2001 год в игровой индустрии

Каждый год выходит огромное количество всевозможных тайтлов, но история игровой индустрии запомнила несколько периодов, как самые плодовитые. Самым насыщенным из них оказался 2001 год, когда вышло наибольшее количество игр на разных платформах, отобравших у конкурентов большинство наград. Благодаря этим релизам, а также выходу приставок шестого поколения, игровая индустрия официально перешла на новый уровень, а игроки за один год получили невероятное количество новых впечатлений.

Ниже представлены двенадцать самых успешных игр 2001 года.

2001 год в игровой индустрии

Animal Crossing (N64, GameCube, iQue Player)

Animal Crossing стала одним из первых хитов среди «симуляторов жизни». В игре главный герой поселялся в деревне с человекоподобными животными и должен был заниматься хозяйством, попутно улучшая свое жилье.

2001 год в игровой индустрии

При этом огромный успех в 2001 помимо своего геймплея игре обеспечили три вещи. Во-первых, игра ориентировалась на реальные времена года и праздники через календарь в GameCube. Во-вторых, Animal Crossing могла похвастаться интересным мультиплеером, позволяющим строить дома четырем игрокам в одной деревне или же играть одновременно вдвоем. И, наконец, в третьих, игра включала в себя бонусный контент в виде… настоящих игр NES.

2001 год в игровой индустрии

15 игр NES, вроде Donkey Kong и Excite Bike, можно было найти на карте или получить в награду от жителей деревни. Animal Crossing вошла в десятку лучших игр для GameCube продалась почти двухмиллионным тиражом.

2001 год в игровой индустрии

Gran Turismo 3: A-Spec (PS2)

В 2001 году всех поклонников реалистичных гоночных симуляторов ждал настоящий праздник. После успешной и любимой игроками Grand Turismo 2 их ждала более выверенная и красивая третья часть.

2001 год в игровой индустрии

Если вторая брала обилием всевозможных автомобилей, то здесь их количество снизилось с 650 примерно до двух сотен, но что точно прибавилось, так это количество полигонов на каждую. PS2 позволила серьезно улучшить визуальную составляющую игры, что очень ценится поклонниками данного жанра видеоигр.

При разработке A-Spec студия Polyphony Digital сотрудничала с Logitech, которая в итоге выпустила руль GT Force Gran Turismo 3 A-Spec.

2001 год в игровой индустрии

Кому-то может показаться, что подобные развлечения нравятся лишь небольшой хардкорной группе фанатов, но на деле любители гоночных симуляторов занимают серьезный кусок игровой индустрии. Миллион проданных копий Gran Turismo 3 за первые три дня тому доказательство.

2001 год в игровой индустрии

Final Fantasy X (PS2)

Final Fantasy X выделилась тем, что в рамках серии во многом стала первопроходцем, но не потеряла при этом в качестве. Это была первая часть франшизы, выпущенная на PS2, и многие покупали приставку именно ради нее.

2001 год в игровой индустрии

Разработчики воспользовались начинкой приставки нового поколения как следует, и впервые за историю линейки представили Final Fantasy полностью в 3D. Помимо этого в игре появилась новая боевая система и дерево навыков под названием «Сетка Сфер», которую, тем не менее, игроки приняли довольно сдержанно.

2001 год в игровой индустрии

В дополнение ко всему прочему, позже Final Fantasy станет первой игрой серии, которая получит сиквел под названием Final Fantasy X-2. До нее все части игры были не связаны друг с другом по сюжету.

2001 год в игровой индустрии

Max Payne (PC, PS2, Xbox, Mac, GBA, iOS, Android)

Если попросить рядового поклонника рассказать, что же хорошего в этой игре, вряд ли он сможет дать четкий ответ. И правда, очень сложно выделить в Max Payne один элемент, который принес ей всенародную любовь.

2001 год в игровой индустрии

Конечно, Max Payne известна тем, что в ней впервые были должным образом реализованы перестрелки в замедленном времени. Однако сложно подумать, что игра бы выстрелила точно также, если представить ее без всего остального, что прибавляет ей харизмы. Запоминающаяся фортепианная мелодия в главном меню, тишина во время прохождения уровней, которую нарушали лишь шаги Пейна, падающие гильзы и выкрики бандитов. Ухмылка главного героя, спокойно рассказывающего свою трагичную историю на крыше небоскреба, повествование в стиле графической новеллы.

2001 год в игровой индустрии

Возможно, впервые кто-то настолько внимательно подошел к созданию серьезного нуарного детективного боевика. Без всяких сомнений, финскими разработчиками из Remedy была найдена идеальная смесь, создающая неподражаемую атмосферу, которую нельзя разбивать на части.

2001 год в игровой индустрии

Advance Wars (GBA)

Изначально разработчики из Intelligent Systems не планировали, что Advance Wars для Game Boy Advance станет настолько популярной во всем мире, что соберет огромное число наград, продастся серьезным тиражом, а также начнет тренд ориентирования японских компаний на вкусы западных игроков.

