Покорение Америки. Assassin's Creed III

  Assassin's Creed 3
Разработчик Ubisoft Montreal, Ubisoft Annecy,
Ubisoft Quebec, Ubisoft Singapore,
Ubisoft Ukraine
Издатель Ubisoft Entertainment
Официальный сайт assassinscreed.ubi.com/ac3
Дата выхода Ноябрь 2012
Локализатор Акелла
Жанр Экшен

Только совсем уж далекий от игр человек не слышал о серии Assassin's Creed. Первая игра сопровождалась мощным пиаром и обещаниями настоящей игровой революции. Но несмотря на необычный сеттинг и зрелищный геймплей, приключение вышло чересчур однотипное и затянутое. Во второй части разработчики сделали ставку на разнообразие, что позволило удовлетворить даже самых требовательных геймеров. После успеха сиквела Ubisoft запустила конвейер и начала выпускать масштабные аддоны, выжимая все соки из игровой концепции. При этом не прекращалась параллельная работа над полноценной третьей частью, которая наконец-то поступила в продажу в ноябре этого года.

С каждой новой частью события Assassin's Creed подбираются все ближе к нашей эпохе. В этой раз действия развернутся в период становления Соединенных Штатов Америки, а основной акцент сделан на борьбе за независимость. При этом параллельно развивается история в современности. Дезмонд с товарищами должен спасти мир от конца света (того самого, что торжественно наступил 21 декабря). Ключ к решению этой непростой задачи сокрыт в его прошлом, где мы и будем усердно ковыряться, отвлекаясь изредка на небольшие приключения в реальности.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Третья часть является компиляцией всех успешных идей предыдущих игр, и заодно в ней много нового. В первую очередь это связано с кардинальной сменой сеттинга. Колониальная Америка конца восемнадцатого века место суровое и более мрачное. Здесь нет пышной архитектуры, да и в целом игра не блещет яркими красками, как ранее. Нет старого ощущения какой-то средневековой романтики, что может расстроить фанатов серии. Зато есть дух новизны и ощущение полного погружения в абсолютно иную эпоху, тоже интересную и насыщенную. Причем повествование с первых минут пытается максимально завлечь игрока и погрузить его в это время, быстро меняя события и декорации. Герой осуществляет покушение в оперном театре Лондона, потом отправляется на другой континент, переживает настоящее морское приключение, по прибытии в Бостон начинает поиск древнего артефакта, для чего знакомится с индейцами и начинает вербовку последователей.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

А потом сюжет внезапно делает резкий поворот и выводит на главную роль совершенно иного персонажа. Оказывается, что первые несколько часов геймплея — это лишь вступление, которое помогает лучше раскрыть причины последующих событий. Нам расскажут историю знакомства родителей основного протагониста Коннора, дадут поиграть за него в детстве и в юности. Фактически рост и становление Коннора будет происходить у нас на глазах. И все это очень органично вплетено в игровой процесс. Если вступление помогает освоиться новичкам в особенностях геймплея в городе с его паркуром и взаимодействием с жителями, то во время взросления героя нас ознакомят с приемами охоты в лесу (есть и такое). А еще мы имеем дело с двумя абсолютно разными социумами в пределах одной игры. И хотя индейская тематика занимает не особо веское место в Assassin's Creed 3, но она присутствует, что не может не радовать. Одно это уже очень оригинально, потому как образ героя-индейца для игр совершенно нетипичен.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

