Collapse. Постапокалиптический Киев
Сюжет
Действия игры разворачиваются на просторах Киева в недалеком будущем. Нам опять предлагают неприглядную историю про внезапную аномалию и изолированную от внешнего мира зону с монстрами (привет S.T.A.L.K.E.R.). Даже дата внезапной катастрофы недалеко ушла от времени событий небезызвестной игры GSC. В 2013 году некая аномалия уничтожила почти всю Западную Европу. Хотя нет, стоп... Тут у нас возникает небольшая нестыковка между сюжетом игры и тем, что нам рассказывает предыстория в мануале к игре. Судя по игре, центр аномалии расположен недалеко от Киева, а в руководстве нам описывают про падение Европы. Ну да ладно, мы не будем обращать на это внимание, а передадим суть событий с точки зрения игровой истории. Судя по записям и дневникам, встречающимся в игре, после возникновения аномалии город с окружающими территориями был огорожен стеной с автоматическими турелями, отстреливающими все живое. Внутри этой замкнутой зоны кроме порожденных нею монстров остались и люди. Чтобы уцелеть, выжившие, среди которых было немало военных, собирались в группировки, где всем заправляли лидеры, именуемые лордами. В году 2096 все лорды погибли при взрыве, который, на современном языке, был террористическим актом со стороны экстремистки настроенной радикальной группировки.
Чудом выжил только один человек - Родан. Именно в его обличье нам и предстоит добраться до предателей, выяснить тайну аномалии и надавать всем нехорошим монстрам по мягкому месту.
Игре после недавнего пришествия Devil May Cry 4 не избежать сравнений с детищем Capcom. Однако на самом деле общего у них немного. Взять хотя бы главного героя. Это вам не щупленький Данте на тоненьких ножках и с огромным мечом в два раза больше него самого. Наш Родан - типичный славянский типаж, сдобренный современными генными технологиями и африканскими дредами. Бугры мышц еле помещаются под обтягивающим костюмчиком, на ногах здоровенные металлические ботинки и бронированный наплечник с наручами. Для полноты ощущений этот образ рыцаря XXI века дополняется маленьким детским рюкзачком за спиной главного героя (надо же где-то боеприпасы хранить).
Главное оружие в игре – это складывающийся меч, который является продолжением бронированной руки Родана. При необходимости он прижимается лезвием к ней, и герой ловко орудует автоматами. А если возникла необходимость пошинковать какого-то супостата, через доли секунды клинок разворачивается в боевое положение.
Путь героя пролегает от развалин городских улочек, усыпанных опавшей листвой, до подземных лабораторий, наполненных монстрами. После чего, снова дорога ведет по городским пейзажам.
Вначале нам придется пробиваться сквозь военные подразделения и местных головорезов с автоматами и мечами. Поскольку никакой герой не обходится без верной спутницы, то и тут нам предлагают в напарницы очаровательную девушку Елену в обтягивающем костюме. Внезапно появившись в начале игры на мощном байке, она и далее периодически мелькает на экране, вводя нас в курс дела. Как водится, о происходящих событиях и о глобальных заговорах знают все вокруг кроме нашего героя, к тому же еще и потерявшего память, которую отшибло недавним взрывом.
Потом нам даже приходится некоторое время сопровождать Елену. Это, кстати, одна из особенностей игры, которая часто подкидывает нам напарника, за которым надо следить и действовать с ним в паре. Елена хоть и может постоять сама за себя, но ее пистолет не так эффективен как наш меч. Также несколько локаций мы пробежимся на пару с другим товарищем - Дырявым, который орудует неким непонятным оружием в виде двух раскручивающихся шариков (наверное усовершенствованный «йо-йо»). Неприятным моментом такого совместного прохождения является присутствие повреждений дружественным субъектам. С нашими широкими размашистыми ударами мечом можно отправить на то свет напарника быстрее, чем это сделают противники. Это заставляет быть предельно осторожным и точным.
