Что принес нам год прошедший? Железные итоги 2007

Позапрошлый, 2006 год был насыщен массой интересных, если не сказать, знаковых событий. Объединились гиганты AMD и ATI, Intel выпустила Core 2, nVidia представила первую видеокарту с поддержкой DirectX 10, а как бонус ко всему этому в начале 2007 года вышла долгожданная Windows Vista. Обо всем этом уже писалось на страницах различных изданий в "итогах 2006", но и год 2007-й оказался ничуть не хуже. Так что не откладываем дело в долгий ящик и вспоминаем основные события в "железном" мире с января по декабрь 2007 года.


Процессоры

После кардинального перелома, совершенного компанией Intel в 2006 году, темпы развития одного из двух лидеров процессорного рынка не снижались до сих пор. И в ближайшей перспективе преград для дальнейшего воплощения в жизнь фирменной стратегии "тик-так" не видно. Напомню, что "тик-так" в понимании Intel выглядит как двухлетний цикл смены техпроцессов и архитектур процессоров. Первый (четный) год становится годом смены архитектуры, второй (нечетный) предполагает смену техпроцесса, а затем все повторяется. Прогресс идет.


Двухлетняя система развития Intel


Альянс AMD и ATI, который, как оказалось (и пресс-релизы об этом не врали), стал скорее просто компанией AMD, помимо прочего выпускающей видеокарты и чипсеты под хорошо известным брэндом ATI, движется примерно тем же путем. Правда, вполне очевидно, что успеха микроархитектуры Core в AMD не предвидели (а ведь в начале 2006 года казалось, что наконец-то настал знаковый момент, и AMD перехватила технологическое лидерство у Intel). Точно так же за всеми объединительными процессами не успели и с первым, совместимым с DirectX 10, чипом R600 (о котором еще успеем сказать все, что нужно). Поэтому наверстывать пришлось стахановскими темпами. И, по сути, своих конкурентов AMD номинально настигла только к концу 2007 года. Обновление продукции при этом получилось неслабым, так что полностью оценить успешность либо же не успешность усилий канадско-американской компании мы сможем уже в этом, 2008 году. Впрочем, не обошлось и без накладок (что при такой тотальной модернизации практически всех линеек продукции – вполне ожидаемое дело).


Barcelona от AMD


В частности, вскоре после старта продаж процессоров Opteron и Phenom на новой микроархитектуре K10 в них обнаружилась ошибка в буфере трансляции адресов (TLB). При выполнении некоторых задач эта ошибка могла приводить к полному зависанию системы (для справедливости отметим, что случаи такие крайне редки), но до появления новой ревизии "проблемных" процессоров бороться с этой ошибкой можно только при помощи программных средств. Например, обновлением BIOS’а. Правда, в последнем случае система потеряет примерно 14% производительности, а в некоторых задачах до 50%, что никак не может радовать тех, кто уже купил новые процессоры AMD.


Opteron на ядре Barcelona


Справедливости ради отметим, что в новых процессорах Intel тут же обнаружилась другая ошибка. Однако обнаружена она была только в ходе внутренних инженерных тестов самими специалистами Intel, и о проблемах с каким-либо существующим на рынке софтом сообщений не поступало. А вообще, если покопаться, то в процессорах постоянно находят ошибки, и это нормально. Такое сложное устройство невозможно спроектировать безошибочно с первого раза, и чем эпохальнее смена архитектуры, тем больше ошибок остается в финальной версии. Вспоминая список из 16 довольно заметных ошибок процессоров первого поколения Core, можно сказать, что AMD еще легко отделалась. Однако к чести Intel заметим, что ошибки были исправлены быстро и надежно. Выпуском Core 2.

Впрочем, кроме многоядерности, частот, кэшей, виртуализаций и прочих Cool’n’Quiet'ов, остался еще один весьма важный фактор, по которому AMD все еще объективно остается позади Intel. Это ничто иное, как техпроцесс, который предстоит сменить в 2008 году (по планам AMD – к середине года будут выпущены первые 45 нм Phenom’ы).


