Обзор игровой мыши Razer Naga Trinity

Как можно одной фразой описать новую игровую мышь от Razer под названием Naga Trinity? Наиболее подходящей вариант, это слоган из рекламы кофе — «мы отбираем все самое лучшее». Дело в том, что у данной многострадальной серии манипуляторов всегда было две проблемы. Первая состояла в том, что многокнопочные мыши мало востребованы даже среди заядлых ММО-игроков, которые для многочисленных команд, по большей части, предпочитают использовать клавиатуру. Вторая упиралась в лазерные сенсоры (Avago-9800 или Philips Twin Eye) которые делали эту мышь мало пригодной для активных FPS-игр, поскольку страдали либо непредсказуемой акселерацией, либо проблемами с высотой отрыва (Z-axis bug). И если с первым вопросом Razer еще как то пытались пойти навстречу игрокам, выпуская серии Naga Hex и Hex V2, то сенсоры продолжали ставить сюда, мягко говоря, не универсальные. Но вот, спустя много лет разработки и несколько миллионов долларов, Razer явила нам чудо, то есть мышь Naga Trinity, получившую свое название за возможность менять три левые боковые панели с разным количеством кнопок. Решение конечно не столь элегантное, как Roccat Nyth, но от этого не менее простое и функциональное. А теперь обо всем поподробнее.

Razer Naga Trinity

Технические характеристики

Модель Razer Naga Trinity
Сайт производителя razerzone.com
Интерфейс Проводной (USB)
Тип Геймерская (FPS/MMO/RTS-игры)
Тип сенсора Оптический
Модель сенсора Pixart PMW 3389DM-T3QU
Разрешение, cpi 100 – 16 000
Количество кнопок 7 основных кнопок + прокрутка (левая, средняя, правая, наклоны колеса влево и вправо, две клавиши выбора разрешения), 2 / 7 / 12 сменных боковых кнопок, клавиша смены профиля на подошве мыши
Максимальное ускорение, g 50
Высота отрыва от поверхности (LOD), мм 1–3 мм
Максимальная скорость, м/сек 11,43
Частота опроса USB-порта, Гц 125 / 500 / 1000
Частота кадров, fps
Внутренняя память + (4 профиля)
Скролл 1
Прокрутка вертикальная/горизонтальная +/+
Длина шнура, м 2,1
Возможность изменения массы
Возможность регулировки формы корпуса +
Материал кабеля Нейлоновая оплетка
Материал поверхности корпуса Пластмасса, резина
Цвет Черный
Подсветка + (RGB, 16,8 млн. цветов)
Зоны подсветки Колесо прокрутки, боковые кнопки, логотип на корме
Материал ножек Тефлон (PTFE)
Программное обеспечение Да (Razer Synapse 3)
Размеры, (Д х Ш х В) мм 119 x 74 x 43
Вес, г 120
Совместимость с ОС Windows 7 / Mac OS X 10.9 или выше
Дополнительно Три сменные боковые панели на 2, 7 или 12 клавиш
Средняя стоимость, $ 100

Поставка и комплектация

«Новый» дизайн упаковок Razer отличается приятным минимализмом. Черная фронтальная и тыльная панель, зеленый обод на боковых гранях и мягкий хлястик для подвески на витрину, вот, собственно, и все особенности. Спереди есть изображение мыши со всеми сменными боковыми панелями сразу, сходу открывающее значение ее названия. Еще там есть логотип компании и значок Chroma, указывающий на то, что устройство поддерживает RGB-подсветку. Сзади, на 12 языках (включая русский), описаны три основных достоинства мыши (с точки зрения компании): сенсор, сменные боковые панели с разной конфигурацией кнопок и 19 программируемых команд. Внутри мышь и дополнительные панели защищает от повреждения многоразовый прозрачный пластиковый блистер.

Razer Naga TrinityRazer Naga Trinity

Комплект поставки включает в себя инструкцию по эксплуатации, вкладку с поздравлениями от президента компании и две наклейки с логотипом Razer.

Razer Naga Trinity

Кроме этого в комплекте есть три сменные боковые панели на две, семь и двенадцать кнопок. Первые две хранятся отдельно, а третья по умолчанию одета на мышь.

