Столпы управления в видеоиграх или история D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Какой бы ни была замечательной и совершенной конкретная видеоигра, удовольствие от ее прохождения может быть полностью испорчено плохо продуманным управлением. Геймпад или комбинация из клавиатуры с мышкой в данном случае представляют собой важных проводников в фантастический виртуальный мир, которых ни в коем случае нельзя недооценивать. Однако за время формирования индустрии какие-то элементы управления зарекомендовали себя, как самые стабильные, и без них уже сложно представить геймплей абсолютно любой игры.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

D-Pad

Компания Nintendo, как известно, приступила к работе еще в очень далеком 1889, а 76 лет спустя, в 1965, ее штат пополнился человеком по имени Гунпей Йокой, в итоге подарившем игровой индустрии множество изобретений, среди которых портативные консоли Game & Watch, Game Boy, и, конечно же, знаменитый крест на левой стороне практически любого геймпада — D-Pad.

Изначально главной обязанностью Йокоя в Nintendo было управление и обслуживание сборочных машин, с помощью которых изготавливались игральные карты Ханафуда, на продаже которых долгое время и выстраивался бизнес компании. Тем не менее, в 1966 Йокоя перевели в отдел инженеров, чтобы он помог придумать идеальный товар для продажи на рождественские праздники. Тогда-то он и зарекомендовал себя в глазах президента Nintendo Хироси Ямаучи, сконструировав игрушку Ultra Hand, дизайн которой он разработал в свободное время. Ultra Hand имела огромный успех, разойдясь на запуске тиражом в 1,2 миллиона копий. Позже Йокой продолжил работать над серией Ultra, выпустив Ultra Machine и Ultra Scope.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

В 70-х видеоигры начали набирать обороты, и Nintendo решила не отставать от трендов. В 1977 компания представила Color TV Game 6 с разными версиями Pong, а затем Color TV Game 15 с отдельными контроллерами. При этом начальство Nintendo четко дало понять Йокою и его команде, что ей необходимо выделиться в молодой индустрии, предложив новые форматы гейминга.

Чтобы решить эту задачу Йокой решил частично воспользоваться технологией, на основе которой были построены электронные калькуляторы, и предложил игрокам Game & Watch, портативные консоли, выстроенные вокруг самых разных тайтлов библиотеки Nintendo.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Изначально, не считая самой игры, Game & Watch включала только часы, будильник и две кнопки. Однако идеи становились все сложнее и сложнее, требуя больше вариаций в управлении персонажем.

В какой-то момент Йокою было поручено портировать на Game & Watch знаменитую аркадную игру Donkey Kong, и его команда столкнулась с проблемой. В то время как большинство игр Game & Watch использовали лишь горизонтальную ось, при которой были необходимы лишь кнопки «вправо» и «влево», в Donkey Kong главный герой передвигался в том числе и по вертикальной оси в попытках спасти принцессу от Конга.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Учитывая, что джойстик не получалось разместить на такой небольшой консоли, было решено поместить по кнопке для каждого направления. Однако подобный интерфейс заставлял игроков регулярно бросать взгляд на кнопки, тем самым отвлекая от геймплея, и в итоге от него временно отказались.

Наконец, Йокой придумал удобную крестообразную пластиковую деталь с шаровым шарниром поверх кнопок ввода. Получившийся «Directional Pad» был достаточно интуитивным в управлении и к тому же довольно миниатюрным, что позволяло портативной консоли закрываться в принципе.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

В то время Гунпай называл свое небольшое изобретение «plus controller» из-за сходства с символом операции сложения. Инженер хотел разместить D-Pad на правой стороне консоли, но решил не сбивать любителей аркадных автоматов, которые привыкли орудовать джойстиком на левой стороне машины.

В то время Nintendo и понятия не имела, насколько революционно их нововведение в рамках игровой индустрии. Даже после релиза Donkey Kong выходили другие игры Game & Watch, вроде Super Mario Bros., Climber, и Balloon Fight, у которых вместо D-Pad на левой стороне были те самые четыре кнопки.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Следующим пристанищем D-Pad стало эволюционное продолжение Game & Watch в виде портативной консоли Game Boy, а в 1983 Nintendo выпустила в Японии свою 8-битную приставку Famicom, и технологии Йокоя нашлось место на ее контроллерах. Изначально никто и не думал использовать D-Pad, пока инженер Такао Савано не вспомнил об изобретении Гунпая. Famicom и ее американская версия NES стала настоящим хитом, и в будущем Nintendo продолжила использовать D-Pad на контроллерах ко всем ее приставкам за исключением Switch, вышедшей в 2017 году. Правда и к ней можно приобрести контроллер Pro с D-Pad.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Nintendo зарегистрировала патент на «Multi directional switch» 5 августа 1983 года, и на протяжении двадцати лет компания обладала эксклюзивными правами на использование данной технологии. Конкуренты же в лице Sega, Microsoft и Sony вынуждены были использовать аналогичные механизмы управления на своих контроллерах.

Например, главный враг Nintendo в 90-х, Sega, назвала свой рычаг управления «D button» и разместила его на контроллерах к Genesis. Устройство работает точно так же, как D-Pad, однако крошечные инженерные изменения позволили обойти патент Nintendo. Sony тоже не осталась в стороне и нашла выход из ситуации — прикрепила аналог D-Pad внутри корпуса контроллера.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Когда же в 2005 срок патента истек, любая компания могла воспользоваться наработками Nintendo, и D-Pad можно обнаружить даже на недавно анонсированной консоли Steam Deck. При этом, как многие могли заметить, знаменитая крестовина используется не только в игровой индустрии. D-Pad не редко можно было обнаружить на различных карманных компьютерах, пультах управления различной техникой, и даже смартфонах.