Phenom продолжит традицию выпуска оверклокерских процессоров Black Edition


А ведь в начале 2007 года в полупроводниковых отраслях промышленности назревал серьезнейший кризис, некоторые откровенно начинали паниковать. Суть проблемы состояла в том, что дальнейшие разработки по миниатюризации техпроцессов производства микросхем влекли за собой огромнейшие расходы. О внедрении новых технологий в производство речь даже не шла. 65 нанометров были успешно покорены еще в 2006 году. Однако 45 нанометров для многих компаний стали неприступной стеной. Один производитель за другим стал объявлять о том, что дальнейшие разработки в этом направлении будут сворачиваться, а производство – заказываться у тех, кто еще занимается внедрением новых техпроцессов.

Тем не менее, компания Intel осталась верна своему принципу "локомотива" новых технологий, и по-прежнему уверенно движется в выбранном направлении. В декабре в Киеве, как и по всему миру, прошли презентации первых серийных процессоров Intel, изготовленных по нормам 45-нм техпроцесса. Разговоры об этих изделиях шли с самого начала года, даже суть технологического прорыва была известна заранее. Но почему именно Intel добилась таких результатов первой?


Революция в кремниевой электронике от Intel на схеме выглядит довольно просто


Секрет успеха одновременно прост и сложен. Простое решение – это идея изменить материал затвора и подзатворного диэлектрика. Непросто было додуматься до этого после более чем 60 лет развития полупроводниковой промышленности, в течение которых использовались, фактически, одни и те же материалы. Риск, как вы понимаете, был немаленьким, но зато теперь Intel с уверенностью смотрит в будущее и хвастается работающими образцами чипов, созданных на 32 нм техпроцессе. Как минимум на четыре ближайших года закон Мура сохранит свое действие, а прогресс не будет топтаться на месте.


45-нм процессоры Intel на ядре Penryn


Что же касается AMD, то эта компания вовсю сотрудничает с небезызвестной IBM, которая в позапрошлом году предрекала закат полупроводниковой индустрии и невозможность перешагнуть предел в 45 нм. Однако уже в 2006 году специалисты из лабораторий IBM придумали несколько хитростей, позволяющих более оптимистично смотреть на перспективы конкурентов Intel в плане борьбы с проклятыми нанометрами.

Если затронуть сугубо финансовую сторону вопроса, то Intel цветет и пахнет. В настольном и мобильном сегментах позиции полупроводникового гиганта так же прочны, как и во времена Pentium !!!, а постоянная ценовая война с AMD не мешает каждый квартал заканчивать с хорошей прибылью. У AMD, в свою очередь, дела весь год шли ни шатко ни валко. Фактически весь 2007 год прошел под знаком ожидания новой микроархитектуры на ядре Barcelona, а конкурентоспособность старых разработок поддерживалась прежде всего при помощи демпинга. Впрочем, были и очень интересные предложения. Например, "черная" серия процессоров Athlon 5000+ с разблокированным множителем всего по 160 долларов за штучку. Энтузиасты оценили… Но эти и другие новинки все равно не могли стать основой для выхода из 25-процентной рыночной "резервации", в которой AMD оставалась весь 2007 год. Тем не менее, на серверный рынок Barcelona в виде процессоров Opteron вышла гораздо раньше, чем на настольный (Phenom), статус-кво был удержан, и отбитые полтора года назад серверные площадки AMD конкуренту по-прежнему не уступает.


Самый мощный настольный процессор на сегодняшний день - Core 2 QХ9650


Прогресс в процессорной отрасли движется не только "вглубь", но и "вширь". То есть, растет и множится число ядер, как в одном процессоре, так и на одном кристалле. Впрочем, пока что Intel не торопится и продолжает выпускать "ненастоящие" четырехъядерные процессоры, получаемые путем "склеивания" двух двуядерных чипов в одном корпусе. Пока что возможностей существующей шины вполне достаточно для нормальной работы такого процессора как, например, Core 2 QХ9650 (ядро Penryn, 45 нм), еще не появившегося в продаже, но уже вовсю штампующегося на заводах Intel.

А вот уже упомянутая микроархитектура K10 от AMD как раз предлагает четыре ядра на одном кристалле. Причем это гарантирует не только лучшие межъядерные связи, но и возможность организации быстрого разделенного L3 кэша. Кроме того, в новых Opteron’ах появилась невиданная доселе возможность динамически изменять питание и частоты отдельных ядер на одном кристалле. А это, сами понимаете, очень серъезная подмога в деле экономии электроэнергии и денег на мега-кулеры.


