Субъективно об объективном: Nikon Coolpix S2

Disclaimer

Статьи в данной рубрике не претендуют на всеобъемлющие обзоры со скрупулезным описанием подопытного объекта, потоком терминов и специфических понятий – для этого существуют такие сайты, как www.foto.ru, www.dpreview.com и многие другие им подобные. Наоборот, когда в процессе поиска замены скоропостижно пропавшему FUJI 2650 автор неожиданно столкнулся с проблемой выбора в безграничном океане предложений, фирм, моделей, ТТХ и пр., которые существует на данный момент на рынке цифровых фотокамер, и чего и в помине не было, когда приобретался несколько лет назад вышеупомянутый FUJI, то возникла идея какой-то своей, собственной оценки опробованных фотоаппаратов. Благо мои знакомые все-таки ;) запустили столь давно лелеянный ими проект www.overclockers.ua, и потому свою писанину есть куда запостить особо не церемонясь ;).
Итак, предпосылки. Собственно, название рубрики говорит само за себя. Автор не является профессиональным (или даже полупрофессиональным) фотографом, но фотографировать любит, не так чтоб каждый день и помногу, но и не мало. Автор в состоянии разобраться практическими с любыми настройками любого фотоаппарата, но не совсем приветствует утомительные подготовки и настройки, для того чтобы сделать какой-либо снимок. Также, у автора есть жена, которая также любит фотографировать, в основном цветочки, пейзажи и т.п., и которую в первую очередь интересует удобство управления аппаратом, качество снимков при наименьших усилиях на подготовку к съемке, а если уж и надо прибегнуть к каким-либо специфическим настройкам – то последовательность действий должна быть проста и понятна. Таким образом, имеются две точки зрения – пользователя продвинутого и пользователя обыкновенного. Вот с этих позиций и будут рассматриваться подопытные объекты. Любая критика подобного подхода автора интересует здесь в последнюю очередь.


Объект



Всепогодный истребитель-перехват…, тьфу ты… цифровая фотокамера Nikon Coolpix S2 – по крайней мере, именно All-Weather написано на корпусе камеры. Ну, два дня тестирования были солнечными, потому вышеупомянутый тезис остался нерассмотренным.

Итак.

Оснащение

Остановлюсь на двух ключевых моментах.

1. Батарея EN-EL8



Средняя цена такой батареи на сегодняшний день – около 200 грн. (по данным HotLine). Батареи хватило примерно на 150 кадров, вспышка почти не использовалась. Т.е., если вы уходите куда-то далеко и надолго от цивилизации и 220 вольт, то, само собой, необходимо как минимум иметь еще одну такую батарею. Конечно, использование такой батареи есть плата за сверхкопактность, и это, не идет ни в какое сравнение, как по цене, так и по удобству использования "пальчиковых" AA аккумуляторов (стоимость одного "пальчика" – 10-20 грн, стоимость зарядного устройства – 40-50 грн), не говоря уже о цифровиках, использующих два "пальчиковых" аккумулятора. В конце концов, можно заблаговременно зарядить несколько комплектов АА аккумуляторов и это не будет сильно кусаться по цене. К тому же, штатно зарядка аккумулятора в подопытном объекте происходит через крэдл -

2. Многофункциональную док-станцию (проще говоря, это "посредник" между фотоаппаратом и компьютером).



Использование крэдла гораздо эстетичнее лежащего на столе фотоаппарата с торчащим из него USB-кабелем, к тому же через крэдл осуществляется зарядка батареи и дополнительно имеется возможность просмотра фотографий на телевизоре через идущий в комплекте с фотоаппаратом кабель.



Однако именно необходимость заряжать батарею в фотоаппарате через док-станцию автора не устраивает: пример из жизни - зарядка ВТОРОЙ батареи (если, к примеру, на следующий день намечается выход "на природу", или даже просто желание иметь заряженную запасную батарею) делает текущее использование фотоаппарата невозможным - зарядил одну батарею, заряжай другую – фотоаппарат должен находиться в док-станции. Конечно, существует специальное зарядное устройство Nikon MH-62, но это еще дополнительные расходы: как говорится, считайте ваши деньги. Кстати, на просторах России-Украины я так и не обнаружил наличия, а тем более внятной цены на это устройство (само собой, "у нас" оно будет стоить дороже, чем указано на "забугорном" сайте). С другой стороны, зарядка может идти в комплекте с фотоаппаратом, хотя в случае с данным тестируемым экземпляром зарядного устройства в комплекте не было.


