AMD Ryzen 7 1800X против Core i7-7700K в играх. Изучаем возможности Ryzen с разной конфигурацией ядер

После длительного застоя на процессорном рынке компания AMD смогла вернуться в топовый сегмент. Недавно мы рассматривали ее новый процессор Ryzen 7 1800X, который в ряде прикладных задач сумел составить серьезную конкуренцию для старших Intel Core i7. Но простого домашнего пользователя интересует еще и игровая производительность. Этому вопросу посвящена данная статья.

AMD Ryzen 7 1800X

Не секрет, что прошлое поколение процессоров AMD FX в игровых задачах выглядело слабовато на фоне решений Intel с меньшим количеством ядер. Теперь ситуация может измениться, что связано как с лучшей поддержкой многопоточности в новых играх, так и с новой архитектурой Zen. Для данного игрового тестирования в качестве конкурента со стороны Intel выбран один из старших процессоров для платформы LGA1151. Это Core i7-7700K с четырьмя физическими ядрами, который обрабатывает восемь потоков. Рассматриваемый AMD Ryzen 7 1800X насчитывает восемь модулей на 16 потоков, хотя работает на более низких частотах. Еще пару лет назад такой перекос по количеству ядер/потоков не смутил бы игроков, предпочитающих решения Intel. Как сейчас сложится противостояние столь разных процессоров? Ответ на это даст наше тестирование!

  AMD Ryzen 7 1800X Intel Core i7-7700K
Ядро Summit Ridge Kaby Lake
Разъем AM4 LGA1151
Техпроцесс, нм 14 14
Число ядер (потоков) 8 (16) 4 (8)
Номинальная частота, ГГц 3,6 4,2
Частота boost-режима, ГГц 4 4,5
L1-кэш, Кбайт 8 x (32 + 64) 4 x (32+32)
L2-кэш, Кбайт 8 x 512 4 x 256
L3-кэш, Мбайт 16 8
Поддерживаемая память DDR4-2667
DDR4-2400
DDR4-2400
DDR3L-1600
Каналов памяти 2 2
TDP, Вт 95 91
Рекомендованная стоимость $499 $339

Процессоры AMD Ryzen 7 1800X и Intel Core i7-7700K будут протестированы в номинале и в разгоне. Заодно мы попытаемся оценить потенциал младших решений AMD, созданных искусственно в наших условиях. Сложный алгоритм boost-режима, который в каждом отдельном приложении будет по-разному регулировать частоты ядер в зависимости от нагрузки, не позволяет получить полный аналог младших CPU путем снижения множителей на AMD Ryzen 7 1800X. А вот после повышения частот и при фиксированном их значении мы можем оценить потенциал других моделей AMD в разгоне. Заодно изучим влияние количества ядер на общую производительность.

Для Ryzen 7 1800X ближайшим соседом с меньшим числом ядер является Ryzen 5 1600X, который работает с аналогичной базовой частой 3,6 ГГц при максимальном boost-значении 4 ГГц. Заменим разогнанный Ryzen 5 1600X на частоте 4 ГГц нашим AMD Ryzen 7 1800X при конфигурации ядер 3+3. Также интересны четырехъядерные версии Ryzen. Получим аналог младшего AMD Ryzen 5 1400. У него 2+2 ядра при урезанной до 8 МБ кэш-памяти L3. Из Ryzen 7 1800X напрямую такое сочетание не получить, но можно включить конфигурацию 4+0, которая обеспечит одинаковый объем кэша L3. И при частоте 4 ГГц можно будет оценить потенциал такого процессора при разгоне. Поэтому будем считать, что конфигурация 4+0 заменит нам ускоренный Ryzen 5 1400. Для лучшего понимания ситуации приведем таблицу со стандартными характеристиками процессоров Ryzen.