Razer Naga Trinity

Внешний вид и дизайн

Форма Razer Naga Trinity во многом не претерпела существенных изменений в сравнении с Naga Hex V2, однако в дизайне появился ряд незаметных, на первый взгляд, отличий. Корпус в целом совпадает по габаритам и обводам: справа осталась подставка под пальцы, кормовая часть характерно закруглена, а панели основных кнопок имеют углубления по центру. Тем не менее, если раньше верхняя панель была, как бы, ужата между боковинами, то теперь наоборот, она нависает над ними. Расположение колеса прокрутки и двух кнопок за ним не изменилось. Обе эти клавиши достаточно мягкие с приглушенным по громкости кликом.

Razer Naga Trinity

Классическая боковая панель от серии Naga имеет 12 мембранных кнопок, собранных в четыре вертикальных ряда по три штуки. Они достаточно тугие, чтобы не нажиматься случайно, ведь при перестановке мышь приходится держать именно за эти кнопки, отдельной упорной площадки для большого пальца нет. Усилие нажатия на все клавиши среднее, звук срабатывания негромкий. Колпачки кнопок расставлены под разными углами и наклонами, но чтобы научиться попадать в них точно, придется потратить немало времени.

Razer Naga Trinity

Боковина держится на двух магнитах достаточно плотно и без зазоров, притягиваться на место начинает с дистанции менее 20 мм. Чтобы демонтировать ее, нужно потянуть за небольшое углубление в основании. Сменные панели можно переставлять, не отключая мышь (при снятой панели отключается подсветка, но сенсор и кнопки продолжают работать). Контактные штырьки на корпусе подпружинены.

Razer Naga Trinity

Боковина с двумя крупными кнопками понравится любителям FPS-игр. Клавиши срабатывают тихо и со средним усилием. Под большой палец предусмотрена прорезиненная упорная площадка с продольными углублениями.

Razer Naga Trinity

Вариант с семью клавишами сбоку делает Naga Trinity полностью идентичной Naga Hex V2. Кнопки расположены вокруг прорезиненной упорной площадки для большого пальца, без проблем нащупываются и достаточно быстро запоминаются. Характер нажатия такой же, как и у других вариантов раскладки — средний по усилию и тихий.

Razer Naga Trinity

Спереди исчезли перфорированные металлические решетки, и остался просто ровный пластик. Вроде как это и послабление в плане дизайна, но, с другой стороны, кто вообще и как часто смотрит на эту сторону мыши? Кабель заходит в корпус посередине и снабжен отличной защитой от перегиба. Две основные клавиши срабатывают с усилием чуть выше среднего и средним по уровню громкости щелчком. Люфта и запаса свободного хода нет, подгонка панелей близка к идеалу. Переключатель под средней кнопкой традиционно чуть более тугой и обладает глухим щелчком при срабатывании.

Razer Naga Trinity

Кабель в нейлоновой оплетке очень мягкий, гибкий и податливый. Его длина составляет 2,1 метра, а лишний шнур можно смотать с помощью многоразовой резиновой застежки. Ферритового кольца нет, USB-разъем короткий, с зеленой вставкой внутри и защитным колпачком.

Razer Naga Trinity

Боковая резиновая вставка в правой подставке под пальцы явно заимствована у Lancehead. И это хорошо, ведь продольные углубления на порядок проще очищать от загрязнения, чем мелкую гексагональную структуру. Безымянный палец ложится на подставку сверху, а мизинец обхватывает ее сбоку.

Razer Naga Trinity

Naga Trinity получила новый вариант колеса прокрутки, с которым я ранее не сталкивался в продукции Razer. Точнее, сталкивался в модели под названием Basilisk, но там оно регулировалось по жесткости. Здесь же создается впечатление, что жесткость выкручена на максимум, все отсечки при повороте отрабатываются с максимальной тактильной отдачей и характерным щелкающим звуком. Наклоны в стороны наоборот, весьма легкие с тихим мягким нажатием, из-за чего колесо прокрутки слегка болтается в своем кармане, что будет заметно, если просто потрясти манипулятор. Поверхность колеса прорезинена, насечки выполнены на нем в виде мелких пирамидок, размещенных в ряд по шесть штук. Всего в этом механическом энкодере есть двадцать позиций фиксации.

Razer Naga Trinity

На корме присутствует характерный подсвечиваемый логотип Razer в виде трехголовой змеи. Верхняя часть задней панели закруглена, а вот нижняя часть «обрывается» отвесно, что не дает полностью разместить на ней основание ладони.