Что касается самого Йокоя, то в Nintendo он проработал до 1996 года, успев спродюсировать большое количество видеоигр и поучаствовать в разработке таких легендарных устройств, как R.O.B. и Virtual Boy. К сожалению, жизнь инженера закончилась весьма трагичным образом — на следующий год после ухода из Nintendo Йокой был сбит на скоростном шоссе проезжающим мимо автомобилем. До этого момента он успел основать новую компанию Koto и занимался разработкой портативной консоли WonderSwan для Bandai.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

WASD

Возможно, Деннис «Thresh» Фонг и не первый додумался использовать комбинацию клавиш WASD для передвижения в шутерах, но считается, что именно он популяризировал ее, победив на турнире по Quake в 1997 и став знаменитостью зарождающегося киберспорта. Тогда с помощью WASD Фонг перемещался по карте «Castle of the Damned», на которой он победил своего главного конкурента Тима «Entropy» Кимзи, после чего был награжден автомобилем Ferrari 328 GTS самого Джона Кармака. Не удивительно, что после такого многие фанаты Quake стали равняться на Фонга и подражать его игре.

«Когда я светился с Кармаком на разных ивентах, ко мне часто подходили фанаты и спрашивали подробности моего конфига. Это происходило так часто, что в конечном итоге Кармак добавил его настройки в Quake 2 для всех желающих», — вспоминал Фонг.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Интересно, но до триумфа в Quake Фонга частенько побеждал в Doom его брат Лайл, несмотря на то что Фонг стал чемпионом в этой игре на турнире Judgment Day в 1995. В то время как все смотрели по сторонам с помощью стрелок на клавиатуре, Лайл использовал трекбол. В какой-то момент Фонгу надоело проигрывать, и он решил укротить компьютерную мышь, что в свою очередь вынудило перенести левую руку на WASD для удобства.

«Как только я перешел на мышь, мои навыки выросли в несколько раз. Можно сказать, после этого я не проигрывал вообще», — признался Фонг.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Вообще в 90-е игроки использовали самые разные раскладки. При этом некоторые разработчики ставили в своих тайтлах непопулярные раскладки по умолчанию, вроде ASDK в System Shock, WADX в System Shock 2, и AZQE в Descent. Тот же Фонг какое-то время использовал WADX и уверяет, что один из его друзей на постоянной основе пользовался ZXCV.

Тем не менее, к выходу Quake 2 даже без помощи конфига Фонга самой популярной комбинацией уже была WASD. Также существенную роль в ее распространении сыграла Half-Life, вышедшая в 1998 году, в которой раскладка WASD стояла по умолчанию.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Затем примеру Half-Life последовали такие игры, как Starsiege Tribes, Quake 3, Daikatana. В 2004 WASD была уже настолько популярна, что оказалась даже в World of Warcraft, охватившей за первые несколько лет больше десяти миллионов человек.

Забавно, но сам глава Valve Гейб Ньюэлл не признает всеми любимую раскладку.

«Лично я не котирую WASD, потому что она убирает руки с печатной позиции. Я всегда предпочитал ESDF», — рассказал Ньюэлл.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Компьютерная мышь

Считается, что самую первую версию компьютерной мыши представил научный исследователь и изобретатель Дуглас Карл Энгельбарт совместно с инженером Биллом Инглишем в 1964 году. Два металлических колеса под деревянным корпусом в патентном бюро были описаны, как «Индикатор X-Y позиций для системы отображения». Мышью же устройство было названо из-за провода, в общей картине напоминающего хвост. Кстати, достижения Энгельбарта не ограничиваются мышью — он также внес весомый вклад в развитие графического пользовательского интерфейса, гипертекста и компьютерной сети.

Интересно, но в 1968 компьютерную мышь открыла и немецкая компания Telefunken, вот только зарегистрировать патент она не подумала.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

Одним из первых компьютеров, с которым использовалась мышь, стал Xerox Alto, выпущенный еще в 1973 году. За дизайн новой мыши «на колесе» был ответственен все тот же Билл Инглиш, работающий на исследовательский центр Xerox Parc.

Примерно в это же время началась разработка трекбола, представляющего собой закрепленный в корпусе шар. На самом деле трекболы к тому моменту уже давно использовались армией, например, при управлении радарной системой, а самый первый экземпляр был разработан ученым Ральфом Бенджамином.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

При этом хоть какую-то популярность мышь получила лишь в 80-х в рамках компьютеров Microsoft, Apple, и Atari. В 1984 Apple заключила соглашение с Xerox, в рамках которого последняя получала часть компании Стива Джобса и Стива Возняка за возможность использования их устройства с компьютерами Macintosh.

Что касается оптической мыши, то на нее был зарегистрирован патент в 1988 году, а авторами выступили Лиза Уильямс и Роберт Черри из Xerox Microelectronics Center. Рядовым же пользователям оптическая мышь стала по карману лишь к концу 90-х. В 1996 устройства обзавелось колесиком, а в 2004 компания Logitech выпустила первую лазерную компьютерную мышь.

История D-Pad, WASD и компьютерной мыши

***

Само собой, тонкости управления видеоиграми всегда останутся одним из ключевых элементов всего игрового процесса, какую бы форму они не приняли. И хотя вряд ли в ближайшее время что-то сможет сместить D-Pad, мышку или даже комбинацию клавиш WASD со своих ролей, интересно представить, в каком виде мы будем взаимодействовать с видеоиграми в будущем.