  AMD Ryzen 7 1800X AMD Ryzen 5 1600X AMD Ryzen 5 1400
Ядро Summit Ridge Summit Ridge Summit Ridge
Разъем AM4 AM4 AM4
Техпроцесс, нм 14 14 14
Число ядер (потоков) 8 (16) 6 (12) 4 (8)
Номинальная частота, ГГц 3,6 3,6 3,2
Частота boost-режима, ГГц 4 4 3,4
L1-кэш, Кбайт 8 x (32 + 64) 6 x (32 + 64) 4 x (32 + 64)
L2-кэш, Кбайт 8 x 512 6 x 512 4 x 512
L3-кэш, Мбайт 16 16 8
Поддерживаемая память DDR4-2667
DDR4-2400
DDR4-2667
DDR4-2400
DDR4-2667
DDR4-2400
Каналов памяти 2 2 2
TDP, Вт 95 95 65
Рекомендованная стоимость, $ 499 н/д н/д

Тестовый стенд AMD

Конфигурация тестовой системы для Ryzen следующая:

  • процессор: AMD Ryzen 7 1800X;
  • материнская плата: ASRock Fatal1ty AB350 Gaming K4 (Socket AM4, ATX, AMD B350, UEFI Setup 1.42 Beta);
  • кулер: Noctua NH-D15 (два вентилятора NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
  • термопаста: Noctua NT-H1;
  • оперативная память: G.Skill F4-3200C15D-16GTZKO (2x8 ГБ, DDR4-2666, CL16-16-16-36-1T);
  • видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 Founders Edition;
  • системный диск: Kingston SSDNow KC400 512GB (512 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
  • операционная система: Windows 10 64 bit;
  • драйвер чипсета: AMD Crimson ReLive Edition 17.2.1;
  • драйвер видеокарты: NVIDIA GeForce 378.92.

Основываясь на ранее проведенных тестах, для Ryzen был выбран оптимальный для производительности режим с отключенной парковкой ядер. В разгоне частота процессора фиксировалась на уровне 4 ГГц при режиме памяти DDR4-3200 (16-17-17-39). При аналогичных параметрах в разгоне до 4 ГГц задействованы еще две конфигурации с разным количеством ядер:

  • AMD Ryzen 7 1800X 4 ГГц (3+3) — аналог AMD Ryzen 5 1600X в разгоне до 4 ГГц;
  • AMD Ryzen 7 1800X 4 ГГц (4+0) — аналог AMD Ryzen 5 1400 в разгоне до 4 ГГц.

Тестовый стенд Intel

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Intel Core i7-7700K;
  • материнская плата: ASRock Fatal1ty Z270 Gaming K4 (Socket LGA1151, ATX, Intel Z270, UEFI Setup P1.10);
  • кулер: be quiet! Silent Loop 280mm (2x140 мм, 1600 об/мин);
  • термопаста: Noctua NT-H1;
  • оперативная память: G.Skill F4-3200C15D-16GTZKO (2x8 ГБ, DDR4-2666, CL16-16-16-36-1T);
  • видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 Founders Edition;
  • системный диск: Kingston SSDNow KC400 512GB (512 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
  • операционная система: Windows 10 64 bit;
  • драйвер чипсета: Intel Management Engine 11.6.0.1030, Turbo Boost Max 3.0 1.0.0.1029, Intel INF Update Utility 10.1.1.42;
  • драйвер видеокарты: NVIDIA GeForce 378.92.

В разгоне процессор Intel работал на частоте 4,6 ГГц в сочетании с памятью DDR4-3200 (16-17-17-39).

На всех тестовых конфигурациях использовалась референсная видеокарта GeForce GTX 1080. Ее частоты на стандартном уровне, но повышена скорость вентиляторов, чтобы обеспечить низкий температурный режим и избежать просадок boost-частоты из-за превышения температурного лимита.

Методика тестирования

Тестовые режимы подбирались так, чтобы оценить практическую разницу в процессорной производительности, с учетом того, что потенциальный пользователь будет задействовать высокое качество графики. Каждая игра протестирована в нескольких режимах, задействованы разрешения 1920x1080 и 2560x1440. В самых требовательных приложениях задействовано только разрешение Full HD, но при разных настройках графики. Все нюансы подробнее описаны ниже. Для измерения fps в ручном режиме мы использовали утилиты Fraps и Mirillis Action!

3DMark Fire Strike

Тест Fire Strike из тестового пакета 3DMark прогонялся в разрешении 1920x1080. На итоговых диаграммах указаны данные по общему баллу на разных системах и данные теста физики (Physics).

3DMark Time Spy

Новый бенчмарк под DirectX 12 запускался с настройками по умолчанию. Указан общий балл и данные процессорного теста CPU Score.

Battlefield 4

Тестирование проводилось в двух разрешениях: 1920x1080 и 2560x1080 при Ultra-качестве (включая MSAA 4x).