А Коннор, хоть и наполовину индеец, но он вырос в этой среде, поэтому его представление о мире отличается от представлений и убеждений иных персонажей. Он простой и прямолинейный, неуклонно следует своим целям и принципам, что не очень согласуется с его двойной жизнью. И это несоответствие авторы не раз обыгрывают, противопоставляя простоту и открытость героя хитросплетениям и интригам, в которых ему приходится принимать участие. Да и сама борьба за независимость, в которой активно участвует Коннор, преподносится не в совсем радужном свете. Вместо наивных и трогательных патриотических историй разработчики пытаются преподнести суровую правду жизни, где политика перемешана с манипуляциями общественным сознанием, ложью и заговорами. Не чураются авторы и некоторого цинизма в своем описании событий и личностей. Так что вместо светлой борьбы за независимость предстает обычное противоборство чьих-то интересов. Ну и Assassin's Creed был не Assassin's Creed, если бы всем не заправляли хитрые и охочие до власти тамплиеры. Вот только в этот раз их избавляют от привычного клише закостенелых злодеев. У противоборствующей организации появляются вполне осмысленные цели, которые не всегда расходятся с целями ассасинов, но вот в плане методов и экзистенциальных взглядов между этими группировками пропасть. Игра немного разбавляет градации зла и добра, делая сам конфликт между древними организациями более многогранными. Это касается и Войны за независимость. Герою не раз придется совершать какой-то поступок, а потом задаваться вопросом, было ли это меньшим из зол, которые он мог выбрать. Хотя выбора, как такового, у нас нет.

Assassin's Creed III

Начальная часть повествования по проработке и цельности сюжета получше. После того, как герой встанет на путь мести и окажется ввязан в войну с англичанами, на нашу голову сваливают кучу разнообразных событий, которые не всегда вписываются в целостную последовательную картину. Сюжет хоть и не забывает о мести героя, но все больше смещает акценты именно на исторические события, забывая немного о детализации истории самого Коннора.

Все действия базируются на двух основных компонентах игрового процесса — скрытность и паркур. Стелс в игре весьма условный, он не столько классический, сколько «социальный». В идеале нам нужно стать частью толпы и умело использовать окружение, чтобы нас не засек противник — все как и ранее, с минимальными изменениями. Если вам нужно скрыться от преследователя, можно встать в круг болтающих горожан, присесть на скамейку или заскочить в случайную повозку. Приятно, что теперь не поднимается общая тревога при отсутствии свидетелей. Если вы ввязались в драку с солдатами в какой-то подворотне, то после уничтожения всех, можно и дальше спокойно гулять. Но если располагается еще одно подразделение, то один из бойцов кинется звать подмогу. Если же без свидетелей не обошлось и теперь вы привлекаете излишнее внимание патрульных, можно решить проблему, срывая объявления о нашем розыске или же сразу подкупить печатника в типографии. Проще всего дать взятку одному из глашатаев, которых в городах достаточно много и все они обозначены маркерами на карте. Вот только выполнить все эти действия можно только после того, как вы улизнули из поля зрения преследователей.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Жители в целом реагируют на наши действия лишь словесно. Лазание по стенам привлечет их внимание, нас будут называть сумасшедшим и все в таком духе, но никто не будет бить тревогу и звать солдат. Убийство на глазах у толпы вызовет панику, но если вблизи нет патруля, то и такая проделка лихо сойдет с рук без внимания со стороны сил правопорядка. То есть простые горожане почти не мешают нашим действиям и проблемы создают лишь военные патрули, коих на улицах огромное количество.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Хотя наше взаимодействие с социумом не особо активное, но визуально жизнь в нем просто кипит. Уже с первых минут прогулки по Бостону поражает, насколько все выглядит правдоподобно и жизненно: в порту снуют люди, кто-то работает и что-то стругает, кто-то носит грузы, вот женщина уронила ящик с яблоками и одно из них тотчас подхватывает пробегающий воришка. Все чем-то заняты и что-то обсуждают. Нет ощущения бездумной толпы, когда наблюдаешь виртуальный мегаполис. А сценки с воровством и последующей погоней за вором (что порою случается на рынках) лишь добавляют эффект полного погружения в живой город. В этом плане с Assassin's Creed никто не поспорит. Хотя определенные проблемы присутствуют и в этой системе симуляции жизни. Горожане появляются лишь в определенной зоне возле главного героя, так что при определенных условиях можно стать свидетелем, как они возникают буквально из воздуха в дальней зоне. Но особенно неприятно, когда такие сюрпризы случаются в ближнем поле зрения.

