Batman: Arkham Origins (Batman: Летопись Аркхема) | |
Разработчик | WB Games Montreal, Splash Damage |
Издатель | Warner Bros. Interactive Entertainment |
Официальный сайт | http://batman-arkhamcity.ru/ |
Дата выхода | Октябрь 2013 |
Локализатор | 1C-СофтКлаб |
Жанр | Экшен |
Rocksteady Studios в свое время удалось сделать то, что случилось с кинообразом Бэтмена, истории похождений которого стали эталоном фильмов про супергероев. Arkham Asylum предложил яркую историю с харизматичными персонажами и зрелищным геймплеем. В Arkham City разработчики пошли по пути «больше и насыщеннее», увеличив охотничьи угодья Бэтмена и тщательно нашпиговав игровую территорию кучей дополнительных заданий. На фоне успеха дилогии было бы удивительно со стороны правообладателя не предпринять еще одну попытку заглянуть в карман к преданным фанатам. В этот раз работа над новой игрой была поручена другой студии — WB Games Montreal. Новая команда тщательно изучила опыт предшественников, но побоялась что-то менять. Arkham Origins представляет компиляцию знакомых элементов без каких-либо попыток что-то обновить или улучшить.
Начать нужно с того, что новая игра предлагает заглянуть в прошлое. Все события развиваются за пять лет до бунта в Arkham Asylum. Брюс Уэйн недавно вступил на тропу ночного мстителя, поэтому слухи о нем по большей мере все еще слухами и остаются. Помощников в полиции у героя нет. А главным преступным королем Готема является мафиози в черной маске, который носит соответствующее прозвище. И вот накануне Рождества злодей Черная Маска решает устроить охоту на Бэтмена, собрав самых опасных негодяев и посулив огромный куш за уничтожение своего врага.
Вступление выглядит, мягко говоря, вялым. Прошлые игры с первых минут демонстрировали какую-то интригу и интересную постановку. В Arkham Origins нам предлагают намять бока взбунтовавшимся заключенным в тюрьме, сразиться с крокодилоподобным Кроком и узнать об открывшейся на Бэтмена охоте. Все линейно и топорно. Кажется, что так будет до конца игры. Но в определенный момент сценаристы делают резкий финт, и вся история с выслеживанием главного злодея резко меняет акценты. Повествование становится бодрее и развивается более стремительно, хотя никаких сюрпризов больше не преподносит. Прошлая игра все же была более насыщенной и разнообразной. История преподносилась с точки зрения двух персонажей (кроме Бэтмена давали поиграть за женщину-кошку). Да и сюжет не предлагал противостояния строго с одним антагонистом. Главным зачинщиком был один, но на первый план все время вырывался другой — Джокер.
Не обошлось без Джокера и тут. После многочисленным стычек с данным персонажем в прошлых играх попытка обыграть его противостояние с героем старыми методами выглядит, как бесконечный сериал про семейные взаимоотношения. Повторение — основная проблема новой игры. Есть новые негодяи, но хватает и старых. Крок, Бейн, Шляпник, Дэдшот — все они уже были в прошлых играх. Всех их уже удалось победить, а тут нужно делать это заново. Оно вроде и понятно — старые победы будут в будущем. А нынешние победы — это как раз возможность засадить всех негодяев в тюрьму, из которой потом опять все разбегутся. Но обращение к предыстории давало возможность представить само становление некоторых злодеев, как-то углубить и расширить их истории. Ничего такого нет. Краткое резюме по действующим лицам в Arkham City давало больше информации, чем местные перипетии. Показали лишь начало взаимоотношений Джокера и Харли Квинн. Сам же Джокер так и остался темной лошадкой.
Новым злодеям место тоже нашлось. Все они традиционно являются отменными психами, отличаются определенной уникальностью и криминальной специализацией. Еще рассказана история становления дружбы героя и комиссара Гордона. Покажут, кто такая Оракул. Так что приятных моментов для фанатов тоже хватает.
Жаль, что авторы не пытались как-то расширить образ Брюса Уэйна. Есть небольшие заигрывания с чувством вины от потери родителей. Присутствует сценка в духе «я не смогу помочь городу». То есть, ничего нового нет. А принцип отказа от убийства даже доводят до абсурда в финале сюжетного повествования. Хотя эта принципиальность протагониста в свете его общей брутальности и ранее выглядела странновато.
Есть у игры один минус, который рушит общую картину представления мира. Если в прошлых частях было какое-то объяснение отсутствию рядовых жителей, то в Arkham Origins действие развивается в обычном городе до момента его изоляции. Но все равно на улицах полно головорезов, и нет ни одного прохожего. Да и общая предпраздничная атмосфера не особо чувствуется. Снежок, гирлянды — это хорошо, но от чувства, что ты играешь в слегка видоизмененный Arkham City, не избавиться.