Подача сюжета осуществляется кусками. Прошли какой-то эпизод и наблюдаем небольшой ролик или получаем информацию с мобильного телефона (ой, откуда там цивилизация?). Львиная доля информация приходит со звонками, большую часть из которых мы совершаем по желанию. Например, выскочил у нас значок о возможности нового звонка, а мы можем и не позвонить. Самые ленивые, которые не будут заглядывать в раздел информации, могут часть сюжетной информации пропустят. Также на уровнях иногда попадаются аудиозаписи и записки бывших жителей. Из них можно узнать много интересного, например описания очевидцев о катастрофе и вторжении монстров. Как, к примеру, записки мальчика, который прятался в своей квартире и ждал родителей - читается даже немного печально.
В отличие от принятых стандартов, в Collapse хеппи-энд наступит далеко не для всех положительных героев. С целью придать игре драматизма и сыграть на чувстве мести, в определенные моменты мы навсегда распрощаемся с некоторыми нашими друзьями. Елену, к сожалению, тоже убьют.
Геймплей
Игровой процесс делится на две составляющие - ближний бой на мечах и дальний с использованием огнестрельного оружия. Арсенал оружия не выделяется разнообразием, но четко делится на несколько классов. С собой мы можем нести лишь две единицы оружия - пистолет и автомат. Второй можно заменить на снайперскую винтовку или более мощный автомат «Гром», который появляется ближе к концу игры. Не выкидывая основное оружие, можно использовать плазменную пушку или пулемет, но с ними мы двигаемся очень медленно и не можем бегать. При стрельбе камера приближается и занимает более удобное положение над плечом героя.
Огнестрельное оружие эффективно лишь против противников вооруженных этим же видом вооружения. Есть отдельный класс врагов, использующих исключительно мечи. Убить их из автомата хоть и можно, но на это может уйти и несколько обойм, выпущенных прямо в голову. Выглядит это несуразно, но логично предположить о наличии хорошей брони у подобных врагов. А потому, завидев группу недружелюбных лиц в доспехах и с большими мечами, нам сразу же приходится раскладывать свой клинок.
Механика боя резко отличается от уже упоминавшегося Devil May Cry. Здесь нет невесомых прыжков и пируэтов в воздухе в сочетании с бессмысленным маханием клинком. Родан в своих ботинках и так прыгает не очень - так же как обычный человек. Зато кувырки в сторону у него выходят очень эффектно и быстро. Самое приятное, что в отличие от заполонивших индустрию японо-анимешных слешеров действия Родана четкие и не являются набором кадров рваной анимации. В хореографии движении чувствуется жизненность, не случайно авторы гордились тем, что движения срисовывались с профессионалов владеющих данным оружием. Единственной игрой с подобной шикарной хореографией боя была польская RPG «Ведьмак», только там действия выполнялись автоматически, а в Collapse мы полностью управляем персонажем. Да и стиль Родана сильно отличается от стиля Геральда, движения его более медленные и менее изящны, но зато более резкие и мощные. При этом Родан тоже может исполнять некоторые акробатические номера с кувырками и различными комбо.
В отличие от глупой толпы в Assassin's Creed, местные противники не кучкуются вокруг нас в ожидании своей очереди, а смело лезут в бой, нанося удары со всех сторон. Пока вы бьете вперед, вас легко могут полоснуть лезвием меча сбоку или со спины. Приходится крутиться как волчок, нанося удары во все стороны.
Во время боя иногда загорается подсказка «Действуй». В этот момент, если успеете, можно провести ловкий захват и повалить противника наземь, а потом его добить. Для удачного завершения боя без комбо-ударов не обойтись. Некоторые из них довольно просты и часто выходят даже спонтанно при высокой скорости нажатия на разные клавиши, как, например, выпад вперед с кувырком. Но самые мощные требует большей концентрации, и выполнить их довольно трудно. Сами комбинации четко описаны в информационном меню (после появления соответствующих ударов в арсенале наших возможностей), однако это не облегчает задачу. Часто они состоят из нескольких кликов одной и той же кнопки, прерывающихся одной паузой. Четко окликать три раза левую кнопку мыши, сделать краткую паузу и повторить снова, на самом деле, и так нелегко, не говоря уже о том, чтобы выполнить все это в бою, когда любое короткое промедление и бездействие грозит смертью. Зато за успешное выполнение комбо нас ожидают феерические удары - меч может трансформироваться в огненный кнут, которым Родан разметает всех вокруг, разделяться на два клинка или даже превращаться в большой тяжелый двуручный меч. Все эти навыки пригодятся нам в битве с финальным боссом, который бессмертен до того момента, пока мы не уничтожим этими комбо-ударами кристаллы, восполняющие его жизнь. Когда дойдете до этой битвы, обратите внимание на знаки на выезжающих тумбах. Это знаки комбо-ударов, по которым вы можете определить, каким комбо бить данный объект, чтобы его разрушить.