2001 год в игровой индустрии

Планировалось, что Advance Wars выйдет лишь в Японии, но Nintendo решила попробовать упростить геймплей, чтобы не спугнуть новую публику. Их опасения понять можно, ведь Advance Wars это пошаговая тактическая стратегия, в которые не привыкли играть обладатели портативных консолей. Тем не менее, игра была принята очень тепло и в итоге проложила дорогу другим подобным тайтлам. Несвойственная для жанра мультяшная графика и харизматичные персонажи помогли привлечь внимание свежей аудитории, а удержали ее мультиплеер и высокая реиграбельность Advance Wars.

2001 год в игровой индустрии

2001 год в игровой индустрии

Ico (PS2)

Геймдизайнер Фумито Уэдо выпустил не так много игр за свою карьеру, но каждая из них становилась своего рода шедевром, вдохновляющим многих деятелей индустрии. Первой из них стала Ico, которая впервые предложила игрокам ту самую атмосферу, за которую любят такие игры, как Limbo и Inside. Комбинация минимализма с недосказанностью, отсутствие инвентаря, речь персонажей на выдуманном языке, элементы платформера и т.д. Вся эта смесь направлена на то, чтобы вовлечь игрока эмоционально и максимально разогнать его фантазию.

2001 год в игровой индустрии

В голом виде концепция игры состояла просто из того, что «мальчик встречает девочку». Мальчик сбегает из тюрьмы и помогает девочке пробираться сквозь лабиринты замка, защищая ее от темных созданий. Уэдо хотел, чтобы игрок почувствовал связь персонажей, привязав их друг другу. Бесспорно, ему это удалось. Критики вместе с игроками аплодировали как свежести идеи, так и ее реализации.

2001 год в игровой индустрии

Надо сказать, что своей игрой Уэдо вдохновил не только игроделов, но и многих кинодеятелей и музыкантов. Хидео Кодзима, Гильермо дель Торо и даже композитор и гитарист Radiohead Джонни Гринвуд с восторгом отзывались об Ico.

Естественно на этом Уэдо не остановился, и затем презентовал миру не менее интересный Shadow of the Colossus, а затем The Last Guardian, который вышел в 2017 после восьми лет разработки.

2001 год в игровой индустрии

Silent Hill 2 (PS2, Xbox, PC)

Вторая часть одной из самых захватывающих хоррор-линеек стала примером того, как надо делать сиквелы. Заинтересовав игроков событиями первой части, команда Team Silent решила оставить от нее лишь сеттинг. Игрокам представили совершенно другую сюжетную ветку, в которой дали возможность посмотреть на то, каким Тихий Холм предстанет перед посторонним человеком.

2001 год в игровой индустрии

Обычно подобные эксперименты отводят спин-оффам, но здесь разработчики не прогадали. До сих пор большинством фанатов серии именно вторая часть считается лучшей. Помимо улучшенной графики и запоминающихся кат-сцен, Silent Hill 2 может похвастаться одним из самых интересных и загадочных сюжетов с неожиданной концовкой. Акира Ямаока, который участвовал в написании саундтрека к первой части, на этот раз взял все на себя, и подарил игровой индустрии такие музыкальные хиты, как «Promise» и «Theme of Laura».

2001 год в игровой индустрии

Само собой, у игры было достаточно проблем, вроде проклятья хорроров тех лет, неудобной камеры, но плюсов было гораздо больше. Кстати, не так давно игроки выпустили мод, вылечивающий Silent Hill 2 от большинства раздражителей.

2001 год в игровой индустрии

Grand Theft Auto III (PS2, PC, Xbox, Mac, Android, iOS, Fire OS)

Возможно, сейчас это сложно представить, но когда вышла GTA 3, она повергла игроков в шок, предоставив им «настоящую свободу действий». В самом деле, публика была в восторге от безумия, которое можно было устраивать с видом сверху в GTA 2, но перенос этого действа в 3D первое время казался чем-то из ряда фантастики.

2001 год в игровой индустрии

Тогда разработчикам из Rockstar Games не только удалось стать пионером подобных игр, но и сразу предложить «правильный» канон, на который стоит равняться. Надо отметить, что до 2001 было достаточно других попыток создать интересную экшен-песочницу в открытом мире, но ближе всего к GTA 3 подобралась разве что Driver 2 в 2000 году.

2001 год в игровой индустрии

Если смотреть на GTA 3 сейчас, то спустя 17 лет и огромного числа выпущенных «клонов GTA», третья часть мало что может предложить в плане геймплея. Однако, удивительным образом, в ней до сих пор приятно просто кататься по Либерти-Сити, переключая между радиостанциями.