Assassin's Creed III

Процесс лазания по стенам не изменился. Герой легко взбирается по строениям и прыгает с крыши на крышу. Все осуществляется путем нажатия одной клавиши и задания верного направления. Но порою такая простейшая система дает сбой. В каких-то местах цепкий Коннор может внезапно оступиться буквально на ровном месте. Очень неприятно, выполнив сюжетную тихую зачистку двух судов и взобравшись наверх мачты, падать после попытки вскарабкаться на самую верхушку лишь потому, что герой вдруг не зацепился за уступ. Благо, с такими ситуациями сталкиваешься не очень часто. Еще немного раздражают определенные условности: залезть по ровненькой кирпичной стене с закрытыми окнами не проблема, но взобраться по стене разрушенного здания с огроменными дырками в заколоченных оконных проемах оказывается не по силам. Бывают непонятные ситуации с карабканьем по скалам. Подходящие для таких действий поверхности не всегда имеют визуальные неровности, уступы и карнизы.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Кроме зданий и крыш Коннор обучен еще и бегу по веткам деревьев. В лесных условиях паркур работает даже лучше. Подходящие для передвижения ветки сразу же выделяются, никаких проблем с ориентированием и захватом нет. Визуально прыжки и пробежки по ветвям смотрятся так же отлично, как и вся прочая анимация. В игровом процессе эта способность тоже играет немаловажную роль. Если в городе для выслеживания целей и нападения на ней мы использовали крыши, то на открытых пространствах в этом помогут деревья и хитрый ландшафт со скалами.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Из нововведений особо выделяется охота. На природе полно зверья — от безобидных кроликов до грозных медведей. Все они, конечно, реагируют на нас — мелкие разбегаются, хищники атакуют. Во время своего путешествия можно легко наткнуться на пуму или стаю волков, которых будет несложно одолеть в небольшой QTE-игре. Для охоты можно применять разные средства и методы: подманивать оленей, прячась в траве; ставить капканы, исследуя следы; подкрадываться по деревьям. Стелс в лесу тоже весьма условный. Стоит только нырнуть в высокую траву и вы переходите в скрытный режим, в котором вас никто не замечает, даже если эти жиденькие поросли визуально почти и не скрывают фигуру протоганиста. Никакой системы реакции на запах у животных нет. Зато в отличии от людей на звуки они реагируют намного острее.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Это лишь самое общее описание особенностей и нюансов игрового мира, из которых состоит игра. Если же говорить непосредственно о заданиях, то их разнообразие просто зашкаливает. Это различные вариации на тему преследования и убийства, какие-то расследования и полномасштабные военные битвы. И каждый раз все обыгрывается с какими-то новыми нюансами. Игре удается удивлять нас вплоть до самого финала. Часто Assassin's Creed 3 не предлагает не самое очевидное продолжение развития события, что очень радует.
Простой визит к доктору может обернуться изучением слухов в городе и последующим его спасением из лап солдат-садистов. Если мы попали в перестрелку между армиями, это не значит, что сразу же ворвемся в бой. Нас отправят предупредить основные силы в другом селении, а примчавшись туда, мы возглавим оборону, руководя отрядами стрелков. Даже, если все происходит по максимальное предсказуемому сценарию без неожиданностей, то с большим размахом и масштабом. Например, нужно нейтрализовать судна, ведущие артобстрел позиций повстанцев, а потом на поле битвы под огнем врага попытаться обойти их позиции и подкрасться к командиру.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Побочных заданий неимоверное количество. Тут вам и поиск каких-то предметов, контракты на убийство прислужников тамплиеров, спасение жителей от налоговиков или расстрела, охота за разными животными и много чего еще. Есть даже возможность грабить караваны. Игра дает почувствовать себя и исследователем, и хищником, выслеживающим жертву. Нам даже предложат расследовать городские и охотничьи легенды: найти НЛО, узнать правду о снежном человеке и встретиться с легендарным всадником без головы. Такие квесты особенно радуют. Они предполагают некую мистику, но решение всегда лежит в рациональном поле и неких заблуждениях.