За основу взята тестовая последовательность действий, которую мы используем при сравнении видеокарт. Но тест укорочен, попутно в него добавлена стрельба и разрушение при помощи гранат бетонных элементов, чтобы ввести в тестовую последовательность элемент просчета сложной физики.

Для каждого режима по два запуска приложения на семь повторов.

Battlefield 1

Тестирование проводилось путем переигрывания небольшого игрового эпизода в начале задания «Мыс Геллес», где обыгрывается штурм Галлиполи. Бойцы высаживаются на берег под плотным артиллерийским огнем, и при обильных взрывах производительность проседает сильнее, чем в большинстве других игровых моментах. Выполнялось два тестовых запуска на каждый режим по семь повторов.

Отключено ограничение видеопамяти. Тестирование проведено в DirectX 11 при помощи Fraps.

Тестовых режимов три:

  • 1920x1080 графика High;
  • 1920x1080 графика Ultra;
  • 2560x1440 графика Ultra.

Дополнительно проведено тестирование в сетевом режиме при Ultra-графике в 1920x1080. Измерялась частота кадров во время вступительной сцены к карте Монте-Граппа операции «Железные стены». В течение данного вступления камера пролетает над локацией. Поскольку сетевая игра зависит от множества условий, то разброс результатов очень высокий. Поэтому выполнялось не менее 20 повторов, а процессоры протестированы только в номинале.

Deus Ex: Mankind Divided

Тестирование проводилось при очень высоком и максимальном качестве графике (Very High и Ultra) в 1920x1080. Оба режима при рендеринге в DirectX 12, который обеспечивал некоторое преимущество относительно DirectX 11.

Стандартный игровой бенчмарк прогонялся не менее семи раз для двух тестовых режимов.

Dishonored 2

Производительность измерялась при помощи Fraps во время переигрывания небольшой последовательности действий в порту Карнаки.

Тестирование проводилось в трех режимах:

  • 1920x1080 графика Very High;
  • 1920x1080 графика Ultra;
  • 2560x1440 графика Ultra.

Во всех случаях активно затенени HBAO+ и отключено адаптивное разрешение. Для каждого режима выполнялось два запуска игры на семь повторов теста.

Fallout 4

Тестирование проводилось при помощи Fraps. За основу взята наша тестовая последовательность для сравнения видеокарт, но чуть увеличена длительность прогулки и добавлена стрельба в конце. Не менее семи повторов и дополнительные запуски в случае большого разброса результатов.

Выбран профиль максимального качества графики, дополнительно задействовано затенение HBAO+. Тестирование проведено в двух режимах: 1920x1080 и 2560x1440.

For Honor

Тестирование проводилось при помощи встроенного бечнмарка при профиле максимального качества Very High. Не менее семи повторов.

Два тестовых режима: в разрешении 1920x1080 и в 2560x1440.

Gears of War 4

Использовался встроенный игровой бечнмарк, который прогонялся не менее семи раз.

Выбрано максимальное качество графики (профиль Ultra), активны все дополнительные параметры под DirectX 12. Два тестовых режима в разных разрешениях: 1920x1080 и в 2560x1440.

Grand Theft Auto 5

Для тестирования использовался встроенный бенчмарк. Пять повторов. Для комплексной оценки рассчитывался средний fps по итогам всех тестовых сцен.

Все основные настройки графики на максимуме, активны дополнительные параметры — дальность подгрузки детализированных объектов (Extended Distance Scaling) и пункт «длина теней» (Extended Shadows Distance) +100% к базовому уровню. Три тестовых режима с разными настройками сглаживания и в разном разрешении:

  • 1920x1080 графика Ultra, FXAA;
  • 1920x1080 графика Ultra, MSAA 4x;
  • 2560x1440 графика Ultra, MSAA 2x.

Hitman

Вместо стандартного бечнмарка в данной игре производительность измерялась во время вступительной сцены к начальной миссии. Это один из моментов с множеством NPC, которые наиболее критичны для производительности в игре. Выполнялось не менее семи повторов приведенной ниже тестовой сцены для каждого режима.

Тестирование проведено при максимальных настройках графики со сглаживанием SMAA. На данный момент игра стала работать быстрее в DirectX 12, поэтому мы решили сравнить процессоры при разных DirectX. Всего три тестовых режима:

  • 1920x1080 графика Ultra, DirectX 11;
  • 1920x1080 графика Ultra, DirectX 12;
  • 2560x1440 графика Ultra, DirectX 12.

