Основа
Корпус клавиатуры (лучше не называть его «базой») можно сравнить с телом человека: скелет, мышцы, кожа... Он состоит, как правило, из двух или трех деталей. Это собственно основа, стоящая на поверхности стола, «плейт» — пластина, которая держит переключатели, и «топ», то есть верхняя крышка. С выбора корпуса начинается строительство кастома. Корпуса полезно различать, как минимум, по таким характеристикам:
- форм-фактор;
- материал;
- вес;
- цвет;
- конструктив («скелетон» или с топом);
- крепление PCB;
- материал плейта;
- шумоизоляция;
- угол наклона и конструкция ножек;
- подставка;
- раскладка;
- дополнительные возможности.
Самое важное — это, собственно, количество клавиш на клавиатуре. Есть несколько основных форм-факторов и различная экзотика. То, что является самым привычным видом клавиатуры с дополнительным нампадом именуют «полноразмерной», full-size, 104/105-key, 110-key или 100%. Как ни странно, среди кастомов это очень необычный тип. Единственный другой формат с нумпадом — это 96% или «1800», который подробно описан в обзоре ASUS ROG Strix Scope II 96 Wireless.
Самым популярным в кругах энтузиастов является размер 80%, он же 87-key, он же tenkeyless или TKL. Все кнопки в нем на своих привычных местах, кроме нампада, которого просто нет. Вследствие этого клавиатура становится короче по горизонтали, что часто удобнее, в том числе в играх.
Еще короче 75% или 83-key, у которого дополнительные блоки кнопок сдвинуты к основным, а некоторые сделаны меньше. При этом все основные функциональные клавиши еще присутствуют физически, поэтому переучиваться не придется. Чего не скажешь о 65% и 60%, в которых клавиш последовательно становится все меньше. Благодаря этому клавиатуру можно сделать все компактнее (именно эти два варианта обычно и относят к категории «compact»), но даже достаточно ежедневные вещи придется выполнять через комбинацию клавиш — потому что, например, ряда F1-F12 просто нет. Некоторые пользователи готовы переучиваться ради того, чтобы иметь очень маленькую клавиатуру, некоторые — нет. Формат 60% также достаточно популярен у киберспортсменов, ведь в играх его может быть достаточно. Наконец, существует еще форм-фактор 40%, но он уже является экзотикой даже в рамках клавиатурного хобби.
С материалом корпуса разобраться проще. Кроме пластиков (разных, но это не имеет значения), клавиатуры в порядке убывания популярности могут делать из алюминия, стали, титана, бронзы, акрила, поликарбоната и дерева. В первую очередь, это выбор эстетический, ведь клавиатура постоянно в поле зрения на столе. Энтузиасты также считают, что даже различные сплавы алюминия могут влиять на звучание, не говоря уже о других материалах. В особых случаях, материал может стать поводом для гордости владельца — потому что он заказал очень бутиковую версию из экзотического материала или эксклюзивного цвета, которую произвели мизерным тиражом... Кстати, именно эксклюзивность материала и ограниченность количества экземпляров является обычно объяснением космической цены какого-то корпуса (потому что есть модели клавиатур дороже и $1000).
Вес напрямую связан с материалом. Пластиковые устройства обычно весят меньше 1 кг, например Razer Blackwidow V4 75% после тюнинга получилась ровно 850 граммов. Алюминиевый Gateron KD83A LTD в сборе весит 2 кг, что вдвое тяжелее его массовой пластиковой версии KD83A без суффикса LTD (также, вдвое более дешевой). Некоторые производители добавляют специальные утяжелители. Часто в виде красивой пластины с обратной стороны основания клавиатуры, которую никто никогда не увидит, не взяв устройство в руки Естественно, чем тяжелее клавиатура, тем монолитнее она ощущается на столе. А массивный утяжелитель внизу эффективно гасит вибрации от алюминиевого корпуса, работая, так сказать, как «волнорез». Это положительно влияет на звук, что и объясняет, зачем такое внимание уделяют почти невидимой детали.
Для фанатов, тщательно планирующих каждый аспект своей сборки, цвет корпуса, конечно, имеет значение. Часто существуют различные эксклюзивные версии, выпускаемые ограниченным количеством. Впрочем, это чисто субъективное дело.