2001 год в игровой индустрии

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PS2, Xbox, PC, PS3, Xbox 360, PS Vita, Nvidia Shield)

Геймдизайнер Хидео Кодзима решил отложить выход первой Metal Gear Solid, чтобы воспользоваться возможностями PlayStation, и в итоге не прогадал. Примерно то же самое произошло в случае со второй частью. Кодзима хотел, чтобы вместе с сиквелом серия шагнула далеко вперед, и принял решение выпустить тайтл на PlayStation 2, чем невероятно помог популярности приставки.

2001 год в игровой индустрии

При этом Кодзима выступал не просто руководителем разработки, а участвовал в ней на всех стадиях, в том числе самостоятельно проектируя игровые уровни. В итоге у него получилась крепкая вторая часть с более разнообразным и интересным геймплеем, и, конечно же, более современной графикой.

2001 год в игровой индустрии

Как и в случае с Silent Hill 2, разработчики решили ввести другого главного героя по имени Рейден, а Снейку отдали лишь пролог. Игре досталось разве что за запутанный грузный сюжет, который иногда как будто хотел вытеснить сам геймплей, но известный кинолюбитель Кодзима всегда делал упор на кинематографичность в своих играх. Чтобы компенсировать этот недочет, Konami выпустила MGS 2: Substance, содержащую дополнительные режимы и миссии.

2001 год в игровой индустрии

Halo: Combat Evolved (Xbox, PC, Mac, Xbox 360, Xbox One)

Именно с Halo: Combat Evolved первое время забирали с прилавков магазинов свежую Xbox. Halo: Combat Evolved выступил лаунч-тайтлом приставки, и такого слаженного шутера от первого лица для консолей игроки на тот момент еще не видели.

2001 год в игровой индустрии

Публика была в восторге от вариативности геймплея, позволяющего выстраивать разные стратегии в борьбе с инопланетянами. Мультиплеер был достоин отдельных аплодисментов, именно ради него многие игроки покупали Xbox.

2001 год в игровой индустрии

Франшиза Halo стала своего рода послом видеоигр в мейнстрим, а Мастер Чиф быстро превратился в культового персонажа наряду с Ларой Крофт. Критики делили последующие шутеры просто напросто на «Halo clone» и «Halo killer».

Интересно, что игру было за что ругать. Собственно никто не отрицал, что ближе ко второй половине Halo становится в разы скучнее, а однообразие уровней начинает бросаться в глаза. Но это не помешало Microsoft продавать первый миллион копий игры меньше, чем за полгода.

2001 год в игровой индустрии

Super Smash Bros. Melee (GameCube)

Масахиро Сакураи, создатель первой нашумевшей части линейки файтингов Super Smash Bros., так сильно хотел выпустить достойный сиквел, что угодил в своего рода обратный «производственный ад», 13 месяцев безвылазно разрабатывая Melee для GameCube. При этом в отличие от большинства историй про стрессовую разработку игр, его история закончилась феноменальным успехом.

2001 год в игровой индустрии

В каком-то смысле секрет игры оказался довольно прост: Сакураи взял первую часть, снабдил ее дополнительным контентом, попутно улучшив визуальную составляющую. Этого хватило, чтобы Melee стала самой продаваемой игрой платформы, и, по мнению многих, одним из самых увлекательных и необычных представителей жанра.

2001 год в игровой индустрии

Надо отметить, что во многом своим успехом игра обязана рекламной компании, которую устроила Nintendo перед релизом Melee. Компания радовала фанатов еженедельными отчетами о разработке, устраивала соревнования, где главным призом была GameCube и Melee, и крутила рекламу игры в кинотеатрах во время показа Pokemon 4Ever.

2001 год в игровой индустрии

Rez (Dreamcast, PS2, Xbox 360, PS4, PC, Android)

Кажется, мы видели уже достаточно игр, где главный герой сражался с вышедшим из под контроля искусственным интеллектом, решившим подчинить себе мир. Rez предложила игроку другое развитие событий, в результате которых вам необходимо, наоборот, спасти не справляющийся с большими объемами информации и обилием вирусов интеллект Эдем.

2001 год в игровой индустрии

Rez представляет собой оригинальный рельсовый шутер с элементами музыкальных игр. В игре отсутствуют звуковые эффекты — их заменяет электронная музыка, которую помогает создавать игрок каждым выстрелом, уничтожая на своем пути различные графические объекты.

2001 год в игровой индустрии

То, что получилось у студии United Game Artists в итоге, оказалось настолько увлекательным и непохожим на все остальное, что критики выставили представителю не самого популярного жанра очень высокие оценки.

Надо сказать, что успех игры повторило и ее переиздание для VR-устройств под названием Rez Infinite, которое вышло в 2016 году и считается одной из лучших игр для VR.

2001 год в игровой индустрии

***

Само собой, у многих игр из сегодняшнего списка было достаточно своих недостатков, но те инновации или новые подходы, что они предлагали игрокам, перекрывали весь возможный скепсис по отношению к ним.

Увеличивая скорость, мы боремся за производительность