от необходимости вручную разбираться с бандитами - вы увидите небольшой ролик, в котором ваша команда резко оборвет речь дерзких вымогал своими меткими выстрелами. Большой геройский «опыт» позволит некоторые острые ситуации решить мирным путем.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Экшена стало безусловно больше. И подан он мастерски, с множеством видеовставок и отличной режиссурой. Хотя сам геймплей по сути не изменился. Все такой же позиционный шутер с укрытиями и тактической паузой, которая дает возможность более точно оценить ситуацию на поле боя, скоординировать действия двух напарников, подлечиться, использовать какой-то спец-навык и навести его на нужного врага (целиться же можно только в режиме реал-тайм). Уровни маленькие, если не сказать тесные, но построены довольно умело, давая возможность для некоторых маневров и обхода врага с флангов. Да и скучать нам не дают, разбавляя перестрелки не только видеороликами, но и небольшими встречами с второстепенными персонажами, что привносит ощущение жизни и погружает нас в самый эпицентр событий.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Вообще, разработчики умело маскируют недостаток пространства. Ведь на станциях и планетах нам доступны совсем крошечные локации. Но вместе с тем вокруг нас нарисованы огромные города и пространства, недоступные для нас верхние уровни наполнены людьми, какие-то транспортные средства снуют туда-сюда. В итоге, несмотря на несколько квадратных метров, по которым нам дают прогуляться, и узким коридорам, ведущим только в одном направлении, всей это ущербности как-то и не замечаешь.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

К сожалению, и локации на планетах теперь тоже стали крошечными. Если в первой части мы разъезжали на броневичке по огромным пустынным территориям, исследовали пещеры и лазили по горам в поисках археологических артефактов, то теперь нас сразу же помещают в эпицентр событий, ограничивая всю свободу передвижения на некоторых планетах скромными небольшими аренами среди горных кряжей. Но вместе с тем случайные задания стали намного разнообразнее. Спасти груз от роботов, найти причину аварии разбившегося корабля, предотвратить запуск ракеты с базы террористов или уничтожить бандитский оплот. Времени все эти случайные приключения занимают немного, но именно они заставляют заниматься скучным разведыванием планет и заглядывать в безжизненные солнечные системы в поисках чего-то необычного на какой-нибудь планетке. А некоторые такие случайные встречи образуют одну сюжетную нить, помогая нам разобраться в истории появления дефектных роботов или отследить местонахождение штаба одной из бандитских группировок.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Визуально игра базируется на все том же движке Unreal Engine 3. Как таковых изменений в графике нет, но благодаря работе дизайнеров и художников, мир игры все же стал немного красивее. Текстуры не стали четче, число полигонов не выросло, как и не особо изменился линейный подход к созданию интерьеров станций (в которых иногда по-прежнему узнается наследие Star Wars Knights Of The Old Republic). Но удачная игра света и тени, напущенный дымок, симпатичный антураж и задние планы создают атмосферный броский видеоряд. Эффект зернистой киноленты, слепящие источники света и затемнение по краям экрана добавляют эффекта «киношности». Причем немаловажную роль играет и удачная режиссура, и ракурсы камеры.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

А «смачные» взрывы и спецэффекты от использования навыков только украшают стильную картинку, тем более, что все это дело можно рассмотреть в деталях во время паузы.

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Mass Effect 2

Системные требования у игры при вполне симпатичной картинке очень скромные.

Звук как обычно радует шикарным эффектами и хорошим музыкальным сопровождением. В локализованной версии оставлена оригинальная озвучка и это, наверное, к лучшему, потому что персонажи запоминаются своей харизмой во многом благодаря великолепным голосам оставшихся за кадром актеров, среди которых, кстати, такие звезды как Мартин Шин и Кэрри Энн Мосс.

В отличие от оригинального Mass Effect, ролевая система второй части максимально упрошена, нового ничего и нет, кроме мини-игр по взлому замков и подбору паролей. Учитывая возросшее число перестрелок и деградировавшую ролевую систему, Mass Effect 2 в нынешнем своем состоянии скорее являет собой тактический шутер. Уровни стали еще меньше, и фактически исчезло ощущение исследователя неизвестного Космоса с исчезновением больших пространств на незаселенных планетах. Кстати, после первой части многие сетовали на однообразие этих локаций и однотипные пещеры (а такое действительно было), на что товарищи из BioWare лишь разводили руками, сетуя на недостаток места DVD-диска под Xbox 360, мол, приходилось выкручиваться как могли. В случае с Mass Effect 2 вышло бы все еще печальнее, если бы не талант авторов. Следуя заветам и рекомендациям консольной общественности, они выпустили новую игру под аудиторию, которая не хочет обременять себя размышления о сбалансированной прокачке и сложных финансовых отношениях. Хотите глубокой разнообразной RPG? BioWare припасли для вас Dragon Age. Хотите зрелищ? Вот вам Mass Effect 2. И скажите после этого, что консоли не убивают RPG жанр!

И даже несмотря на то, что за первые несколько часов игра может вызывать удивление, негодование, а то и разочарование, ругать ее совершенно не хочется. Да, игра стала проще, но на удивление не хуже. Авторы избавились от одной составляющей, но сконцентрировались на сюжете и сделали великолепный захватывающий боевик на зависть всяким там Беям, Эммерихам и прочим подмастерьям киножанра. Даже чрезмерный пафос и некоторая абсурдность определенных моментов, вроде финального большого босса (а что делать, если Трансформеры проели мозг западному зрителю), не портят впечатление. История Mass Effect 2 затягивает, заставляет переживать и видеть на экране не пустых болванчиков, а яркие характеры и личности. И все это под канонаду выстрелов, взрывов, головокружительных прыжков и полетов, от которых настолько захватывает дух, что зрители этого кинофильма с открытыми ртами то и дело роняют из рук попкорн.

Ну что тут еще скажешь то… Mass Effect 2 — один из лучших фантастических фильмов последнего времени.