Razer Naga Trinity

Форма корпуса у Razer Naga Trinity хорошая и достаточно универсальная, эргономика заточена под использование исключительно правой рукой. Лучше всего мышь лежит в руке любого размера при «пальцевом» и «когтевом» хвате. Под комфортную «ладонь» слегка не хватает длины кормы корпуса, ближе к кисти ощущается пустота, которая может доставлять дискомфорт обладателям крупных рук и средних рук.

Razer Naga Trinity

На основании есть три тефлоновые ножки большой площади, две расположены впереди, одна сзади. По центру вокруг окошка сенсора есть еще одна маленькая ножка, в виде кольца. Датчик, установленный тут оптический, Pixart PMW 3389DM-T3QU, который является фирменной модификацией серии PMW 3360 для Razer. Справа от него присутствует клавиша выбора профиля, а над ней расположен цветной индикатор текущего профиля. Выемка слева служит зацепом для отсоединения магнитной панели.

Razer Naga Trinity

Зоны подсветки три — колесо прокрутки, логотип и боковые клавиши. Они регулируются отдельно по цвету и световым эффектам. Цветопередача и уровень яркости корректные. Панель с двумя боковыми кнопками подсветки не имеет, а на остальных панелях все клавиши принимают один и тот же цвет при переназначении.

Razer Naga TrinityRazer Naga TrinityRazer Naga Trinity

Рассмотрим программное обеспечение.

Фирменное ПО

Мышь Razer NagaTrinity поддерживается новой версией ПО Synapse 3 (текущая итерация 3.3.123.385), находящейся в статусе beta-тестирования. Драйвер устанавливается вместе с программой контроля учетных записей и фирменных приложений, которая называется Razer Central. Через нее происходит и старт Synapse. ПО обновляется как автоматически, так и принудительно.

Razer Naga Trinity

В настройках можно выбрать один из десятка поддерживаемых языков интерфейса (включая русский), и настроить параметры автозапуска драйвера. Отсюда же доступно официальное руководство по продукту.

Razer Naga Trinity

Кроме того, можно сбросить подключенные устройства на значения по умолчанию, и произвести сброс стартового руководства, чтобы просмотреть его снова.

Razer Naga Trinity

Стартовый экран Synapse 3 имеет «модульную» структуру расположения программ. Отдельными модулями является драйвер мыши, студия визуальных эффектов Chroma, редактор макросов, форма обратной связи с разработчиками, гарантийная форма, информация о поддерживаемых устройствах, ссылка на магазин Razer, и ссылка на фирменную валютную систему zVault. Все модули, которые не являются простыми ссылками, дублируются в привычном перечне меню в верхнем левом углу окна приложения. В правом верхнем углу есть доступ в учетную запись текущего пользователя. Из новинок можно отметить модуль совместимости с RGB-устройствами от Philips, позволяющий синхронизировать подсветку.

Razer Naga Trinity

На экране настройки кнопок мыши есть возможность переназначить любые команды для всех семи основных клавиш и двух направлений прокрутки. Полный перечень доступных команд будет обозначен на вкладке слева. Для дополнительных боковых кнопок есть еще три экрана, щелкая по которым можно менять команды на них. Текущая активная панель определяется драйвером автоматически и обозначается зеленой галочкой на соответствующей пиктограмме. Что интересно, для демонтажа и установки панели в драйвере есть анимация, отмечающая данное действие в режиме реального времени. То есть, все три боковины можно менять буквально на лету, без необходимости отключения устройства или перезапуска драйвера. Кроме того, можно назначить дополнительные функции для режима Hypershift, суть которого состоит в том, что при зажатии определенной клавиши и активации режима, функции всех кнопок меняются на альтернативный набор команд. Благодаря этому на 19 активных кнопках манипулятора можно будет выполнять до 37 разных команд. Справа доступен перечень профилей (отдельная выдвижная вкладка), которые можно записать во внутреннюю память в четыре слота, обозначенных красным, зеленым, синим и голубым цветами.

Razer Naga Trinity

В настройках «эффективности» регулируется разрешение сенсора в пределах от 100 до 16000 dpi с шагом в 50 dpi. Можно настроить пять отдельных уровней чувствительности, либо оставить лишь два уровня. Доступно раздельное или синхронное изменение чувствительности по осям X и Y для каждого уровня индивидуально. Регулировки угловой привязки или акселерации курсора нет. На выбор дано три частоты опроса — 125, 500 или 1000 Гц. Есть тут и прямая ссылка на стандартную программу для базовой настройки мыши Windows.