Схема трехъядерного Phenom X3


Кроме "настоящих четырехъядерных" процессоров, AMD успела анонсировать в 2007 году еще и "настоящие трехъядерные" Phenom’ы. Логика канадско-американской компании очевидна и вполне разумна – приложения все лучше оптимизируются под многопоточность, поэтому прирост количества ядер все ближе подбирается к прямой пропорции с производительностью процессора. А раз так, то между моделями с двумя и четырьмя ядрами на рынке явно образовалась "дыра", которую грех не занять.

Вопреки анонсам, звучавшим в начале года, AMD не станет отказываться от имени Athlon, и теперь этот брэнд будет красоваться на двухъядерных процессорах с новой микроархитектурой.

Среди ближайших планов двух основных конкурентов на процессорном рынке можно найти не только развитие представленных в этом году линеек продукции, но и появление принципиально новых решений. Да, в 2008 году мы возможно увидим, как будет работать уже легендарная платформа Torrenza и ее ключевой компонент – процессор Fusion, сочетающий в себе универсальные вычислительные функции и блок видеоядра. Ну, это, конечно, если у AMD все получится.

В том же направлении, как оказалось, работает и компания Intel. В этом году должны появиться процессоры Nehalem со встроенным контроллером памяти и видеоядром. Естественно, для них потребуется отдельный набор системной логики, и использоваться они будут только в специфических системах (в каких, пока представить тяжело). В этом вопросе Intel напустила столько туману, что, похоже, до самого выхода новинки основных подробностей мы так и не узнаем.


Silverthorne - будущее ультрамобильных вычислений


Зато достаточно много известно об изделии под кодовым названием Silverthorne. Этот миниатюрный процессор должен заменить в скором времени мобильные версии Core 2 и Celeron M в ультрамобильных устройствах наподобие UMPC. Как вы помните, бичом UMPC (ультрамобильных компьютеров) первого поколения было просто смешное время автономной работы – 2-2.5 часов. Сейчас эта проблема успешно решается во втором поколении устройств, а Silverthorne ознаменует собой приход третьего поколения UMPC. Шутка ли, предположительный TDP этой малютки составит всего 0,5 Вт!

Из остальных планов обоих компаний вообще складывается презабавнейшая картина. Конкуренты, по сути, начинают непроизвольное "зеркальное" сближение своих технологий, поскольку большинство из их решений уже проверены временем и доказали свою эффективность. AMD постоянно оставляет за Intel честь быть первопроходцем по части внедрения новых стандартов памяти. Так было во время перехода на DDR2, так обстоят дела и сейчас, с DDR3. Intel, в свою очередь, собирается наконец-то перенести в процессор контроллер памяти и модернизировать старенькую шину FSB до неузнаваемости. Впрочем, почему до неузнаваемости? Сходство с HyperTransport налицо. Разве что называться все это будет по-другому, Common System Interconnect или просто CSI.

Нельзя пропускать и "неожиданно" появившегося у двух привычных процессорных лидеров третьего конкурента. Пока что компания SUN Microsystems со своими процессорами UltraSPARC ориентируется исключительно на серверный рынок. И удивляться тут нечему, поскольку сама архитектура многоядерного (до 16 ядер) процессора от SUN "заточена" исключительно под сложные многопоточные приложения, а сами ядра обладают довольно узкой специализацией.


Действительно ли Intel опасается конкуренции со стороны Sun?


Таким образом, при всех преимуществах новичка (потрясающая энергоэфективность и номинально более высокая вычислительная мощность) под настольные компьютеры и ноутбуки его переделать не получится. По крайней мере, пока. А там уж посмотрим, как пойдут дела у SUN Microsystems. Пускай ее процессор уже появился на рынке, выводы делать слишком рано. Серверный сегмент – крайне инерционная штука, и результаты внедрения серьезных новинок видны хорошо примерно через год. Та же компания Intel до сих пор ведет борьбу за долю рынка, которую успели отхватить процессоры AMD Opteron еще в тот период, когда микроархитектура NetBurst уперлась в свой предел развития.

