The Evil Within. Обитель кошмаров

  The Evil Within
Разработчик Tango Gameworks
Издатель Bethesda Softworks
Официальный сайт theevilwithin.com
Дата выхода Октябрь 2014
Локализатор 1С-СофтКлаб
Жанр Survival horror, экшен

Игровой сериал Resident Evil за последние годы достиг уже шестой номерной части при огромном количестве различных ответвлений. Автор первых игр, Синдзи Миками, после четвертой части отошел от работы над дальнейшим развитием франшизы, но с жанром horror не распрощался. Создав свою студию Tango Gameworks, он работал над новым проектом, который недавно вышел в свет.

The Evil Within начинается со знакомства с готичной лечебницей. Сюда по срочному вызову приезжает группа детективов во главе с Себастьяном Кастелланос. Дождь, брошенные автомобили, мигающие отсветами сирен в лужах, и чувство тревоги встречают у крыльца.

Evil Within

А переступив за порог, герои обнаруживают кучу трупов со следами жестокого побоища. Единственный выживший что-то бормочет, а на экранах в комнате охраны уже проигрывается видеозапись, которая в одно мгновение изменит все вокруг и окунет героев в омут паранормального ужаса.

Evil Within

Первое прикосновение зла закончится тем, что Себастьян обнаружит себя висящим вниз головой в каком-то подвале. Вокруг него болтается компания уже не подающих признаки жизни тушек, пол залит кровью, и какой-то бугай деловито тащит часть одного из трупов в подсобку.

Evil Within

Явный намек на ближайшее будущее подстегивает героя к активным действиям. В его роли мы пытаемся совершить побег, не привлекая лишнего внимания. Конечно, это удается лишь отчасти. А потом начинается погоня по мрачным коридорам с жуткими механизмами, ощетинившимися лезвиями, сквозь канализацию и брошенные больничные палаты. Где-то нужно мчаться со всех ног, насколько это позволяет потрепанное здоровье детектива, где-то нужно прятаться и выжидать за укрытиями, пока бугай отвернется и даст нам шанс пробраться мимо. Никакой стрельбы, только скрытность.

Evil Within

Evil Within

Только вы решите, что играете в нечто подобное Outlast, как игра сделает резкий кульбит и погрузит виртуальный мир в пучину глобального катаклизма. После чего начинается привычный Resident Evil с деревушками и селянами-мутантами.

Evil Within

На этом The Evil Within не прекращает свои метаморфозы. Место действия и антураж периодически меняются, хотя игра не выходит за рамки привычной для horror-жанра тематики: старинные замки, индустриальные помещения и лабораторные залы. При этом в общей стилистике узнается не просто наследие Resident Evil, местами просматриваются весьма явные аналогии с небезызвестной четвертой частью.

Evil Within

По мере развития сюжета количество вопросов увеличивается, а ответов дается мало. Интрига постоянно накручивается, и совершенно непонятно, чего ожидать далее из-за размытия понятия реальности. Игра любит периодически переворачивать все с ног на голову (иногда в самом буквальном смысле), разбивая окружающую действительность на осколки, чтобы потом собрать из них нечто новое. Все это напоминает калейдоскоп кошмарных снов, каждый из которых вполне вписывается в обыденную реальность, приправленную живыми мертвяками и кровавыми стенами, с зонами бифуркации, где внешние метаформозы принимают самое необычное проявление вплоть до сюрреалистичных больных образов.

Evil Within

Интересно сделана система сохранений. Записать игру можно только в некоторых местах, где через зеркало появляется возможность переместиться в странную пустую лечебницу с одинокой медсестрой за столом. После череды схваток с монстрами это место воспринимается как островок безопасности, хотя и тут возможны сюрпризы в виде разного рода игр с разумом героя, отчего напрягаешься еще больше. И это еще один удачный пример того, насколько неожиданной и непредсказуемой бывает игра, заставляя немало понервничать, даже когда прямой угрозы для жизни героя нет.