Razer Naga Trinity

В базовых настройках подсветки есть возможность регулирования световых эффектов для всех трех зон одновременно по цвету и яркости (в пределах от 33 до 100%). Можно настроить время отключения подсветки в случае отключения экрана или при простое мыши в диапазоне от 1 до 15 минут. В быстрых эффектах можно выбрать динамическую, пульсирующую или статическую подсветку, либо циклическую смену цветов. Так же выбирается и один общий цвет подсветки для колеса прокрутки и логотипа. А еще эффекты можно синхронизировать для других устройств, поддерживающих Chroma-подсветку. Для более сложных настроек нужно установить галочку «расширенные эффекты» и перейти в редактор Chroma Studio.

Razer Naga Trinity

В редакторе Chroma Studio можно осуществлять тонкую раздельную настройку параметров всех зон и эффектов подсветки, редактировать слои и наложенные эффекты и устраивать с помощью мыши настоящие световые шоу, просматривая изменения в режиме реального времени.

Razer Naga Trinity

Калибровка позволяет настроить высоту отрыва сенсора от поверхности под конкретный тип коврика. Это можно сделать путем выбора фирменного коврика Razer из перечня с готовыми настройками, или осуществить ручную калибровку под любой новый тип поверхности и задать высоту отрыва в пределах от 1 до 10 единиц, что соответствует диапазону от 1 до 3 мм.

Razer Naga Trinity

Редактор макросов имеет широкую функциональность. В левой вкладке есть полный перечень созданных команд, которые можно копировать, импортировать, экспортировать и удалять. Запись команд происходит в центральном окне, где принимаются не только нажатия на мышь или клавиатуру, но и записывается траектория движения курсора, относительно конкретного окна или экрана в целом. В правой вкладке показаны доступные назначения команд, параметры для выставления временных задержек и схематически записанная траектория курсора.

Razer Naga Trinity

Появился и отдельный раздел, в котором профили можно привязывать к активации определенных, установленных на конкретном ПК приложений. Но особого смысла рассматривать его подробно нет.

Эргономика и тестирование

Тестирование мыши Razer Naga Trinity производилось на коврике Razer Goliathus WoT (Speed medium). Как уже неоднократно отмечалось выше, по форме этот манипулятор практически полностью повторяет Naga Hex V2. С точки зрения эргономики корпус устройства приятен и универсален, несмотря на увеличившийся на 15 грамм вес, в сравнении с прошлой версией. Мышь ложится в руку сразу (не зависимо от ее размера) и не требует привыкания. Очень хорошо ощущается при «пальцевом» и «когтевом» хвате, довольно сносно — при «ладонном». Поверхность корпуса не маркая и легко очищается. То же самое можно сказать и про резиновые боковые вставки, там, где они есть. Рука на этой мыши не запотевает. Даже не смотря на сменные боковые панели, качество сборки и подгонки деталей заслуживает уважения, люфтов практически нет, зазоры не заметны. Панели основных кнопок сделаны практически идеально. Традиционно слегка люфтит колесо прокрутки, поскольку имеет функцию наклона в стороны. Левая боковина может щелкать, при сильном сжатии корпуса, впрочем, при обычном использовании это заметно не будет. Кабель очень мягкий и приятный в обращении, движениям мыши не мешает и вполне можно обойтись без держателя. Ножки не особо скользкие, инерции манипулятор практически не имеет.

В том, что касается переключателей, мое восхищение вызвали ЛКМ и ПКМ. Они настроены очень хорошо по силе нажатия, не имеют люфта и свободного хода, клик достаточно тихий. Средняя кнопка уже не такая приятная, но вполне сносная. Все остальные клавиши на всех сменных панелях представляют собой обычные мембранки, тихие, с коротким ходом и невысоким усилием нажатия. Единственный вопрос, который может возникнуть к ним, касается разве что долговечности. Колесо прокрутки обладает жесткой тактильной отдачей и заметно щелкает при поворотах. При быстром прокручивании возникает громкий характерный треск. Наклоны колеса в стороны мягкие, в некоторых ситуациях могут происходить ложные срабатывания, потому важные команды на эти клавиши лучше не назначать.