Но не оружием единым силен Родан. Постепенно мы приобретаем различные спец-способности. Первым мы получим навык «вакуум», который ударной волной отбрасывает врагов в разные стороны. Потом заработаем «разрыв», бьющий врагов разрядами молний, и «фантом», позволяющий вызвать двойника, сражающегося за нас.
Будет у нас и возможность остановить время, что пригодится для преодоления некоторых ловушек.
Поначалу игра предлагает полное разделение геймпеля на две части. То нас встречает группа автоматчиков, то группа мечников. И эти компании никак не пересекаются, что даже вводит в некое уныние. Но потом начинаются сочетания этих групп, что привносит необходимую динамику. Ведь отбиваться мечом от группы врагов под перекрестным огнем автоматчиков уже намного сложнее. Монстры более разнообразны. Тут есть и медленные «зубоголовые» зомби, у которых на затылке красуются черепа, а спереди сверкает ряд острых зубов, есть быстрые прыгающие пауки, существа с огромными клыками, да и прочие чуждые порождения аномальной зоны.
Не обходится и без периодичных стычек с боссами, которыми иногда выступают огромные монстры или главари местных группировок. Бывают и довольно живучие существа, но рангом немного поменьше – черви и хранители.
Каждый имеет свои особенности и требует определенной тактики в бою. У многих игроков возникают проблемы с червями, потому полезным будет отметить некоторые особенности, связанные с ними. В первую очередь, нужно расстрелять их щит, после чего необходимо словить момент, когда червь заглохнет на пару секунд, подбежать и, нажав «Е», отрубить кусок панциря. Обычно Родан срезает кусок с головы, именно это место остается уязвимым для огнестрельного оружия. Если патронов с избытком - просто стреляйте в эту точку, если боеприпасы закончатся, придется добивать мечом. Двигайтесь боком и кувыркайтесь – это поможет избежать вылезающих из земли щупалец.
Бои с финальными боссами иногда радуют необычными режиссерскими постановками. Удачная смена ракурса камеры в битве между Роданом и Марком заслуживает отдельных похвал – зрелищно и красиво. Этот же эпизод кончается не менее зрелищной сценой отрубания головы злодея.
После зачистки улочек и подземных лабораторий мы попадем в центр аномалии, где нам предстанут нереальные картины парящих в пустоте осколков зданий (навевая воспоминания о Clive Barker's Undying). Тут геймплей делает неожиданный трюк, предлагаю игру с порталами и разными ловушками, не забывая озадачивать нас толпами монстров.
Игра не гнушается кровяных фонтанов и на виртуальные стены и пол щедро льются литры крови. А вот никакой расчлененки при этом нет.
Здоровье наше обозначено четкой полоской и само не восстанавливается. Для его восполнения используются разбросанные по уровням аптечки-регенераторы, три из которых мы можем носить с собой. Находя специальные элементы ДНК, мы увеличиваем максимальное здоровье Родана. Запас энергии для наших спец-способностей тоже ограничен, восполняется энергия постепенно сама или в специальных порталах.
Игровые локации в размерах значительно больше узких замкнутых территорий Devil May Cry 4. Даже там, где нас удерживают в рамках узких коридоров или территорий, недостатка площади для маневра не ощущаешь и не упираешься в стенки.
Многие объекты в игре разрушаемы. Это не значит, что дома и стены рушатся от взрывов, но многие укрытия крошатся от выстрелов. Например, куски бетонных плит в достаточном количестве разбросаны по локациям, и часто за ними укрываются автоматчики при отсутствии лучших укрытий.
В остальном же, таких вольностей нет, окружение статично и даже брошенные машины на улицах безразличны к каким-либо действиям со стороны персонажа.