Evil Within

Другим проявлением безумия происходящего является сюрреализм физиологический. Тут вам и заляпанные внутренностями коридоры, внутри которых холодок идет по коже от одних только звуков вязкого хлюпанья капель крови, и совершенно необычный дизайн монстров, в котором между тем хорошо просматривается наследие все того же Resident Evil.

Evil Within

Evil Within

Особое внимание уделяется ковырянию в мозгах. И речь не только о нагромождении сюжетных коллизий, которые могут ввести игрока в замешательство, это самое прямое определение происходящему в отдельных эпизодах. Тут мозг будет фигурировать и как некий образ, и как вполне осязаемый объект манипуляций со стороны игрока. В одной из глав нам весьма недвусмысленно предложат поковыряться во вскрытой черепной коробке.

Evil Within

По ходу игры создается стойкое понимание, что основное «ковыряние в мозгах» производится внешней силой у самого детектива Кастелланоса, который невольно или намеренно стал участником затяжного совместного кошмара. Опыты над психикой, кровавые тайны прошлого и обжигающая месть сливаются воедино в мерцающую нить повествования, ведущую по дороге из скрюченной колючей проволоки к финалу. Во время этого путешествия начинают всплывать отрывки из прошлого протагониста, со своими драмами и проблемами, выстраивая еще одну нить повествования, личную. Ближе к концу информации все больше, хотя четкой единой картины так и не будет. Да и открытый финал вполне подразумевает возможность продолжения кошмарного сна (или кошмарной яви) Себастьяна.

Evil Within

На словах все звучит очень необычно и интересно, но реальность прозаичнее, потому как между важными событиями в игре часто случаются сюжетные провисания. За кривым экшеном или за прятками с сильными монстрами все перипетии уходят на второй план, пока повествование не даст новый толчок для развития сюжета.

Геймплей по ощущениям мало отличается от предыдущих игр Синдзи Миками. Герой по-прежнему неповоротлив. К борьбе с врагами иной раз подключается борьба с управлением и камерой. После вступления с побегом от здоровяка, орудующего бензопилой, нам быстро выдадут оружие и будут постепенно обновлять арсенал. К концу игры мы доберемся с парой пистолетов, дробовиков, снайперской винтовкой и мощным арбалетом. Изобилием боеприпасов игра не радует, каждый патрон на счету. Так что стрелять нужно метко и уверенно.

Evil Within

При этом даже стрельба по головам не решает моментально вопрос с нападающими. Самые простые мутанты вполне легко теряют половину головы, но продолжают идти вперед. Ну а в более крепких монстров приходится всаживать и по одной-две обойме из пистолета, в зависимости от точности. С дробовиков и винтовкой разделываться с нечистью намного проще, но ограниченное количество патронов вынуждает экономить их до самых тяжких времен.

Evil Within

Определенные игровые этапы позволяют использовать скрытую тактику наряду с открытым боем. Если подловить рядового монстра со спины, то его можно быстро убить ножом. В столкновении лоб в лоб герой может использовать лишь кулаки с минимальной пользой для себя. Тут важнее оттолкнуть врага и уйти на некоторую дистанцию, потому как вблизи увернуться от смертельных объятий невозможно. Поведение мутантов при близком контакте вообще трудно предсказуемо. Бывает вроде уже и рывок сделал в сторону от него, а враг все равно достал своей конечностью или тесаком. Последний, кстати, можно подобрать с тушки убитого и использовать его против остальных мертвяков — валит с одного удара, но хватает только на один раз.

Evil Within

Evil Within

Самое понятие «мертвый» тут относительно. Поверженные монстры могут через какое-то время оживать. Не сказать, что сильно актуальная проблема, но вполне можно столкнуться с этим, если долго бродить по карте. Для полной гарантии тушки желательно сжигать. На это расходуется еще один вид немаловажных припасов — спички. На всех их не хватает, так что и с ними нужна определенная рачительность. Сжигание можно использовать прямо в бою. Если повезло временно повалить кого-то мощным выстрелом, то одна спичка быстро довершит начатое пока враг на земле.