Впрочем, тот факт, что когда речь заходит о серверных системах, представители Intel крайне осторожно высказываются в адрес процессоров SUN, а AMD игнорируют, наталкивает на некоторые размышления. Особенно в свете того, какие тенденции развития платформ намечаются в ближайшее время – специализированные ядра, ускорители, унифицированные блоки… Вполне возможно, что Intel лукавит, но скоро все станет на свои места.


IBM POWER6 - уникальный процессор


Из разряда просто интересных событий, пока что "простых смертных" напрямую не касающихся, можно вспомнить появление шестого поколения серверных процессоров от компании IBM – POWER6. Используются они исключительно в серверах и мейнфреймах IBM… Так чем же так интересны эти процессоры? На первый взгляд, самой впечатляющей их характеристикой является тактовая частота (4,7 ГГц). Настольные процессоры до таких частот гонятся только под очень хорошим жидкостным охлаждением или вообще – под азотом. Но на самом деле сила POWER6 заключается прежде всего в том, что эти процессоры имеют вычислительные блоки для десятичных (!) чисел. Думаю, разницу между двоичной и десятичной системами вам объяснять не нужно, равно как и разницу в производительности на такт при проведении соответствующих вычислений. Впрочем, процессоры IBM слишком уж специфичны, чтобы даже в отдаленной перспективе оказаться в десктопах.

Ну и напоследок поднимем бокалы с шампанским в честь окончательно канувшей в Лету архитектуре NetBurst и ее представителям – процессорам Pentium D и Pentium 4. Последние из них были выпущены осенью 2007 года, и с тех пор Intel в настольном, серверном и мобильном сегментах полностью переходит на микроархитектуру Core.


Прощай товарищ. Мы тебя не забудем!


Впрочем, само имя Pentium никуда не пропало, оно перешло по наследству младшим моделям Core 2 Duo, которые носят индексы E2ХХХ и отличаются от старших Core 2, прежде всего вдвое меньшим кэшем и… практически вдвое меньшей ценой. Несмотря на отличное сочетание цена/производительность у этих процессоров, пока что особого фурора на рынке они не сделали. Похоже, Intel уже достаточно хорошо распиарила марку Core 2, так что возврата к временам, когда процессор автоматически называли "Пентиумом", уже скорее всего не будет. Хотя внедорожники до сих пор зовут "джипами", а копировальные аппараты "ксероксами". Но там, конечно, прогресс не такой стремительный, как у нас, в IT-сфере.


Системная логика

Этот раздел начнем, пожалуй, с компании AMD. Дело в том, что позапрошлогодняя покупка ATI и воспоследовавшее довольно продолжительное молчание заставили преданных поклонников AMD поволноваться. Но на самом деле догадаться о том, какие процессы происходят внутри новообразованной компании, было не так уж и сложно.

Ни для кого не секрет, что при покупке ATI второй крупнейший производитель процессоров в мире, прежде всего, хотел получить под свой контроль хорошую базу по разработке и производству чипсетов. А уж видеокарты – это, скорее, шло как приятный "довесок" к основному приобретению.

История проблем AMD, связанных с тем, что у компании не было надежного партнера-производителя системной логики, уже очень стара и тянется еще с тех незапамятных времен, когда Intel запретила AMD использовать ее сокеты после эпохального Socket 7 (общего для Pentium MMX, К-6 и Cyrix 6x86 и т.д.). Почти каждый выход нового процессора сопровождался нехваткой материнских плат под него, либо же просто их дороговизной. В итоге преимущества AMD сходили на нет. В то же время Intel без проблем обходилась и собственными силами, выпуская одновременно и процессор и набор системной логики для него.


Socket 7 - яблоко раздора


Итак, вполне отдавая себе отчет о том, что топовый сегмент рынка ее процессорам до выхода Barcelon’ы уже не отбить, AMD сделала ставку на мэйнстримовые CPU и в поддержку к ним выпустила к весне 2007 года семейство чипсетов AMD690 под Socket АМ2. И в самом деле, платы оказались довольно удачными по сочетанию производительности и цены. Причем настолько, что вполне подходили даже тем, кто не планировал довольствоваться встроенным видеоядром Radeon X1200/1250. Несколько мелочей сливались в общую картину вроде бы не такой прогрессивной платформы, как у Intel, но на самом деле чуть более дружелюбной к экономному пользователю. Например, южный мост SB600 все еще поддерживал PATA интерфейс, в то время как Intel еще в прошлом поколении своих чипсетов отказалась от него, заставляя производителей материнских плат (и себя в том числе) применять отдельные контроллеры. С беспроводными контроллерами ситуация как раз обратная, Intel вовсю продвигает свои собственные изделия, а AMD дает сторонним производителям полную свободу, обеспечивая таким образом более привлекательную цену на готовую систему.


