Tomb Raider. Перерождение легенды

  Tomb Raider
Разработчик Crystal Dynamics, Nixxes Software
Издатель Square Enix
Официальный сайт www.tombraider.com
Дата выхода Март 2013
Локализатор 1С-СофтКлаб
Жанр Экшен

Перезапуск одной из самых известных игровых серий про похождения Лары Крофт был лишь вопросом времени. И дело не только в общей тенденции по реанимации подзабытых игровых франшиз. Тот Tomb Raider, который мы знали, уже почти исчерпал себя. Причем это происходит с ним уже не в первый раз. Ранее дать вторую жизнь Ларе удалось разработчикам из Crystal Dynamics, принявшим эстафету у Core Design. Ими было выпущено три игры — Legend, Anniversary и Underworld. В последней из них уже прослеживался определенный кризис идей, вызывавший у бывалых игроков привкус вторичности. Требовались какие-то изменения, и на этот раз более существенные, чем это было в Legend. Первая попытка переосмысления игры в виде изометрического экшена Lara Croft And The Guardian Of Light, мягко говоря, была очень странной. Все поклонники пышногрудой Лары безусловно ждали полноценного серьезного продолжения. И вот мы его дождались.

Tomb Raider образца 2013 года — совершенно новая игра в сюжетном плане. Это полная перезагрузка серии без попыток увязать нынешние события с рассказанными ранее. Общее с предшественниками у новой игры лишь в главной героине. Но и сама Лара Крофт в этот раз выглядит и воспринимается иначе. Нам демонстрируют ее становление в качестве охотника за древними артефактами. Вместо неугомонной акробатки и матерого уничтожителя вооруженных бугаев нам предлагают сыграть за обычную хрупкую девушку, волею судьбы оказавшуюся в экстремальных условиях и вынужденную бороться за свое выживание всеми доступными методами.

Tomb Raider

Начинается все с кораблекрушения у берегов загадочного острова в Тихом океане. С трудом вырвавшись из лап водяной стихии, Лара тотчас попадает в лапы к каким-то бешенным фанатикам, совершает побег, пробирается сквозь узкую горную тропу с препятствиями и находит временный приют у костра в скалистой расщелине. Попутно героиню избивают, она падает, протыкает себе бок штырем и вообще под конец дня оказывается на исходе физических и моральных сил. Все это сопровождается экшен-сценами, киношными ракурсами и соответствующей постановкой. Совершенно нетипичные для Tomb Raider ощущения. Как будто кино смотришь, да еще и атмосфера нагнетается мрачная. Когда, дрожащая промокшая Лара пытается согреться у костра, а из ее рта идет густой пар, сам ощущаешь себя в роли одинокого путника брошенного на растерзание стихии и неизвестности.

Tomb Raider

Измененный внешний вид героини играет важную роль в создании такой атмосфере. Впервые Лара похожа на живую девушку, а не на силиконовую куклу с надутыми грудьми. При этом была тщательно переработана анимация и все движения тоже выглядят более реалистично. Наша протагонистка очень жизненно хватается за поврежденный бок и волочит усталые ноги.

Но очень быстро задачи выживания сменяются другими. Противостояние со стихией и диким зверьем сменяются привычным уже скалолазанием и стычками с дикими культистами. Лара пытается воссоединиться с выжившими товарищами и связаться с внешним миром. Этому активно противодействуют непонятные бородатые мужики в лохмотьях, которые в свое время тоже стали жертвами кораблекрушений, но теперь объединились в некую религиозную коммуну. Поначалу все это кажется очень странным, но нет никаких намеков на мистику ,что просто отлично. Старые Tomb Raider всегда были посвящены каким-то волшебным артефактам, были даже демоны, проклятия и прочая чертовщина. Новая игра пытается быть более приземистой и жизненной, отчего больше веришь той истории, которую тебе рассказывают. Кстати, по сюжету и атмосфере прослеживается схожесть с небезызвестным телесериалом LOST.

Tomb Raider

Полностью без мистики все же обойдется. Под конец акценты в повествовании сместятся на противоборство древним силам, которые нам придется одолеть, чтобы покинуть проклятый остров.