Evil Within

Главное орудие истребления кошмарных созданий — арбалет. Взрывающиеся заряды-мины, поджигающие заряды, электрические, ядовитые, замораживающие и банальный гарпун — все это может использоваться в качестве снаряда. В дополнение в найденным припасам можно самому собирать их из деталей, которые остаются после разминирования ловушек. Последних в игре хватает с избытком — растяжки, мины, реагирующие на движение, ловушки с кислотой. Они хранят в себе опасность, но при аккуратном обращении могут послужить во благо, если вовремя взорвать мину возле врага.

Evil Within

Есть прокачка. Найденный зеленый гель трансформируется в апдейты под оружие, позволяя увеличить мощность, скорость перезарядки, общий запас патронов и поднять другие параметры. Можно повысить эффективность лечебных средств и общий запас здоровья. Осуществляется все это только в безопасной зоне больницы, там где и сохраняется игра. Сам процесс сопряжен с нелицеприятной процедурой, когда герою приходится надевать на голову странный аппарат с кучей электродов.

Evil Within

Игра постоянно держит в напряжении если не резкой сменой обстановки, то неопределенностью, кроющейся за ближайшим поворотом. Висящий на крюке труп может ожить и схватит нас, а может и дальше остаться висеть мертвым грузом. Даже если вы загодя слышите мерзкое гортанное клокотание за дверью — от этого не легче, особенно, если число патронов почти на нуле.

Боссы устроят еще большую нервотрепку. От некоторых можно только убежать. Против иных наше оружие бессильно, но спасает огонь. Отдельные персонажи будут наносить по несколько визитов за игру.

Evil Within

Самый ярким и ужасным монстром является Boxhead. Можно сказать, что это местная интерпретация Пирамидоголового из Silent Hil. После того, как в пылу сражения вам станет ясно, что дает жизнь этому созданию, один вид одинокого ящичка в цепях в углу комнаты будет вызывать ощущение пробегающего по спине холодка.

Evil Within

Evil Within

Противодействие монстрам и боссам часто сочетается со смертельными ситуациями, когда нужно что-то успеть выполнить — например, отключить газ. Есть в игре другие манипуляции с окружением и простенькие головоломки, в которых нужно правильно запустить какие-то механизмы. Сложности это не доставит из-за явных подсказок.

Evil Within

Evil Within

Визуальное исполнение неоднозначное. Игра построена на движке id Tech 5, который не блещет графическими изысками, но может выдавать приятную картинку. На отдельных уровнях The Evil Within это удается. Иные же локации выглядят очень бедненько, а темные коридоры часто демонстрируют мутноватые поверхности.

Evil Within

Evil Within

Evil Within

Evil Within

Изначально игра работала в режиме, когда даже на широкоформатных экранах зона видимости искусственно ограничивалась черными полосами сверху и снизу. Сделано это намеренно, с целью увеличить киноэффект. И после длительного времени в игре с этим вполне свыкаешься и нормально воспринимаешь, пока ограничение видимости не напоминает о себе в жарком бою с многоярусной архитектурой. Поэтому отключение режима с полосами добавили в последнем обновлении.

Evil Within

Общее впечатление от The Evil Within двояко, как и от многих японских «ужастиков». Много знакомых элементов и образов, позаимствованных из других популярных игр (от Resident Evil до F.E.A.R.), но из всего этого выстроена своя история с интригующим мрачным сюжетом. Игры с реальностью и разумом захватывают. Но затяжные прогулки по темным коридорам между яркими моментами гасят эти чувства. Напряженный геймплей, базирующийся на реальном выживании, когда каждый патрон на счету, постоянно держит в напряжении. Но часть этого напряжения обеспечивается исключительно кривым управлением в лучших традициях все тех же японских игр. Если вас это не пугает, и вы испытаете определенную слабость к не раз упомянутому уже сериалу от Capcom, можете смело тратить деньги на The Evil Within. Новая игра Миками явно интереснее и страшнее последних Resident Evil.
Соревнуясь со временем