Игровой процесс не изменился. Основные наши занятия — драки и исследование мира. Никаких инноваций тут нет. Боевая система базируется на проведении непрерывных серий ударов и вовремя реализованных контратаках. В момент удара враги подсвечиваются специальными индикаторами. Если успеваете нажать соответствующую клавишу, то реализуете прием уклонения и ответного удара. При наличии всего двух кнопок (удар и контрудар) игра изображает очень зрелищные схватки. Бэтмен выполняет разные приемы и захваты в зависимости от того, какой удар врага он предотвратил. Подловили сразу двоих в момент атаки — провели уклонение и припечатали обоих лицом об асфальт. А если удается провести несколько обычных ударов без прерывания, то герой входит в кураж и начинается прыгать от одного противника к другу, нанося все более мощные и стремительные удары. Завершается эта боевая феерия финальным ударом в замедлении.
На деле все кажется очень простым. Поначалу так и есть. Но постепенно на нас спускают все большие орды врагов, и уже трудно уследить за всеми нападающими и успевать нажимать контрудар в подходящее время. С задачей нужного направления удара тоже могут быть проблемы, если вокруг вас десятка два бойцов. На тесных уровнях-аренах приходится постоянно вертеть камеру, чтобы не упускать из поля видимости общую панораму боя. Противники по мере игры растут в сложности за счет применения бронежилетов, ножей, огнестрельного оружия и щитов. От таких одной кнопкой не уклониться. Приходится изрядно прыгать, уходя из зоны атаки, и проводить более хитрые комбинации. Кого-то можно настигнуть только со спины, кого-то можно оглушить плащом, а потом добить. Все болванчики довольно стойкие и выдерживают много ударов. А если вы выбьете у стрелков оружие, они потом постараются заново подобрать его. Другие бойцы тоже не против подхватить нож или автомат у повергнутого товарища. При этом о подготовке огня из автоматического оружия свидетельствует заблаговременный щелчок затвора, что дает возможность вовремя сориентироваться.
В общем, драки интересные и напряженные. Но это благодаря хорошо отработанной и проверенной временем системе. Изменение лишь одно — шоковые электроперчатки. Их дают в последней трети сюжетной кампании, что облегчает рукопашные битвы, потому как к концу количество противников на экране просто зашкаливает. Перчатки позволяют проводить более мощные удары без парирования со стороны жертвы, но требуют времени на зарядку.
Битвы с боссами построены на умелом использовании контрприемов, что порою превращается в очень жесткое испытание на скорость. В частности, это касается встречи с новым злодеем по кличке Дезстроук. По накалу и динамике эта битва переплюнет схватку с любым боссом из прошлых игр. Смотрится зрелищно и очень круто. Но это если просто играть, не пытаясь выиграть. Стоит сосредоточиться на выполнении контратак, как все происходящее теряется где-то на втором плане. Авторы повышают сложность за счет использования хитрого приема, запутывающего игрока: в какой-то момент времени возможность контратаки обозначается индикатором над головой, а в иной момент ответный прием срабатывает только при появлении соответствующей иконки мыши. При этом сама иконка маленькая (привет консольному интерфейсу для низких разрешений экрана), а торопливость приводит к поражению. На таком точном реагировании на значки контратаки строятся и многие иные схватки, хотя скорость и сложность у них поменьше.
На роль одного из главных антагонистов выдвинули Бейна, с которым заставляют драться несколько раз, что даже начинает раздражать. Тут тоже не обошлось без мелких хитростей. В какой-то момент времени Бейна можно оглушить одним ударом плаща, а после приема венома он требует три удара. Самое забавное, что в первом случае тройной удар не срабатывает. Через раз срабатывает тройное оглушение при перепрыгивании через бегущего Бейна — Бэтмен часто останавливается после первого взмаха. Если же отпрыгнуть вбок, то тройной взмах потом реализуется с вероятностью 100%. То ли это очередные игровые условности, то ли недоработки, но раздражает сильно. Хотя с визуальной стороны все тоже выглядит отлично — мощные серии ударов, зрелищные уклонения в замедлении.