AMD 690 до сих пор неплохо выглядит в качестве основы для бюджетного компьютера


Впрочем, козырной картой 690-го семейства чипсетов было именно качественное и быстрое видеоядро с полноценной поддержкой DirectX 9, а также, что кажется одним из ключевых моментов для домашнего медиацентра, HDMI интерфейса (только для 690G). Причем напомню, что AMD подошла к решению вопроса со всей основательностью и организовала полноценный HDMI, со звуком, что впоследствии было повторено и с видеокартами нового поколения.

О представленных в конце осени 2007 года новых чипсетах RD790FX/790X/770, выпускаемых в поддержку процессоров Phenom, мы уже рассказывали совсем недавно. Так что повторяться не будем, тем более что к этим чипсетам мы еще очень скоро вернемся, когда приступим к тестированию новых Phenom’ов.

На мобильном фронте под конец года без лишнего пафоса была запущена обновленная линейка чипсетов со встроенной графикой Radeon X2700. Прямой поддержки DirectX 10 в ней не появилось, но в целом для пользователей ноутбуков "десятка" до сих пор остается чем-то далеким и пока не нужным. А вот вычислительная мощность подросла значительно.

На 2007 год пришлись одновременно времена расцвета и закат чипсета Intel 965, поддерживавшего частоту FSB до 1066 МГц и память DDR2 до 800 МГц. Даже у энтузиастов (читай – оверклокеров и заядлых геймеров, привыкших пользоваться исключительно самыми производительными решениями в каждом из компонентов своих ПК) 965-й был более популярен, чем вроде бы более подходящий для этих целей Intel 975X Express. Причина такого успеха… Ну, собственно, во всем. 965-е семейство оказалось производительным, недорогим и отлично приспособленным под любой разгон. В то же время набор периферии, поддерживаемой южным мостом ICH8, оставался вполне достаточным для любых нужд. Но время не стоит на месте, поэтому даже такому удачному решению, как P965 пришлось выпускать замену. Впрочем, равно как и всей остальной линейке чипсетов от Intel.

В новом поколении Intel сменила свою давнюю традицию давать трехзначные номера производимой продукции. Отныне логика этой компании содержит в названии одну латинскую букву, указывающую класс (Q – бюджетные решения, P – мейнстримовые модели, G – со встроенным графическим ядром, X – производительные версии), и двузначный индекс. С индексами, правда, получилось не совсем гладко. Если помните, то практически идентичные по функциональности мейнстримовые чипсеты, отличающиеся только наличием/отсутствием всроенного видеоядра, были названы P35 и G33. В итоге новая маркировка порядка не добавила, так что при выборе материнской платы на чипсетах Intel по-прежнему приходится внимательно изучать спецификации, чтобы не купить совершенно не то, что нужно. Производители самих плат тоже не оставались в стороне, вспомнить только ECS с ее платой 965PLT-A, которая на самом деле собрана на базе чипсета Intel 946GZ (который при всех своих достоинствах все-таки ни разу не 965-й).

Тем не менее, новая серия чипсетов у процессорного гиганта получилась пусть и не революционной, но достаточно продвинутой, чтобы говорить о продолжении поступательной эволюции. Ведь, подумать только, вся предыдущая линейка чипсетов выпускалась еще с прицелом на окончательно устаревшие в 2007 году процессоры с микроархитектурой NetBurst, а такой популярный Core 2 якобы "приживался" на неродной платформе. Но при этом последние поколения процессоров Intel вполне совместимы между собой, и все новые чипсеты теоретически могут поддерживать, допустим, Pentium D.