Assassin's Creed III

Будет у героя и свое имение, вокруг которого можно собирать лояльных жителей, выполняя для них особые задания. По мере выполнения новых квестов, поселенцы будут все лучше обустраиваться на нашей земле и открывать доступ к разным ресурсам. Да-да, в Assassin's Creed 3 есть и некие намеки на экономическую систему с торговлей и сбором разных предметов из ингредиентов, но все это не играет важной роли. Да и меню управления ресурсами выполнено не очень удобно. Намного интереснее просто взаимодействовать с поселенцами и помогать им налаживать жизнь — спасти жену, помочь влюбленному рудокопу с подарком, помирить дерущихся друзей.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Отдельно нужно упомянуть морские битвы. Захватывающие схватки с кораблями врага, погони в море и абордаж — в Assassin's Creed 3 стоит поиграть хотя бы ради этого. А сражения в шторм — просто сказка! Нас поднимают и опускают огромные волны, сильный ветер мешает лавированию, периодически накатывают волны-убийцы, а мы несмотря на все это пытаемся уйти с линии огня вражеского корабля и самого его словить на мушку бортовых орудий. Уровень адреналина и впечатлений от некоторых морских миссий просто зашкаливает. При этом управление максимально простое и комфортное, чтобы не обременять игрока, а дать ему возможность наслаждаться зрелищными битвами.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Благодаря разнообразию и количеству побочных квестов простая прогулка по миру Assassin's Creed 3 может превратиться в длительное приключение, когда напрочь забываешь о том, что где-то тебя ждет сюжетная миссия. Получить максимум удовольствия от такой «песочницы» мешают некоторые технические проблемы с реализацией определенных нюансов игрового мира. Например, зимой в Нью-Йорке фермеры предложат нам защищать их от солдат во время сборки урожая. И будут усердно ковыряться в покрытом снегом поле, пока мы разбираемся с набежавшими вояками. А еще все жители и наш герой не меняют одежду в зависимости от времени года. Так что и зимой можно наблюдать горожан в легких одежках, что является полным бредом. Есть форты, которые можно захватывать и переводить под контроль повстанцев. Но даже в случае успешной операции вокруг не исчезнут патрули и отряды британских «красных мундиров». Не понятно, какой практический смысл такого захвата, кроме возможности спокойно открыть в форту какой-нибудь сундучок с деньгами. В одном из захваченным фортов автора этих срок каждый раз поджидала одинаковая сцена при быстром перемещении в него: в компании повстанцев появлялся британский солдат, спокойно себе орудующий молотком у частокола. Тотчас поднималась тревога, сбегались вояки повстанцев и убивали незадачливого плотника. Но при попытке собственнолично убить этого беднягу, на меня набрасывались те, кто секунду назад рвался насадить британца на лезвие своего штыка. Подобные несуразности портят впечатление.

Боевая система осталась все такой же примитивной и не всегда поддающейся логике. На первый взгляд все просто: блок, удар, возможность быстрого убийства при спрыгивании с крыш. Появился сильный удар, пробивающий блок. Но схватки все равно сводятся в основном к нажатию на пару клавиш. И важна не столько последовательность, сколько подобранный момент для нажатия. Если успели вовремя нажать блок, то не только избежите удара, но и проведете контратаку, не успели — контрудар после блока не пройдет. С простыми солдатами схватки не вызывают проблем, их можно валить кучами. Но вот офицеры и командиры, умело блокирующие почти все удары, доставят изрядных хлопот. И стоит лишь командиру временно дезориентировать вас, как солдаты тотчас поспешат покромсать вас штыками. Открытый бой с командирами вообще не имеет никакого смысла, их нужно пытаться устранить в скрытном режиме. А еще в окружении врагов всплывают проблемы с не всегда адекватной реакцией героя на атаки и выбор направления удара.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Еще один неприятный момент связан с респауном противников. Если за вами увязался «хвост» в охраняемой зоне, и вы в попытке уйти покинули и снова вернулись в зону, то впридачу к старым преследователям получите новых, которые возродились на их постах.

В игре много огнестрельного оружия, но дисбаланса оно не вносит. Время перезарядки длительное, так что холодное оружие все равно быстрее и эффективнее в бою. Если же мы попали на линию огня, то вовремя схватив ближайшего солдата, прикроем себя его телом от пуль.