По части сменных панелей очень приятным мне показался вариант на две клавиши, который имеет удобную подставку, а сами кнопки легко нащупываются. На привыкание к расположению семи боковых клавиш мне понадобилось довольно много времени, в первую очередь, потому, что их там семь, а не шесть. Кроме того они расположены нелогично — по часовой стрелке идут цифры 1, 2 и 3, а против часовой — цифры с 4-ой по 7-ю. В результате, при нажатии можно легко спутать между собой кнопки 6 и 7, потому что их активация производится основанием подушки большого пальца, а не кончиком. К 12-ти кнопочному варианту мне привыкнуть так толком и не удалось. При его установке будьте готовы к тому, что мышь будет неудобно отрывать от поверхности, поскольку клавиши занимают всю боковину и их можно случайно нажать при подъеме. Мышь имеет встроенную память на четыре профиля, которые можно переключать кнопкой на основании, что позволяет ей обойтись без постоянно активного программного обеспечения, по крайней мере, если не нужно воспроизведение сложных макрокоманд. Драйвер Razer Synapse 3 выглядит достаточно симпатично и понятно. Единственный его недостаток — количество и удельный вес процессов в оперативной памяти. Надеюсь, что в релизе его сделают чуть более компактным.

Подсветка смотрится хорошо. Жалко только что компания не реализовала индивидуальную настройку цвета каждой боковой клавиши.

Cенсор Pixart PMW 3389 работает исключительно хорошо. Он не прихотлив к поверхностям, сорвать его практически невозможно, не имеет паразитного дрожания, дрифтинга или проблем с высотой отрыва. Курсор при отрыве от поверхности и перестановке почти не смещается. Акселерации нет, но среднее сглаживание траектории ощущается независимо от уровня разрешения. Кроме того, точность позиционирования курсора проседает по мере роста количества dpi, особенно это ощущается после прохождения порога в 12 000 dpi, хотя вряд ли кто-то будет использовать такие параметры в реальных играх.

Razer Naga Trinity

Razer Naga Trinity

Итоги

Появление в ассортименте Razer мыши Naga Trinity стало неожиданным, но приятным сюрпризом. Даже более того, весь прошедший 2017 год компания радовала своих поклонников новыми и оригинальными устройствами. И, с моей точки зрения, для своих манипуляторов они выбрали правильный путь развития. DeathAdder Elite, Lancehead TE, Basilisk и вот теперь Naga Trinity — все они являются вариациями формы и функций, построенными вокруг отличного оптического сенсора PMW 3389. Ведь главное в мыши — это форма и сенсор, не правда ли?

А что хорошего в самой Razer Naga Trinity? Да практически все. В компании, наконец-то поняли, что многокнопочные мыши, это очень узкий сегмент и для большинства игроков они слишком специфичны. И сменные магнитные боковые панели с разным количеством и расположением кнопок в данном случае есть лучшим выходом. Нравится форма Naga, но предпочитаешь FPS-игры? Не вопрос, ставь две кнопки с резиновой боковиной и получай манипулятор, сравнимый по степени удобства с DeathAdder Elite. Хочется поиграть в StarCraft? Есть семь концентрически расположенных клавиш. Заядлый любитель ММО или бухгалтер? К твоим услугам 12-ть кнопок, если сможешь запомнить их расположение. То есть, серия Naga стала универсальной и больше не привязана к единственному жанру игр, причем сами эти панели можно переключать буквально на лету, чем никто из конкурентов похвастаться не может. Более того, теперь тут установлен лучший в своем классе сенсор, чего, опять же, нет у конкурентов, нервно (в буквальном смысле этого слова) работающих на нестабильных лазерах Phillips и Avago. Ну и сюда еще стоит добавить все остальные достоинства устройства, такие как: качественная поверхность, удобная форма, мягкий кабель, хорошие переключатели, встроенная память, RGB-подсветка и программное обеспечение.

Из недостатков можно отметить лишь небольшой люфт колеса прокрутки, возникающий из-за того, что оно может наклоняться в стороны. Да и в целом, это колесо настроено слегка специфично — с очень жесткими и шумными отсечками, что может не всем прийтись по вкусу. Второй момент — драйвер Razer Synapse 3 сильно вырос в объеме и сложности процессов, да и стабильности ему местами не хватает. Надеюсь, что программисты компании все же доведут его до вменяемого состояния.

Поскольку Razer Naga Trinity является отныне универсальным манипулятором, то может быть рекомендована всем игрокам в любых жанрах игр. Однако только в случае, если хотя бы иногда требуется большое количество клавиш, либо просто нравится форма данной мыши. Если же ни первое, и не второе, то в ассортименте Razer есть много других достойных и более доступных по стоимости предложений, построенных на той же платформе, что и Naga Trinity.

В стремлении к совершенству в неидеальном мире!