Tomb Raider

Tomb Raider интересен тем, что одновременно с развитием главной сюжетной линии нам предлагают параллельно несколько историй о древней японской империи и странном культе, который служит давно почившей в прошлом императрице. Все это взаимосвязано между собой. Из найденных записей и манускриптов, как из кусочков мозаики, перед нами постепенно выстраивается картина того, что происходило на острове в прошлом. Сделано это очень умело, игра не стремится выбросить сразу все козыри на стол, а поддерживает интригу.

Несколько неудачно обыграны разве что моральные переживания по поводу необходимости убийств. Лара очень быстро превращается в истребителя всего и вся, легко сея смерть. Но по сюжету она иногда все еще проявляет свою «женскую слабость». И на фоне десятков уничтоженных врагов такие душевные метания героини выглядят уже совсем не очень достоверно. Более убедительным в этом плане был недавний Far Cry 3, герой которого в критической ситуации очень быстро оставил свои гуманные убеждения в прошлом и трансформировался в неудержимого убийцу, что вполне соответствовало необходимости выживания в среде еще больших психопатов-убийц. А еще на Ларе все заживает как на собаке. Пропоротый бок на следующий день уже совсем не беспокоит, а все повреждения никак не сказываются на нашей активности. Кроме вступления лишь в одной эпизоде еще обыгрывается тема затрудненного передвижения из-за ранения.

Tomb Raider

Игровой процесс разноплановый, но основная роль отведена экшену. И тут, конечно, игра многое переняла у Uncharted. Перестрелка и преодоление каких-то препятствий в миг может смениться пробежкой по рушащейся конструкции. Тут есть спринтерские забеги по горящим мостам и увиливание от павшего самолета, который все сметает на пути. Ситуации меняются очень быстро. Секунду назад камера показывала, как за нашей спиной что-то взрывалось или горело, а потом Лара уже оказывается в бурной горной реке и пытается огибать камни, пока бурный поток несет ее вниз.

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Что касается перестрелок, то тут игра сделала огромный шаг вперед. Если раньше все сводилось в прыганью и заданию верного направления для системы автонаведения, то теперь у нас внятный шутер с укрытиями. Враги действуют очень активно, используют разное оружие, спускаются с платформ по тросам. Поначалу все это выглядит просто отлично. Кого-то мы снимаем в момент спуска на тросе и его тушка срывается вниз, кого-то уничтожаем при помощи взрывающейся бочки, а кого-то добиваем вблизи ударом ледоруба. Где-то врага можно обойти и немного поиграть с ним в кошки-мышки. Вы можете попасть в ловушку и придется отстреливаться, вися вниз головой. Постоянно предлагаются разные ситуации, нет никакого повторения.

Tomb Raider

Tomb Raider

Радует, что при наличии укрытий игра не скатывается в примитивный позиционный шутер. Отлично сделаны уклонения. Вместо банальных перекатов — рывки со смещением корпуса и опорой на руки. Тут даже схватки с противниками, которые требуют обхождения со спины выглядят более убедительно, чем в любом шутере от третьего лица. Выманиваете противника, ныряете вбок строго в определенный момент и разряжаете в него свое оружие. Это вам не банальные кувырки между ящиками по периметру небольшой арены, на которой мечется какой-нибудь бугай.

Стоит отметить и разнообразный арсенал. Начиная с простым луком, мы потом обзаведемся автоматическим огнестрельным оружием и дробовиком. А вот фирменных двойных пистолетов не будет. Лишь в самом финале Ларе придется прибегнуть к ним для уничтожения главного злодея.

Tomb Raider

Экшен и всяческая стрельба постоянно разбавляются выполнением разных трюков с преодолением препятствий — лазанием по стенам и скалам, прыжки по уступам, крышам и разным платформам. Вроде бы все привычно для бывалого игрока, но обыгрываются такие ситуации тоже интересно. Если вам нужно взобраться на радиовышку, то из этого делают целое испытание со скрипом ржавой лестницы под нами и воем ветра. Частенько у нас под ногами что-то ломается и рушится, превращая размеренное вроде бы путешествие в стремительную борьбы за выживание с прыжками над пропастью.