Для измерения fps использовались утилиты Fraps и Mirillis Action!

Sid Meier's Civilization VI

Использовался встроенный бенчмарк для измерения среднего времени хода искусственного интеллекта (бенчмарк ИИ). Единственный тест, где меньшее значение — лучший результат.

Настройки графики для бенчмарка ИИ не критичны, но решено провести измерения при 1920x1080 и 2560x1440. В обоих режимах установлено максимальное качество графики при сглаживании MSAA 4x в DirectX 12.

Titanfall 2

Тестирование проводилось при помощи Fraps в начале первой миссии после пролога. Выполнялась определенная последовательность действий на большой локации со сложным ландшафтом. Не менее семи повторов для каждого режима.

Выбрано максимальное качество всех графических параметров, включая «безумное» качество текстур. Дополнительно отключено адаптивное разрешение (Adaptive Resolution). Тестирование проведено в двух режимах при разном разрешении: 1920x1080 и 2560x1440.

The Witcher 3: Wild Hunt

Тестирование проводилось при помощи Fraps. Измерялся fps во время поездки по дороге в селение Белый Сад. Не менее шести повторов и дополнительная тестовая сессия для самого простого режима графики.

Задействованы максимальные установки графики. В случае самого простого режима «запредельное» качество сочетается с отключением HairWorks, а из пост-эффектов активно только сглаживание, свечение и столбы света (лучи). Всего тестовых режимов три:

  • 1920x1080 графика Ultra без HairWorks, отключены некоторые эффекты постобработки;
  • 1920x1080 графика Ultra, все включено;
  • 2560x1440 графика Ultra, все включено.

Tom Clancy's Ghost Recon: Wildlands

Для тестирования задействован встроенный игровой бенчмарк, который прогонялся по 7 раз.

Игра крайне требовательна к мощности графического ускорителя. Поэтому выбрано два режима при одном разрешении:

  • 1920x1080 графика Very High;
  • 1920x1080 графика Ultra.

Tom Clancy's The Division

Встроенный тест производительности прогонялся не менее семи раз для каждого режима. Тестирование проводилось только в DirectX 11.

Три тестовых режима:

  • 1920x1080 графика High, DirectX 11
  • 1920x1080 графика Ultra+, HBAO+, DirectX 11
  • 1920x1080 графика Ultra+, HBAO+, DirectX 12
  • 2560x1440 графика Ultra+, HBAO+, DirectX 11.

Под Ultra+ подразумевается дополнительное увеличение всех параметров до предела (отражения, детализация), плюс более качественное затенение HBAO+.

Total War: Warhammer

Встроенный тест производительности прогонялся не менее шести раз для каждого режима. Тестирование проводилось только в DirectX 11, поскольку тут DirectX 12 давал исключительно падение fps.

Три тестовых режима:

  • 1920x1080 графика Ultra;
  • 1920x1080 графика Ultra+, MSAA 4x;
  • 2560x1440 графика Ultra.

Под Ultra подразумевается стандартный одноименный профиль настроек качества. В Ultra+ мы дополнительно повышали до предела все доступные параметры и активировали тяжелое сглаживание MSAA.

Watch Dogs 2

Выполнялась пробежка по улицам района Пало-Альто и ближней роще. Выполнялось два запуска игры по пять-шесть повторов тестовой прогулки.

AMD Ryzen 7 1800X против Core i7-7700K в играх

Три тестовых режима:

  • 1920x1080 графика Very High;
  • 1920x1080 графика Ultra;
  • 2560x1440 графика Ultra, временная фильтрация.

Энергопотребление

Производись замеры общего энергопотребления системы в автоматизированных тестах и бечнмарках при разрешении в 1920x1080 с максимальными установками качества графики. Список тестовых приложений:

  • Deus Ex: Mankind Divided;
  • For Honor;
  • Gears of War 4;
  • Grand Theft Auto 5;
  • Sid Meier's Civilization VI;
  • Tom Clancy's Ghost Recon: Wildlands;
  • Tom Clancy's The Division;
  • Total War: Warhammer.

В расчет брались пиковые значения во время каждого прогона, на основе которых рассчитывалось среднее пиковое по отдельным тестам, а потом вычислялось итоговое среднее значение. Данные снимались при помощи прибора Cost Control 3000.

Теперь есть на что посмотреть