Outlast. Игра в прятки

  Outlast
Разработчик Red Barrels
Издатель Red Barrels
Официальный сайт http://redbarrelsgames.com/games.php
Дата выхода Сентябрь 2013
Локализатор Red Barrels
Жанр Survival horror

Игровые «ужастики» — жанр непростой. Вроде и востребован со стороны аудитории, а успеха добиваются далеко не все проекты. Нынешнего игрока трудно удивить. В кино и играх давно обыграны все основные архетипичные сюжеты данного направления. И предложить что-то новое именно по части эмоционального вовлечения не так уж и просто, но вполне возможно. Это наглядно доказали энтузиасты из Frictional Games, которые расширили само понятие погружения в виртуальное повествование благодаря новой для жанра механике. Начав обыгрывать свои идеи в Penumbra, авторы довели их апогея в Amnesia. Успех последнего проекта не мог не обратить на себя внимание иных разработчиков. Появление подражателей было лишь вопросом времени. Outlast — один из них.

Герой, блуждающий в лабиринтах сумрачного здания, и полный контроль персонажа с видом от первого лица, как в шутере. Аналогии с Amnesia рождаются с первых минут игры, несмотря на другое время развития событий и немного иной антураж. Вместо мрачного средневеково особняка Outlast предлагает вам испытать свои нервы на прочность в лабиринтах современной психлечебницы.

Без долгих вступлений и предисловий игра сразу предлагает проникнуть в это закрытое учреждение, где нас уже поджидают кровавые лужи и изувеченные трупы. Расследование быстро превращается в игры на выживание в попытке найти выход обратно из этого мини-ада. Сюжет, скажем прямо, не новый в данном жанре. Но в интерактивном плане он обыгрывается довольно неплохо. Герой не является истребителем обезумевших маньяков, он самый заурядный трусишка, предпочитающий отсиживаться в темных углах. Как и в Amnesia, мы лишены какого-либо оружия, а выживаем лишь за счет умения прятаться и убегать.

Outlast

В такой ситуации все зависит от уровня погружения, который обеспечивается умелой передачей эмоций протагониста. Так что сердце усиленно колотится в опасных ситуациях, а учащенное испуганное дыхание заглушает все остальные звуки. Отлично реализована анимация ползания на корточках и выглядывания из-за угла. Сделано все грамотно и достоверно настолько, чтобы игрок ощутил себя в шкуре загнанного человека, борющегося за жизнь.

Outlast

Но вот глубоких игр с психикой нашего протеже нет. Если Frictional Games выстраивали виртуальное повествование, как путешествие по тропе разгорающегося безумия, подкидывая по пути непонятные события, аллегоричные образы и всячески затуманивая восприятие через эффекты панического помутнения рассудка, то авторы из Red Barrels предлагают более традиционный подход. Пугают нас исключительно темнотой и громилами, которые легко могут выпотрошить нас. Мрачный антураж с изувеченными телами и следами разыгравшейся трагедии нагоняет тревожное ожидание, которое получает разрядку в момент внезапного вываливания какого-то тела или внезапной встречи с противником. Например, пробираетесь вы через темный коридор, прислушиваясь к каждому шороху, наблюдаете кровавые пятна и тела в неестественных позах, аккуратно открываете дверь... Бах! Экран застилает обезображенная рожа, которая что-то кричит, а руки безумца сжимают горло. Коротенькая мини-игра и сумасшедший убегает так же внезапно, как и появился.

Outlast

Подход классический. Более интересно в этом плане реализован сам процесс брожения в потемках. Тьма здесь по-настоящему непроглядная. Осветить себе путь нечем. Но на помощь приходит видеокамера — верный спутник репортера. Переключив ее в ночной режим, можно осмотреть территорию вокруг или просто понаблюдать неприглядные лица покалеченных пациентов.

Outlast

Людей в игре довольно много. Но большинство сумасшедших в лечебнице лишь играют роль статистов. Едва живые обезображенные существа в колясках, сумасшедший, расписывающий стену кровавыми надписями или пациент, бесцельно бродящий в темноте и бросающийся на стены. На первых порах каждого воспринимаешь с опаской, но быстро понимаешь, что они такая же часть общего антуража, как и больничные коридоры.