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Пока все это подается в равных пропорциях — играется очень интересно. Но где-то ближе к финалу игра начинает делать все больший уклон именно в экшен со стрельбой. И вот тут начинают проявляться проблемы, которых ранее не замечал. Героиня очень не любит прицеливаться с видом от левого плеча, что создает порою определенные затруднения в бою. Внезапно и уклонения с добиваниями оказываются не столь удобными и простыми, как это кажется на первых этапах. И в некоторые моменты начинаешь чувствовать, что кроме виртуальных головорезов противостоишь еще и системе управления. Но стоит этому чувству зародиться, как игра тут же меняет ситуацию и обстановку, давая нам отдохнуть после затяжной схватки.

Tomb Raider

Есть в игре и QTE, на который почему-то так жаловались некоторые игроки и рецензенты. Признаться, я все ждал, когда же пойдет этот страшный и надоедливый QTE, но так и не дождался его до конца игры. Таких интерактивных сценок в игре немного и некоторое раздражение могут вызвать разве что схватки с волками в самом начале. Но там тех волков несколько штук и при желании всех можно успеть уничтожить из лука. Лично для меня единственным раздражающим моментом стала схватка с огромным бугаем на корабле (что характерно, русским бугаем). Истратив на него больше половины боезапаса, никак не мог понять, почему он прерывает все QTE-добивания. Оказалось, что в отличие от других моментов, тут нужно выдержать некоторую паузу до соединения двух кругов-индикаторов на экране. Это не очень сочетается со стремительным темпом остальных QTE, что в итоге может на некоторое время вызвать у игрока растерянность.

Tomb Raider

Tomb Raider

Важный плюс в игры в том, что она не растеряла атмосферу исследователя старых гробниц. Только теперь это не основная задача в игре. По мере путешествия нам будут попадаться небольшие гробницы, которые при желании всегда можно обойти, но любопытный игрок всегда заглянет вовнутрь. А там нас поджидают небольшие логические задачки по взаимодействию с разными предметами. Где-то нужно обрушить старый самолет, поджигая деревянные опоры, а где-то сообразить из предметов противовес для подъемника. После выполнения таких действий мы получим доступ к сундуку с каким-нибудь артефактом.

Tomb Raider

Кроме таких гробниц в игре еще полно разных тайников и коллекционных предметов. Вместе с хитрой архитектурой уровней это дает много возможностей для исследования. На первых локациях некоторые пути нам остаются недоступны в виду отсутствия каких-то инструментов или нужного оружия. Но потом всегда можно вернуться назад для полного изучения уже зачищенного от врагов уровня. Исследования — очень важный и интересный элемент в игре, несмотря на то, что поиск всех таких предметов сам по себе не играет главенствующей роли. Но все равно хочется залезть на каждый уступ и в пробраться в каждый закоулок, чтобы почитать новую запись или раздобыть припасов.

Tomb Raider

Еще в игре полно мини-заданий — сжечь все плакаты на уровне, посетить все алтари и т.п.

Tomb Raider

Все это вознаграждается дополнительных опытом и запчастями, которые выдаются и по мере выполнения основных заданий. За опыт мы в итоге получаем очки развития, помогающие повысить некоторые свои способности. Лара может улучшить навыки выживания, обучиться более мощным приемам и комбинациям в ближнем бою. Есть даже прокачка оружия. На это тратятся раздобытые по мере путешествия запчасти.

Щепетильный и настойчивый игрок без особых проблем откроет все навыки и прокачает почти все оружие. Чтобы не выполнить это, нужно настойчиво игнорировать все интересные места.

Tomb Raider

Несмотря на такое разнообразие и простор для исследования, чувствуется некое понижение общей сложности. Раньше многие уровни изначально являлись монументальными сооружениями с рядом загадок, выполнение которых и было главной задачей. Теперь же загадки мелкие и заметно проще, да и возникают они по большей мере при желании добыть какой-то артефакт, совершенно не связанный с основным повествованием. Но это станет недостатком разве что для фанатов старых игр. Для широкой аудитории отсутствие серьезных загадок лишь плюс, игра не теряет свой динамичный темп и не ставит в тупик.