Схема чипсета Р35


В общем, требовалось не так уж и много: подтянуть частоту FSB и DDR2, выпустить вариант северного моста с поддержкой DDR3, подготовить систему питания к выходу 45 нм процессоров, да и по мелочам подтянуть функциональность южного моста. Собственно, со всеми задачами Intel справилась. Правда, к введению поддержки DDR3 компания отнеслась осторожно и не стала отказываться от проверенной временем DDR2. Пока что самый мэйнстримовый чипсет P35 может работать как с одним, так и с другим типом памяти, однако производители (да и покупатели) большее предпочтение отдают платам с разъемами под DDR2. Впрочем, достаточно интересными остаются и гибридные варианты плат с одновременной поддержкой DDR2 и DDR3. Несмотря на то, что совместно память разных поколений работать не станет, потенциал для апгрейда у таких плат на данный момент остается оптимальным. Если, конечно, говорить о среднем ценовом диапазоне, в котором Socket LGA775 еще достаточно долго будет оставаться актуальным как минимум в компании с процессорами Penryn. При этом цены на DDR3 неуклонно падают, а частоты растут. Так что не за горами тот день, когда DDR2 и DDR3 сравняются по соотношению цена/производительность.

Немало внимания Intel уделяет новым технологиям, рассчитанным на определенные сегменты рынка. Например, технология vPro, получившая в "тридцатой" серии чипсетов дальнейшее развитие, должна сделать платформу Intel более привлекательной для корпоративных клиентов, поскольку с ее помощью значительно упрощается администрирование в больших сетях. А значит, рачительному хозяину можно будет здорово сэкономить на админах. Для домашнего пользователя vPro особых преимуществ не предлагает (вернее, предлагает, но кто же ими будет реально пользоваться?).

Ну а сверх того значительные изменения планировались и среди встроенного видео. Выпущенный при прошлом поколении чипсетов GMA 3000 так и не стал де-факто "первым встроенным видеочипом с поддержкой DirectX 10". От него, в принципе, этого DirectX 10 никому и не требовалось, но все-таки было интересно. Обвинять Intel в напрасных обещаниях тоже бесполезно, представители компании всегда говорили о своих видеоядрах крайне осторожно. Даже собственную терминологию придумали для унифицированных вычислительных блоков, чтобы не дай бог их не посчитали прямым аналогом шейдерных конвейеров в GeForce восьмитысячной серии. Впрочем, GMA X3500 искупает практически все "грехи" Intel и на данный момент является действительно отличным решением для тех, кто не желает тратить деньги (и заряд батареи, что немаловажно) на дискретную видеокарту.

В топовом сегменте Intel чувствует превосходство собственных процессоров и, в конце концов, все больше внимания обращает на любителей "погорячее". То есть, на оверклокеров. Не успел выйти чипсет X38, как появился анонс следующего за ним X48. Естественно, с поддержкой всех будущих процессоров Penryn на 45-нм техпроцессе и повышенной до 1600 МГц частотой FSB (это чтоб мало не показалось). Поддержка DDR3 прилагается. Разгоняй, сколько хочешь!


Плата на основе Х48


По линии мобильных платформ Intel продолжает развивать Centrino. В частности, в середине года была представлена платформа Intel Centrino Pro, ориентированная на корпоративных клиентов. Новые модели Wi-Fi контроллеров (с ускоренной в пять раз передачей данных и вдвое большей дальностью приема сигнала), а также обновленная технология vPro позволили использовать аппаратные средства защиты и администрирования в ноутбуках так же, как до этого и с настольными системами. Intel подхватила также идею ReadyBoost и реализовала в составе Centrino Pro свой вариант ускорения работы системы при помощи флэш-памяти – Intel Turbo Memory.


Вот эта "штуковина" нужна для реализации технологии Intel Turbo Memory


Технология опциональная, тем, кто не собирается ее использовать, соответствующий модуль просто не устанавливают. Но для корпоративных клиентов почти 20% прироста в скорости выполнения таких ключевых операций как загрузка ОС и часто используемых приложений (и это на фоне снижения общего энергопотребления!) оказалась вполне заманчивым предложением.

Тогда же появился и еще один новый бренд – Intel Centrino Duo. Нетрудно догадаться, что в его составе подразумевается использование двуядерных процессоров Core 2, а также чипсетов нового поколения со всеми вытекающими приятными последствиями.