Самое увлекательное в Batman — возможность стать хищником, который охотится на преступников. Не всегда игра заставляет сходиться к кулачном бою на тесных аренах. Иногда нас выпускают в просторные залы с кучей лазеек, где можно устроить тихую охоту. Никто не мешает и тут открыто броситься на врагов, выбивать автоматы, швырять дымовые гранаты или бэтаранги. Но намного интереснее выжидать момент на какой-то высокой точке, чтобы схватить и подвесить бандита. Или забравшись в вентиляцию, подкараулить его у решетки и оглушить мощным ударом. После этого быстро взлететь при помощи цепкого механизма с когтем под потолок и любоваться, как встревоженные враги бегают внизу в поисках нападавшего. Где-то можно устраивать внезапные нападения, подкарауливая за тонкой стеной или за углом. Можно применять взрывчатый гель, который оглушит бедолагу и привлечет всеобщее внимание к нужной зоне.
Исследование мира и преодоление препятствий требует использования разных приспособлений. Набор гаджетов изменился слабо, а некоторые новинки не сильно отличаются от старых устройств. Так, клеевая граната заменяет ледяную из Arkham City, позволяя блокировать горячие потоки пара и создавать плот на водной поверхности. Доступный для исследования город стал еще больше, побочных заданий в нем полно, но ничего оригинального они не предлагают. Это поиск тайников, решение задачек по добыче блоков данных, нейтрализация ящиков с токсином или оружием. Все то же самое, чем нам предлагали заниматься и ранее. Более интересный режим расследований предлагает изучение мест преступления и сканирование улик с последующей нейтрализацией подозреваемых. Некоторые преступления образуют цепочку событий, приводящих к крупному злодею, с которым нас ожидает схватка. Некоторые из таких стычек похлеще сюжетных битв с боссами. Но это тоже не из-за сложности игровой механики, а из-за постоянно прибывающего подкрепления или других условностей. Выполнение всех побочных заданий займет намного больше времени, чем прохождение сюжетной линии.
Для подзадоривания игрока Arkham Origins выдает статистку по итогам каждой встречи с врагами, выставляя средний балл и вознаграждая определенным количеством опыта. Чем более ловко вы проходите каждую схватку, тем больше опыта получите. Аналогичное вознаграждение ожидает за любое побочное задание вплоть до сбора припрятанных предметов. Прокачка делится не несколько веток. Некоторые улучшения доступны только по итогам выполнения вторичных заданий или за рейтинг испытаний. Последнее — забава для самых явных фанатов. Испытания предлагают сразиться на аренах с целью набить нужное количество очков, реализовать какое-то длинное комбо, справиться за определенное время или выполнить иное необходимое условие. Развлечение для тех, кому покажется мало мордобоя в основной игре. Еще в испытаниях можно поиграть за того самого Дезстроука.
Не обошлось без проблем технического плана. Первые покупатели столкнулись с непроходимой вентиляцией в одной из сюжетных миссий, но это быстро «залатали» в обновлении. Есть и более мелкие неприятности. То ящик Пингвина в одном месте не уничтожается с первой попытки, то Бэтмен в полете начинает странно дергаться, а в драке банд оказывается несколько замерших неподвижных фигур.
Появилась сетевая игра, чего не было у предшественников. Ее разработкой занималась студия Splash Damage. Пока доступен один режим, но сам факт наличия выбора режимов говорит о возможности их расширения в будущем. Играет восемь человек. Банды Джокера и Бейна по три человека соревнуются между собой на разных картах за доминирование над особыми контрольными точками, стараясь убить противников. Третьей стороной конфликта выступают Бэтмен и Робин, которые пытаются оглушить всех бандитов, используя стандартные приемчики с внезапными захватами и планированием с высоты. Заодно герои занимаются взломом терминалов в тех самых в точках, за которые идет борьба. Отличившиеся бандиты могут возродиться в образе суперзлодеев Джокера и Бейна. Тут можно провести аналогию с наградой ролью Танка в Left 4 Dead.
Трехсторонний конфликт с супергероями получается интересным и необычным. Вот только в плане управления все немного топорно. У бандитов получается корявый шутер от третьего лица с кривой системой укрытий. А герои поначалу озадачивают немного иной реакцией на управление в сравнении с одиночной игрой. И не всегда срабатывают быстрые перепрыжки с одной статуи на другую при помощи крюка. Кстати, в одиночной кампании с этим тоже бывают проблемы. Неприятно, ведь в старых играх все работало отлично, герой сразу реагировал на такие действия.
По мере получения опыта в сетевых баталиях у игроков появляется доступ к новому оружию, броне и разным гаджетам. Есть возможности по изменению внешнего облика. Некоторые бонусные вещи выдаются по итогам выполнения заданий одиночного режима.