Управление



Управление камерой достаточно простое и интуитивно понятное – нижняя кнопка слева (с характерным значком в виде треугольника) переключает режимы просмотра отснятых кадров и собственно режима съемки, кнопка "Menu", как нетрудно догадаться, отвечает за настройки в зависимости от выбранного режима (просмотр или съемка), самая нижняя кнопка переключает между режимами фотосъемки, режимом предустановленных сцен и видеосъемкой; верхняя кнопка (W-T) управляет приближением. Круглые кнопки довольно маленькие – лично мне приходилось нажимать их ногтем, хотя это, как ни странно, не вызвало никаких неудобств. Кнопка спуска довольно "нежная" - фиксация при "полу-спуске", когда камера наводится на объект съемки, не очевидная – можно легко произвести снимок наобум, не дав камере настроить резкость. В режиме просмотра отснятого материала, нажав кнопку спуска, можно записать звуковой комментарий к снимку. Меню русскоязычное и предельно понятное – разобраться в нем будет просто даже человеку, впервые взявшему в руки цифровую камеру. В общем, управление камерой, меню настроек продуманы и почти не вызывают нареканий.


Съемка

Серия: все настройки установлены в автоматический режим





Безобидный кадр. О чем думал аппарат, когда наводился на резкость - непонятно.



А здесь почему-то сработала вспышка. Нет, ну я понимаю, что я в тени нахожусь, но все-таки... Правда, насколько я понял, когда камера работает полностью в автоматическом режиме экспозиции, то ISO (чувствительность) автомат ставит на 50, т.е. самый низкий уровень. Отсюда и просто паническая сигнализация на дисплее камеры о том, что снимок будет смазан (значок дрожащей руки красного цвета). Хотя достаточно более-менее зафиксировать камеру в руках - и "сигнализация" пропадает, но забавно, конечно - прекрасное освещение, но чуть где тень - сразу начинает мигать "рука" - раздражает, знаете ли. Да и странный какой-то "автомат" тогда получается, работающий только в единственном режиме чувствительности.



Ну, тут как следствие отключенной вспышки (и увеличившейся выдержки) вот такое вот получилось. Хотя на таком расстоянии и вспышка б не помогла. В общем, мягко говоря, непонятный какой-то алгоритм работы автоматической экспозиции у этого фотоаппарата. Хотя "пользователю обыкновенному" именно этот режим работы важнее всего.

Вышел на солнце





Проверка зума (приближение). Опять смазала, но что теперь ей помешало - не понятно.



Со второго раза вроде нормально.






Серия: ISO 100. Оптимальная чувствительность для съемок при естественном освещении

Смотрим.















Резкость немного получше, чем на полном "автомате", но при приближении четкий кадр с первого раза может и не удастся - последние две фотографии опять смазаны.



Съемка в контровом свете (солнце в объектив)

Серия: ISO 200







На этом снимке уже виден "шум".



Хорошо видно, что при такой чувствительности снимать при хорошем освещении бессмысленно - автомобиль практически слился со стеной. Естественно, снимать надо при ISO100, однако уже в тени шансы сделать "смазанный" кадр сильно повышаются, т.е. желательно повысить чувствительность. Такая сильная "капризность" камеры к освещению, честно говоря, раздражает: не думаю, что пользователя обрадует необходимость постоянно менять чувствительность при съемке достаточно тривиальных сцен при небольшом изменении освещенности - например, солнце на некоторое время закрылось облаками или фотограф зашел в тень.

Вот такое может делать этот аппарат:

Сцена "Спорт-Композит"



Сцена "Спорт"



Серия: сравнительные снимки с разной чувствительностью - ISO100/200/400







Серия: съемка в помещении















В этом кадре вспышка отключена, чуствительность ISO400, справа источник дневного освещения - окно примерно 2 на 3 метра.

Съемка в помещении: вспышка очень слабая - если объект находится дальше двух метров, то фотография получается затемненной; особенно сильно это проявляется ночью - снимать в это время суток практически невозможно, разве что в упор; "смазанность" кадров - где-то 50 на 50.

В общем, фотоаппарат особо не впечатлил: ожидалось, честно говоря, немного больше. Самая главная проблема: очень высокий процент "смазанных", нечетких фотографий в автоматическом (да и не только) режиме работы, что, как уже выше говорилось, для обычного, неискушенного пользователя критично. Естественно, камера имеет множество специфических возможностей (как, например, съемка панорамных видов или представленные фотографии из набора предустановленной сцены "Спорт"), но это является всего лишь расширением функциональности камеры, которые не заменят съемку в режиме стандартных, общепринятых настроек при обычном освещении или съемке в помещении со вспышкой - ведь преимущественно именно в таких условиях делается большинство снимков. Конечно, я думаю, и с этой камерой можно добиться неплохих результатов, но возможные сложности с настройкой, выяснением причин и следствий получения неудовлетворительных фотографий уже выходят за рамки определенных нами предпосылок тестирования.
Наша работа возникла из-за любви к железу!