Еще каких-то пять лет назад на рынке чипсетов держалась вполне демократичная ситуация. Совершенно необязательно "родной" чипсет был лучшим выбором – альтернатив всегда хватало с головой. Однако к 2007 году такие серьезные в прошлом игроки рынка как VIA и SiS подошли, имея в запасе лишь по одному анонсу мобильных чипсетов со встроенными видеоядрами, основными достоинствами которых было сакральное Windows Vista Ready и высокие показатели энергоэффективности. Впрочем, VIA продолжила разрабатывать перспективную для индустрии (и для компании VIA, в частности) жилу ультрамобильных устройств при помощи выпуска материнских плат нового формата – Pico-ITX.


Плата формата Pico-ITX от VIA


Размер этих плат составил всего 10х7,2 см, и нет оснований предполагать, что разработка VIA не станет де-факто индустриальным стандартом, поскольку два предыдущих форма-фактора, разработанных в этом направлении (Mini-ITX и Nano-ITX) такими стандартами стали. По крайней мере, тут вездесущая Intel до выхода Silverthorne и логики под эти новые процессоры остается в роли догоняющего. В то же время, для VIA пытаться отбить позиции на рынке десктопных чипсетов – все равно, что против ветра мочиться, как говорит народная мудрость. Так что пожелаем товарищам удачи в пока еще не так остро забитом конкурентами направлении.

Компания nVidia уже традиционно оставалась немного в стороне от всех платформенных войн, продолжая "починять свой примус"… То есть, выпускать чипсеты с поддержкой фирменного режима SLI, рассчитанные на довольно небольшой, но стабильный сегмент рынка. Ну и, конечно же, продолжился выпуск линейки мобильных чипсетов со встроенными видеоядрами GeForce, однако, похоже, что за темпами Intel и AMD в этом направлении угнаться становится совсем непросто. Так что не исключено, что в скором будущем чипсетные интересы nVidia сузятся еще больше, а основной упор, как и в старые добрые времена, будет делаться исключительно на дискретную графику.


Графика

Весь 2007 год прошел под знаком DirectX 10 и Windows Vista. Появлялись новые видеокарты от лидеров рынка, заполнялись различные ниши, постепенно обновлялись старые линейки продуктов. Но в итоге оказалось, что игр под DirectX 10 как не было, так до сих пор фактически и нет. Первый проект, по-настоящему использующий все возможности нового API, игра Crysis, появился только совсем недавно, осенью. Остальные игры, включая хваленый Lost Planet в версиях под DirectX 9 выглядели практически так же, как и под новым API. А подавляющее большинство игрушек, в которых номинально заявлена поддержка DirectX 10, на самом деле разрабатывались с самого начала по старым спецификациям, и лишь при помощи сравнительно небольших патчей стали использовать некоторые эффекты десятого DirectX. В общем, основной бум в игровой индустрии по этому направлению намечается как раз на 2008 год, так что задержка ATI с выпуском R600 не сыграла решающей роли.


Этого монстра, надеемся, вы помните хорошо


Зато гораздо заметнее на положении AMD/ATI сказалось отсутствие в первой половине 2007 года бюджетных решений под новый API. Как ни крути, а пиар-машина была раскручена неплохо, и продажи недорогих видеокарт нового поколения шли хорошо даже несмотря на фактическое отсутствие игр, для которых они были действительно необходимы.

Итак, после запуска в конце 2006 года первого видеоускорителя с унифицированной аритектурой (то есть, GeForce 8800) компания nVidia к апрелю выполнила свой план-минимум и представила на суд общественности чипы G84 и G86. Они легли в основу видеокарт GeForce 8600 и GeForce 8400 соответственно (кстати, многих такая "перекрестная" маркировка чипов вводит в заблуждение, поэтому повторю еще раз G84 = 8600, G86 = 8400). Среди несомненных достоинств новых чипов кроме унифицированной архитектуры и хорошей (на конец 2007 года) цены значится невысокое энергопотребление, а также более высокие частоты ядра и видеопамяти (что неудивительно). В то же время ахиллесовой пятой бюджетных видеокарт nVidia считают 128-битную шину обмена данными с видеопамятью. Такую же, как и у предыдущего поколения видеокарт – GeForce 7600.