А вот что важно, так это конструктив и крепление PCB. Устройства без верхней крышки, где видно верхнюю половину переключателей, а «топом» клавиатуры является, собственно, «плейт», который эти переключатели держит, называют «скелетон» (иногда может встречаться термин low-profile, но это может создать путаницу с подобными терминами для свичей и кейкапов, где они гораздо более корректны). «Скелетоны» проще чистить, в них ярче выглядит подсветка, но одновременно они более громкие и не всем нравятся визуально. На примере Lorgar Azar 514 можно показать интересное решение, когда верхняя крышка клавиатуры держится на магнитах и позволяет получить плюсы обоих вариантов под настроение.
Крепежей PCB есть более десятка, из которых важно знать пять: tray mount, top mount, integrated plate, sandwich и gasket mount. Все они проиллюстрированы ниже на известной картинке от Thomas Baart. Самый простой и дешевый это tray mount, когда плата крепится винтами к нижней части корпуса. Такое крепление при наборе текста ощущается очень жестким возле винтов, но может неравномерно «плавать» в местах чуть дальше от них. Для 60% клавиатур размещение отверстий крепления вообще стандартизировано, что позволяет «смешивать» корпуса и PCB разных производителей. Проблему неравномерности решает top mount, но конструкция остается жесткой. Так же жесткая она и в случае integrated plate, описывающей как раз «скелетоны», где плейт и работает в роли верхней крышки. Самый жесткий же вариант это «сэндвич», при котором плейт зажимается винтами насквозь между верхней и нижней частями корпуса. А вот самый мягкий, и это хорошо — это gasket mount, то есть «на прокладке». На самом деле это общее название для разных версий подобного крепления, но суть их одинакова: вместо жесткого крепления, плейт зажимается между половинками корпуса через мягкие прокладки.
В случае Razer Blackwidow V4 75% они сделаны из поролона и надеты на плейт по периметру. В случае Dark Project KD83A LTD это силиконовые полоски, закрепленные в нишах корпуса с двух сторон, а плейт вполне обычный. Есть и другие конструкции, даже с чем-то похожим на рессоры вместо прокладок (тогда это leaf-spring mount). Все они достигают одной важной цели — нет ощущения жесткости даже при сильных нажатиях на клавиши, так как плейт несколько пружинит внутри клавиатуры. Это положительно влияет и на звук, и на ощущения от тайпинга. За недостаток же gasket mount нужно буквально платить — это самая дорогая и самая сложная из популярных конструкций клавиатур. Но она того стоит.
Поскольку уже упомянуто жесткость, то логично описать возможные материалы плейта, потому что это ощутимо влияет на нее. Жесткие плейты делают из стали и латуни, они же делают звонкий звук тайпинга. Мягкие плейты из поликарбоната, карбона и FR4 (материал, похожий на текстолит), наоборот, делают звук ниже, а ощущения при наборе текста менее жесткими. Где-то посередине среди материалов находится алюминий.
Хотя крепление уже частично определяет характер звучания клавиатуры, изменить его больше позволяет различное использование шумоизоляции. В этом случае нас интересуют два элемента: что находится между плейтом и PCB и что находится в нижней части корпуса под PCB. Иногда, там нет ничего или очень тонкая пена — это не очень хорошо. С другой стороны, слишком толстая пена может просто не поместиться между PCB и корпусом. Заменить нижнюю пену способен любой, а вот аккуратно вырезать 60-100 квадратиков в самодельной пенной шумоизоляции между плейтом и PCB может быть довольно скучным... Энтузиасты экспериментируют с материалами шумо-виброизоляции, да и производители тоже — например, у Dark Project KD83A LTD под PCB находится силиконовая прокладка.