Прошлая игра серии Batman обзавелась поддержкой DirectX 11. В частности, довольно активно использовалась тесселяция. Мокрая брусчатка с рельефной грязью и талым снегом смотрелись великолепно. Arkham Origins по части отображения открытого мира немного сдал позиции. Брусчатка и стены не столь выпуклые, хотя хватает и рельефных поверхностей — зависит от локации. Город частично спрятан под снегом, который приятно искрится на свету. Но кое-где снежный покров выглядит невзрачно.
В других местах можно наблюдать деформируемый реалистичный снег, реализуемый при помощи тесселяции. В основном такой снег лежит на крышах.
Тесселяция еще применяется для улучшения геометрии плаща героя. Складки на нем стали детальнее, что сформировало более натуралистическую фактуру ткани. Хотя жесткий материал плаща, который служит крылом для планирования, выглядит более логичным.
Появилась поддержка системы освещения HBAO+, которая была разработана NVIDIA как менее ресурсоемкая альтернатива обычным алгоритмам просчета глобального освещения HBAO. Открытый мир в плане работы освещения не вызывает какого-либо восхищения. Впечатления кардинально меняются при перемещении в закрытые зоны. Многочисленные фонари формируют очень живые световые эффекты и улучшают общее ощущение глубины изображения.
В целом, проработка интерьеров лучше проработки большого мира. Даже поверхности в помещениях выглядят более рельефными. В некоторых местах видно явное применение тесселяции на деформированных кучах грязи на полу. А ближе к концу игры, в сценах на мосту, появляется тот самый тесселированный талый снег из старой игры. Теперь он уже не очень похож на талый, но все равно заметно улучшает общую реалистичность отображения снежных заносов.
Благодаря PhysX в игре реализован реалистичный туман и газ. Такой дымок вечно стелется по туннелям канализации. Похожий пар окутывает различные механизмы. Весь этот туман потрясающе смотрится в лучах света. С ним подземелья приобретают совершенно иной, более атмосферный вид.
Используется PhysX для симуляции снежка и легкой поземки, которая поднимается во время драк и вьется вокруг героев. А еще активация этой опции добавляет различные интерактивные бумажки, разлетающиеся от взмахов плаща, и многочисленные развевающиеся флаги знамена группировок.
Кое-где PhysX обеспечивает больше частиц для симуляции снежной вьюги, бьющей в окно. Но тут тоже не все однозначно. К примеру, есть миссия в отеле-небоскребе. Там полно раскрытых окон, в которых завывает ветер. Но возле них нет ни тесселированного снега, ни потока плотных частиц. Зато на самом верхнем этаже нарисован мощный поток снежной дымки и частиц, который стелется по всему коридору. Самое смешное, что идет он от закрытого окна! Аналогичное чередование сцен с PhysX и без наблюдается на упомянутом уже мосту.
Имеющиеся сцены демонстрируют широкие возможности визуализации некоторых эффектов при помощи PhysX. Но их реальное применение могло бы быть более активным. Еще стоит отметить PhysX-дымок, который идет от шоковых рукавиц во время длительного их использования. Он стелется за героем и обволакивает его струйками при резких движениях во время боя. Мелочь, но смотрится приятно.
Общее визуальное впечатления от сюжетных миссий очень приятное — красивые детализированные уровни, отлично поставленное освещениеc с бликами, подземелья с туманом. Умелое применение линзовых эффектов фокусирует камеру на герое во время диалогов и проведения финальных ударов. Впечатления от внешнего города несколько слабее.
Музыкальное сопровождение заигрывает с пафосными мотивами и атмосферой эпичности из саундтрека Ханса Зиммера к кинотрилогии Кристофера Нолана, что хорошо.
Batman: Arkham Origins эксплуатирует идеи прошлых частей серии, предлагая новую историю в рамках старого геймплея. Да и само сюжетное повествование использует знакомые мотивы, характеры и образы. Так что никакого эффекта новизны от игры не стоит ждать. Типичное коммерческое продолжение ради продолжения. Arkham Origins выглядит как топтание на месте и большой аддон. Парочка новых гаджетов, несколько новых боссов и куча однотипных побочных заданий в разросшемся игровом мире не продвигают игру на новый уровень. Но это и весь ее недостаток. Во всем остальном она не намного хуже предшественника. Такой же добротный боевик со зрелищной постановкой драк и великолепными ощущениями невидимого охотника на определенных локациях. Все лучшее осталось, и это по-прежнему увлекает. Если вы с упоением прошли оригинальную дилогию и хотите еще, от новой игры тоже получите массу удовольствия. Если уже пресытились предыдущими играми, то Arkham Origins не вызовет сильных эмоций. Мультиплеер станет дополнительным аргументом для фанатов.