Outlast

И вот тут всплывает основная проблема игры. Она быстро становится предсказуемой. Реальную опасность для нас представляют только особые громилы, приход которых почти всегда сопряжен с необходимостью запустить определенный механизм. Например, нужно включить противопожарную систему, но предварительно необходимо открыть несколько клапанов. И сделать это нужно, лавируя между бродящим бугаем, готовым вырвать у вас сердце. Приходится выжидать в темноте и прятаться в шкафах, отслеживая перемещение врага. На первый раз это интересно, но постоянное повторение такой игры в прятки быстро приедается. Тем более что в местных правилах не все работает адекватно. Например, прячась в шкафу, нельзя через щели осматривать помещение, а громкая музыка при этом мешает точно идентифицировать присутствие противника по его шагам. И в настройках игры нет раздельной регулировки громкости эффектов и музыкального сопровождения. Алгоритм действий громил прост. Если его полностью вычислить, то обойти противника и открыть все клапаны не составит никакого труда. Вот только сложность именно в наблюдении за ними, потому как громилы хорошо реагируют на звук и порою поражают рентгеновским зрением, просматривающим сквозь приоткрытые двери. В таких прятках полно условностей, некоторые из которых можно обойти. Вся система игры в кошки-мышки рушится, если после обнаружения вы в отчаянии бросаетесь напрямик к нужным рычагам и запускаете все их до того, как вас успеют нокаутировать несколькими ударами. То есть бесконечное отсиживание в шкафах и осторожность становятся абсолютно ненужными.

Outlast

Outlast

Действовать на протяжении всей игры в таком темпе не позволяет возрастающая сложность. Попадаются все же и противники, способные выпустить дух за одно касание. Так что занудных пряток не избежать.

Outlast

Впечатления от игры неоднородны. Начальные этапы, когда мы знакомимся с правилами местной механики, и только лишь приобщаемся к тайне, весьма интригуют. Потом интерес резко убавляется. Есть некоторые яркие моменты и резкие всплески — как, например, встреча с чокнутым доктором, отрезающим у нас пару пальцев. Но в целом, однотипность действий и злоупотребление эпизодами в духе «нажми три кнопки, не попадаясь на глаза бугаю» приводят через некоторое время к желанию забросить игру. Нет мощной сюжетной мотивации. Вся эта тематика ужасных экспериментов и спятивших врачей не внушает никакого желания доигрывать до конца. Но это было бы упущением, ведь под финал сюжет делает внезапный разворот, меняя все представление о происходящем. И в определенной мере это компенсирует занудность средних этапов.

Outlast

Outlast — игра про блуждание в темноте в ожидании появления врага. Некоторые такие эпизоды у авторов получились просто шикарными. Когда пробираешься через кусты в саду, не видя впереди ничего кроме веток, а чье-то чужое дыхание подгоняет тебя — то это определенно заставляет нервничать. С другой же стороны, по ходу почти всей игры против нас используют одинаковые приемы запугивания, что быстро приводит к привыканию. Чувство неизвестности, всегда обостряющее восприятие, быстро стухает, возрождаясь лишь в моменты каких-то внезапных шокирующих происшествий.

Outlast

Игра построена на Unreal Engine 3 и выглядит весьма неплохо, радуя хорошей игрой света и теней, что для такого жанра очень актуально. При этом системные требования щадящие.

Outlast

Outlast

Резюмируя все сказанное, нужно отметить, что для небольшой студии Red Barrels, основной коллектив которой насчитывает с десяток человек, это великолепный стартовый проект. Игра мрачная и атмосферная, порою вполне неплохо щекочет нервы. Outlast — умелая эксплуатация идей Amnesia, обыгранных в ином антураже. До детища Frictional Games новая игра не дотягивает по части интеграции психологический впечатлений непосредственно в игровой процесс, что создает менее заметный эффект погружения. И как сюжетное повествование Outlast тоже слабее. Вместо расследования и раскрытия тайн получается исключительно беготня от маниакальных пациентов, утративших человеческий облик. Концовка неожиданная и отличная, но до нее еще нужно добраться... Итоговое ощущение, как от просмотра очередного кинофильма про маньяков, что само по себе комплиментом не является. Но общая реализация довольно качественная, что делает знакомство с игрой весьма занятным. На фоне общего уклона последних игр в экшен, на Outlast стоит обратить внимание поклонникам жанра horror.
Тишина - вечный спутник овера