Все задачки по сюжету связаны в основном с разрушениями каких-то объектов или комбинации нескольких объектов для преодоления препятствия. Где-то нужно разрушить опоры колокола, чтобы потом проломить им пол, где-то, раскачав похожий колокол, нужно уничтожить ворота. Все похожие элементы часто используются и для добывания упомянутых уже запчастей с коллекционными предметами. В случае с такими тайниками тоже приходится порою что-то раскачивать и подтягивать. Еще мы будем взаимодействовать с огнем, уничтожая баррикады и деревянные элементы конструкций.

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Визуально игра выглядит очень хорошо. Во-первых, стоит отметить очень живую обновленную Лару, приятный облик которой подкрепляется не менее приятной детализацией и проработкой. Тщательно отрисовываются кровавые пятна и шрамы. К концу игры их все больше и больше. Обрастает дырами и футболочка героини, ближе к финалу напоминая решето.

Tomb Raider

Tomb Raider

Компания Nixxes Software, которая занималась портированием Tomb Raider на ПК постаралась значительно улучшить картинку в сравнении с консольной версией. Поэтому мы получили хорошие детализированные текстуры, хорошо поставленное освещение, реалистичные тени даже от растительности и убедительные рельефные поверхности. Все это реализовано при использовании возможностей DirectX 11. Есть даже процедурная вода с небольшими волнами. Впечатление иногда портит некое консольное наследие в виде неубедительного тумана, ограничивающего зону видимости.

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Tomb Raider

Не все хорошо со сглаживанием. Игра поддерживает сглаживанием по методу FXAA или SSAA, которые неплохо замыливают картинку. При этом SSAA еще и заметно садит производительность, но отлично убирает лесенки на краях объектов. Но в случае с Tomb Raider, возможно, лучше всего отказаться от любого сглаживания.

Tomb Raider

А еще в игре имеется поддержка фирменной технологии AMD TressFX, которая обеспечивает реалистичный рендеринг волос. Выглядят такие волосы безусловно приятнее, но падение производительности, опять же, очень значительное. Заглянув в наше недавнее тестирование Radeon HD 7870, можно убедиться, что для TressFX нужен как минимум топовый видеоадаптер AMD. Вряд ли такие высокие системные требования оправдывают наличие подобных волос. Да и на игровой процесс это никак не влияет. Любоваться пышной прической Лары вы все равно сможете лишь при диалогах, в эти же моменты будут и самые значительные просадки производительности. Если вас такая ситуация не пугает, то играть можно как на упомянутом Radeon HD 7870, так и на GeForce GTX 660 Ti. Но проще всего включить в настройках TressFX, полюбоваться немного на такие волосы, а потом отключить эту опцию. При этом вы абсолютно не будете чувствовать себя в чем-либо ущемленным и вообще забудете про все эти волосы через пять минут игры.

Tomb Raider

Tomb Raider

Обновленный Tomb Raider не случайно не имеет никаких подзаголовков и номеров. Это полная перезагрузка сериала. Все настолько переработано и изменено, что в новой Ларе почти не узнать знакомую искательницу приключений. Игра дарит абсолютно новые впечатления и ощущения. Причем все эти эмоции исключительно положительные. Очень живая героиня, которой сопереживаешь. Неплохой сюжет с интригой. Харизматичные персонажи. Динамический игровой процесс, органично сочетающийся с приключенческими элементами. Большой плюс авторам за то, что при кардинальном обновлении игрового процесса, они все же сохранили атмосферу исследователя древних монументов и тайн, привлекавшую игроков в старых играх. Есть какие-то мелкие придирки, но они не портят общей картины. Игра обязательна к ознакомлению всем. Это одно из самых ярких игровых событий начала 2013 года. Tomb Raider может не понравится разве что тем, кто ожидает одного лишь безостановочного экшен-аттракциона. Игра, к счастью, более разноплановая.
Оверклокинг. Только слепой не увидит различий!