Assassin's Creed III

В арсенале у Коннора еще есть лук, томагавк и экзотический шэнбяо, которым можно подвешивать врагов на ветвях. Осталась возможность собирать различные бомбы.

Появившийся в Brotherhood мультиплеер перекочевал с минимальными изменениями и в третью частью. Важным плюсом стало наличие внятного обучения, в котором для новичков разжевывают все нюансы. Общая концепция очень необычная и оригинальна, хотя освоится сложновато. Сетевые схватки строятся на скрытности и умении выделить противника из толпы. Каждый из игроков выбирает себе какого-то персонажа. Игровой уровень наводнен клонами всех персонажей и нужно в общей толпе выделить реального человека, не забывая о своей конспирации. В этом помогут своеобразный радар, указывающий направление, и подсказки о преследовании. Кроме идентификации врага нужно еще успеть незаметно подобраться к нему, ведь любые нестандартные действия выдадут нас. Быстрое передвижение и лазание по стенам позволяют противникам идентифицировать нас, но постоянно находясь в толпе и бездействуя, мы тоже рискуем стать жертвой настойчивого искателя. И даже если вы заметите охотника, не факт, что успеете что-то ему противопоставить. Тут играет роль не только, кто первый нажмет клавишу убийства, но и кто первый пометил цель. Из-за этой особенности простое нажатие на удар в определенных ситуациях может ничего не дать вообще. Есть разные дополнительные способности: можно бросить горсть монет в толпу, сменить временно облик, использовать ловушки. Прокачка тоже присутствует, но специфическая. По достижении новых уровней мы лишь получаем возможность открыть какой-то бонус к умениям. А вот, чтобы разблокировать это улучшение, нужно выполнить ряд определенных действий или особых убийств в игре. Так что процесс получения хоть какого-то апгрейда может растянуться очень надолго. Отметим еще, что меню сетевой игры не отличается удобством, и даже в нем надо разбираться и осваиваться, не говоря уже об особенностях мультиплеера.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Сетевые режимы предлагают сойтись в схватке, когда каждый за себя, охоту за конкретными целями или попытки выкрасть с пронести на базу артефакт вражеской команды. Есть режим «волчья стая», в котором игроки-напарники охотятся за ботами, пытаясь максимально быстро нейтрализовать все цели. Для оттачивания навыков и реакции рекомендуем вначале попробовать свои силы именно в этом состязании.

Assassin's Creed III

Визуально игра не предлагает выдающуюся картинку, но выглядит все неплохо. Улучшения по сравнению предшественниками есть, но они не сильно бросаются в глаза из-за менее цветастой и более серой гаммы. Чувствуется, что движок старый, но слегка улучшенный современными технологиями. Подросла детализация окружения и персонажей, текстуры почетче. При ярком освещении поверхности радуют глаз рельефной фактурой, хотя никаких прогрессивных технологий рельефного текстурирования для окружения не используется. Растительность и травка вроде бы сделаны грубовато, но, опять же, используются нормальные текстуры, а удачное освещение добавляет живости. Сама же система освещения более прогрессивная благодаря поддержке DirectX 11. Это позволяет добиться более реалистичного затенения и подчеркнуть объем некоторых объектов.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Агрессивное использование LOD не дает игре полностью раскрыться визуально. Качество прорисовки быстро снижается по мере удаления объектов. При медленном передвижении можно легко заметить, как люди обрастают новыми деталями по мере приближения к нам. Учитывая огромные размеры уровней, такие оптимизации ясны. Даже на открытых локациях можно немного разглядеть ландшафт и лес чуть ли не противоположного края уровня. Вообще задние планы смотрелись бы естественнее и симпатичнее при небольшом размытии, но такие приемы почему-то используются лишь в некоторых скриптовых сценах. Туман тоже частенько ограничивает видимость. Ну и не стоит забывать, что движок игры изначально ориентирован на консоли с их не самыми выдающимися по нынешним временам вычислительными мощностями. Хотя относительно оригинальной консольной версии компьютерный Assassin's Creed 3 улучшен значительно. Было заявлено, что в PC-версии детализация персонажей и предметов повышена в 4 раза, а некоторые текстуры улучшены в 16 раз.