Графика и звук
В визуальном исполнении игра до боли напоминает Half-Life 2, однако с некоторыми улучшениями. Атмосфера передана отлично. Несмотря на слабенький графический движок, разрушенные жилые и заводские районы смотрятся очень живо.
В некоторых пейзажах легко узнают реальные места Киева, но с «отпечатком» аномальной зоны.
В одном из эпизодов мы погуляем по территории Киево-Печерской Лавры. Разработчики, кстати, не оскверняли святыню образами ужасных чудищ. Ярые религиозные противники игр могут спать спокойно. На этой локации нам лишь предстоит решить небольшую логическую задачку и открыть портал.
Дизайнеры постарались на славу, придав каждой локации свою индивидуальность и щепетильную проработку мелочей. Неслучайно виртуальные улочки порою так сильно напоминают родные для многих жителей нашей страны спальные районы.
Высокая детализация окружения дополняется отличными спецэффектами. Бочки взрываются почти так же красиво, как и в Crysis: Warhead.
Вода смотрится довольно неплохо, в некоторых местах даже вполне реалистично, в подземельях же, наоборот, очень проста и невзрачна. И забавно, что от шагов на воде не остается разводов и никаких брызг.
Отлично выглядит огонь и искажения жаркого воздуха от него. На скриншотах это конечно смотрится скромнее чем в динамике. Так же симпатично сделаны пыль и дым, вот только в игре они встречаются нечасто.
Музыкальное сопровождение просто шикарно, и этим все сказано. Музыка максимально подчеркивает напряжение и динамичный темп сражений, образуя некий единый коктейль с ними, являясь прямым продолжением ощущений от игрового процесса. Редкий случай, когда музыка выступает не просто фоном, а органично сочетается с остальными составляющими игры.
Выводы
Collapse является сочетанием всего того, по чему соскучилась аудитория PC-игроков. В коей-то веки у нас и динамичный шутер от третьего лица, и одновременно дикий слешер с великолепной боевой системой. Антуражем всего этого динамичного действа являются разрушенные Киевские улочки на фоне багрового мрачного неба, затянутого тучами и раздираемого на клочья разрядами молний. Отличная атмосфера, проработанная боевая система и высококонцентрированный экшн в бешенных дозах – все это Collapse. Хотя и без недостатков в игре не обошлось. Сюжет не страдает новизной и оригинальностью, некоторые события выглядят разрозненно, как будто история собрана из разных кусочков. Можно пожаловаться на некое однообразие и затянутость определенных уровней в сочетании с высокой сложностью игры. Но положив руку на сердце, смело скажем, что на все эти мелочи легко закрываешь глаза проникнувшись горячкой боя и бешеным темпом игры. Добавьте к этому удобную камеру и привычное управление мышкой. Что еще нужно для полного счастья компьютерному игроку? Без колебаний игру можно назвать прорывом года и лучшей отечественной игрой. Это не S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо, вспоминая о котором приходится тихо вздыхать и с надеждой ждать очередного патча. Говоря о Collapse, можно смело ставить проект в пример другим, чтобы показать, как нужно делать игры. А также можно наконец-то свысока взглянуть на консольную аудиторию, которая может смело начинать кусать локти. Ведь Collapse - компьютерный эксклюзив, да еще и в таком типичном для консолей жанре!
Последние обзоры:
- Обзор оптико-механической клавиатуры ASUS TUF Gaming K3 Gen II
- Обзор hot-swap клавиатуры HATOR Gravity TKL
- Обзор и тестирование миниатюрного персонального компьютера ASUS NUC 14 Pro
- Сборка концепт-ПК Lian-Li x Razer
- Обзор и тестирование материнской платы ASUS ROG Strix X870E-E Gaming WiFi для платформы AMD Socket AM5
- Обзор и тестирование игрового 32″ 4K-монитора MSI MPG 321URX QD-OLED с частотой обновления 240 Гц
- Обзор ASUS Zenbook S 16 (UM5606): ультратонкий Copilot+ ноутбук на базе AMD Ryzen AI 9 HX 370 и Radeon 890M
- Обзор и тестирование системы жидкостного охлаждения ASUS ProArt LC 360