Теперь это хороший выбор для экономного геймера


Таким образом, заметное превосходство над старичками сравнимого класса показывают разве что GeForce 8600 GTS, да и то обогнать GeForce 7900 GS (особенно при разгоне) под DirectX 9 им не суждено. Впрочем, тот факт, что next-gen игры наконец-то начали появляться, в итоге сделал 8600 разных модификаций оптимальным вариантом по соотношения цена/попугаи. Но осенью все же появилась замена акселераторам непонятно какого среднего уровня - nVidia наконец-то впервые ввела поддержку для видеокарт middle-end класса 256-битную шину памяти, а производительность нового решения находилось на уровне GeForce 8800 GTS/GTX. Как вы правильно догадались, речь идет о GeForce 8800 GT, очередного бестселлера на рынке графических акселераторов.


А это уже мечта любого геймера


Но с другой стороны активизировалась и AMD/ATI, оттягивавшая выпуск своего R600 до последнего момента. Причем если Radeon HD 2900 XT, в конце концов, вышел, то версии XTX так и не появилось. Гадать о причинах такой задержки не приходится. Энергопотребление Radeon HD 2900 ХТ на уровне 215 Вт поразило даже видавших виды оверклокеров. Грамотная организация референсного охлаждения позволила достичь высоких частот работы видеочипа без "вылета" за пределы разумного температурного режима. Однако представить себе, сколько бы "кушал" Radeon HD 2900 XTX, оборудованный 1 ГБ видеопамяти и работающий на еще более высоких частотах, я лично не могу.

В то же время выпущенные к лету младшие версии Radeon HD 2XXX оказались отличной альтернативой продукции компании nVidia. Сказать, что кто-то в этой схватке вышел явным победителем, нельзя. Одни тесты выигрывали GeForce 8400, 8500 и 8600, в других первые места занимали Radeon HD 2400 и 2600. Как и в старые добрые времена, окончательный выбор свелся к личным предпочтениям самих покупателей, чуть ли не на уровне "мне красный текстолит больше нравится", поскольку соотношение цена/производительность у конкурентов в итоге оказалось сопоставимым.


Radeon HD 2600


Немаловажным было и то, что младшие Radeon’ы, изготовленные по нормам 65-нм техпроцесса были достаточно "холодными" и, соответственно, экономичными. Поэтому оставалось лишь дождаться, когда архитектура Radeon HD 2900 XT будет перенесена на этот техпроцесс. И AMD не заставила нас долго ждать, представив осенью выполненных по 55-нм технологическим нормам Radeon HD 3870 и 3850, которые пока займут верхнюю позицию в списке предложений от ATI. Отметим то, что новый техпроцесс крайне позитивно сказался на цене конечного продукта, которая должна удержаться в рамках 160-200 долларов.


Пара этих карт способна положить на лопатки GeForce 8800 Ultra


nVidia при всей активности AMD не торопится с анонсом новых поколений дискретных видеокарт и даже игнорирует появление новой версии DirectX 10.1. Тут, в принципе, можно понять калифорнийскую компанию, поскольку если уж под "десятку" игры делают такими черепашьими темпами, то уж под новую ревизию API от Microsoft разработчики уж точно перейдут не скоро. Так что можно спокойно продолжать развитие текущего поколения, выпускать промежуточные версии видеокарт (тот же 8500), расширяться на мобильные платформы (серия дискретных акселераторов GeForce 8M) и продолжать заниматься картами для профессионалов, работающих с графикой (Quadro FX).

Как видите, даже в отношении основных компонентов компьютеров 2007 год оказался во многом революционным. Главным событием, пожалуй, назовем преодоление 45 нанометров при помощи новой технологии Intel (с применением новых материалов). На втором месте – никуда не денешься – расположим ответ AMD на микроархитектуру Core – процессоры Opteron и Phenom на микроархитектуре K10. Что бы там ни говорили Intel’овцы, а Phenom таки действительно первый по-настоящему четырехъядерный настольный процессор. Пускай и с неприятной ошибкой. Третье место заочно отдадим новым Radeon’ам. Им еще предстоит доказать свою состоятельность в борьбе с видеокартами nVidia, но время выхода получилось вполне хорошим. DirectX 10 только-только набирает обороты.


Наша работа возникла из-за любви к железу!