Assassin's Creed III

Если оценивать в общем, то городские виды у Assassin's Creed 3 выглядит более удачно и натуралистично. А в мультиплеере картинка и вовсе радует глаз благодаря привычной яркой гамме.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Отдельно стоит поговорить о зимнем лесе, покрытом толстым слоем снега. Герой очень убедительно передвигается по сугробам, увязая в них и высоко поднимая ноги. Дополняет картинку динамическая тесселяция снежной поверхности. Все существа оставляют на снегу рыхлый след. Вроде бы и мелочь, но добавляет жизненности. В момент охоты, когда под скрип снежка на морозе выслеживаешь зверя по такому следу, моментально проникаешься всей этой зимней атмосферой.

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Assassin's Creed III

Системные требования у игры очень высокие. И хотя перед нами далеко на Crysis 2, но для максимальных настроек качества нужен компьютер не слабее. В этом можно было убедиться в последних сравнениях топовых видеокарт AMD и NVIDIA на нашем сайте. Мы решили немного дополнить и расширить это сравнение, чтобы получить более обширное представление о соотношении между конкурентами.

Тестирование проводилось на следующей конфигурации:
  • процессор: Intel Core i7-3930K (3,2@4,4 ГГц, 12 МБ);
  • кулер: Thermalright Venomous X;
  • материнская плата: ASUS Rampage IV Formula/Battlefield 3 (Intel X79 Express);
  • память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX (4x4 ГБ, DDR3-2133@1866 МГц, 10-11-10-28-1T);
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA2, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64;
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 310.64;
  • драйвер Radeon: ATI Catalyst 12.11 beta 11.
Для тестирования выбран Бостон, методика описывалась здесь. Включены максимальные настройки качества и наивысшее качество сглаживания.

Assassin's Creed III

Как видим, доминируют решения NVIDIA. И даже старенький GeForce GTX 570 со своим минимальным fps предпочтительнее новых флагманов AMD.

Не менее серьезные требования и к производительности процессора, что наглядно иллюстрирует нижний график, на котором мы протестировали игру на процессоре Core i7-3930K в разной частотой и разным количеством ядер. При частоте 3 ГГц процессор был протестирован при четырех и двух активных ядрах без Hyper Treading.

Assassin's Creed III

Двухъядерного процессора катастрофически не хватает для игры. Разница между 4-ядерной и 6-ядерной конфигурацией небольшая, но есть. Но наиболее всего влияет тактовая частота. И это на процессоре самой мощной архитектуры и в самом тяжелом графическом режиме с максимальным сглаживанием! Судя по таким результатам даже не каждый четырехъядерный процессор старого поколения справится с игрой.

Отметим еще, что игра поддерживает особое сглаживание TXAA, которое работает исключительно на видеокартах GeForce архитектуры Kepler. Судя по нашему сравнению на GeForce GTX 660 Ti производительность с таким сглаживанием соответствует производительности в обычном режиме сглаживания на максимальном качестве. В качестве картинки разницы особой тоже нет.

Что же в итоге представляет из себя Assassin's Creed 3? Это невероятно насыщенное и атмосферное путешествие в прошлое. Это возможность принять участие в реальных событиях Американской революции, почувствовать себя лихим морским волком или охотником в диких лесах, еще не тронутых белым человеком. Множество интересных и захватывающих приключений, множество совершенно разных впечатлений. Игровой мир, с которым не хочется расставаться. Однозначно лучший приключенческий боевик этого года. И все это несмотря на обилие мелких недоработок и «багов». На самом деле проблема у игры в другом. Серия Assassin's Creed в последние годы нещадно эксплуатируется. Изменений в третьей части не так много, чтобы удивить фанатов, не пропустивших ни одной игры. Если же у вас был значительный по времени перерыв в общении с ассасинами, то заключительная часть трилогии доставит море удовольствия.
Находим избытки, применяем с умом!