Следующий аспект это угол наклона корпуса и конструкция ножек. Они объединены потому, что у большинства типичных «мейнстримных» клавиатур, даже дешевых, есть возможность регулировать угол наклона, потому что это прямо требует стандарт ISO 9241-410 (он также говорит, что угол наклона может быть от 0 до 15 градусов и рекомендует не превышать 12 градусов). Но бутиковые производители могут себе позволить игнорировать отраслевые стандарты, ведь все равно их устройства не будут проходить сертификацию по ним, а делать регулируемые ножки сравнительно сложно. Поэтому остается только здравый смысл, который предлагает таки иметь хотя бы четыре резиновые ножки и обеспечивать какой-то фиксированный угол наклона в пределах стандарта, потому что он привязан к эргономическим потребностям человеческого тела. Конечно, у настоящих брендов все происходит с соблюдением нормативных требований, ведь они свою продукцию таки сертифицируют. Одного «правильного» угла не существует, всем удобно по-разному, в чем проявляется мудрость стандарта, который требует наличие регулировки. Ситуацию усложняют разные профили кейкапов, так как некоторые из них меняют ощущения от того же самого угла наклона.
Стандарт ISO 9241-410 описывает в качестве опции также и подставку для рук, которая может быть частью клавиатуры. Здесь ситуация аналогична: фирменную подставку в комплекте можно довольно часто ожидать у мейнстримных брендов, а рынок тюнинга также предлагает универсальные подставки, подходящие к клавиатурам конкретного формата разных производителей. Пользоваться подставкой или нет — также личный выбор, как удобнее.
Еще более стандартизированы раскладки клавиш (что можно проиллюстрировать картинками от Keyboard Layout Editor). Для большинства стран мира важны два варианта, так называемые ANSI и ISO клавиатуры. ANSI является американским стандартом (сейчас он известен, как INCITS 154-1988[S2009]) и отличается тем, что у полноразмерной клавиатуры 104 клавиши, а Enter занимает один ряд. Европейский стандарт ISO свое название получил по стандарту ISO/IEC 9995-2:2009. Такие клавиатуры имеют 105 клавиш и сразу внешне отличаются Г-образной клавишей Enter.
Американский стандарт ожидаемо ориентирован на использование английского языка, в то время, как европейский описывает, в том числе, как решить проблему дополнительных символов в разных языках Евросоюза. Кроме Enter, два стандарта отличаются размерами некоторых других клавиш, поэтому это важный фактор при выборе набора кейкапов. Аргументы относительно удобства раскладок ISO и ANSI остаются субъективными. С украинским языком совместимы оба стандарта, но на нашем рынке как-то исторически больше «американских» клавиатур. Как экзотику можно вспомнить еще раскладку JIS — это японский стандарт JIS X 6002:1980, где короче пробел и 109 клавиш вместо 104/105 стандартных в ANSI и ISO.
Но все три отраслевых стандарта при этом описывают один и тот же логический тип размещения клавиш, так называемый QWERTY, и один и тот же физический тип размещения — «staggered», то есть «со сдвигом», берущий начало в ограничениях конструкции пишущих машинок. Настоящие фанаты клавиатур предлагают изменения и здесь. С логической точки зрения существуют такие раскладки, как Dvorak, Colemak (проиллюстрировано ниже — кстати, считается лучшей для тех, кто желает впервые попробовать перейти с QWERTY), Workman, Norman, Engram и другие.
С физической стороны, вместо привычного размещения «со сдвигом» есть аргументы за использование ортолинейных клавиатур, где клавиши находятся ровно друг над другом, как на экранных клавиатурах. Степень «альтернативности» таких решений можно сравнить с использованием FreeBSD в качестве операционной системы — то есть, люди, которые это делают, очень четко знают, зачем оно им нужно...
Наконец, корпус клавиатуры определяет некоторые ее дополнительные возможности. Наиболее популярные из них сейчас это колесико регулировки громкости, небольшой экран и какие-то нестандартные клавиши — например, на Razer Blackwidow V4 75% это две цилиндрические металлические «мультимедийные» клавиши. Сюда же можно добавить и место для классических светодиодов Caps Lock, Num Lock, Scroll Lock.
Кстати, самым простым способом улучшить звучание клавиатуры и ее вид на столе, является коврик. Не зря сейчас становятся все популярнее большие deskmat вместо обычных mousemat. Такие XXXL-коврики почти всегда тканевые, толщиной 3-5 мм и габаритами 800x300 или 900x400 мм. Предлагаются как от «клавиатурных», так и от «геймерских» брендов, поэтому существуют высококачественные. Ну и, конечно, имеют множество дизайнов под стиль оформления рабочего места. Собственно, способны этот стиль и задавать... Клавиатура, стоящая на коврике, имеет более низкий звук без посторонних призвуков от поверхности стола.