Фото Amy E. Price
А теперь о хорошем. В мире «железа» этот год запомнился рядом знаменательных событий и был явно ярче предыдущего. Прошлая зима подарила сногсшибательный экшен «успей купить видеокарту». С полок магазинов сметалось все, что было хоть как-то пригодно для добычи криптовалюты. Фразы «мне для игр» и «карта в кранче не была» мелькали с завидной регулярностью. Самые предприимчивые опустошали заокеанские магазины, а после продавали «новые Radeon без гарантии» по сходным ценам. К счастью ли, к сожалению ли, но всеобщая горячка постепенно сошла на нет... до очередного рецидива.
Курс Bitcoin
Некоторое весеннее затишье потревожил увалень GeForce GTX Titan Z. Двухчиповый гигант Nvidia стоимостью 3–4 тысячи долларов застрял в полупозиции между рынком игровых видеокарт и профессиональной графики. Нам сложно судить, потеснил ли он FirePro и Quadro в сегменте специализированных решений, но геймеры уж точно отнеслись к «двойному» GK110 с прохладцей.
Лето открыл, будем откровенны, невзрачный анонс процессоров Intel Devil's Canyon для массовой платформы LGA1150, в последних же числах августа калифорнийский чипмейкер предоставил первым покупателям процессоры Haswell-E (LGA2011-3). Конечно, ситуация отчасти снова напомнила известную басню о лисе и винограде, но 8-ядерный Core i7-5960X с его мощью смотрелся куда уместнее Titan Z. По мнению некоторых, оверклокерский стенд без самого Флагмана уже по-настоящему «крутым» не назовешь.
Наконец, осенью нас ждали анонсы видеокарт GeForce GTX 980 и GTX 970, явно поставившие AMD в неудобное положение. Разработчики же наводнили мир видеоигр новыми релизами (часть которых, однако, трудно воспринимать без юмора). Ну, и, конечно, наступила золотая пора для ведущих экстремальных оверклокеров и их болельщиков: состоялись финалы очных турниров, организованных MSI и ASUS, а также открылся соревновательный портал OC eSports.
Фото VR World
Об этих и других событиях читайте ниже. Данный обзор охватывает период с 1 декабря 2013 года по 1 декабря года нынешнего. С предыдущим итоговым материалом «Vivat overclockers!» можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
В гордом одиночестве
О планах Intel выпустить восьмиядерный процессор семейства Haswell-E и платформу с причудливым названием LGA2011-3 стало известно еще в июне 2013 года, поэтому, зная возможности микроархитектуры Haswell, можно было примерно прикинуть уровень производительности будущего Core i7-5960X. В итоге сюрпризом стал не данный CPU, а сравнительно демократичная цена 6-ядерного Core i7-5820K ($389 в варианте tray). Переход на оперативную память DDR4 в целом мало повлиял на быстродействие топовых процессоров, но создал задел на будущее.
Испытания в лаборатории Overclockers.ua четко показали, что актуальность мейнстрим-модели Core i7-4770K сохраняется в основном в игровых приложениях, тогда как в прикладном ПО доминирует Core i7-5960X с его 8 ядрами, 16 потоками обработки данных и 20 МБ кэш-памяти третьего уровня.
О конкуренте(-ах) для старших Intel Core со стороны AMD сегодня как-то говорить не приходится: за полтора года ничего производительнее FX-9590 в Саннивейле не изобрели, да и 2015-й в этом плане прорывом не станет, поскольку архитектура Zen дебютирует только в 2016 г. Конечно, видимость активности будет создаваться. Например, FX-8320/8320E могут подешеветь приблизительно до 100 долларов, также не исключен выход нескольких экономичных и/или разогнанных CPU для сокета AM3+.
Пессимизма в отношении AMD добавляет уход опытного управленца Рори Рида (Rory Read), которого в октябре сменила Лиза Су (Lisa Su), ну и уже традиционные финансовые неурядицы — пока некритичные, однако сказывающиеся на сроках выпуска новых процессоров. Так, между формальным анонсом энергоэффективных APU A10-7800 и A8-7600 (FM2+) и их рыночным дебютом прошло почти семь месяцев. Соответственно, более полугода за все семейство Kaveri отдувались старшие модели A10-7850K и A10-7700K.
Американские горки Vesuvius и великолепный Maxwell
В сегменте дискретной графики Advanced Micro Devices чувствует себя лучше, хотя если в начале года казалось, что компания не так уж далеко отпустила Nvidia, то с релизом видеокарт GeForce GTX 980/GTX 970 в красном лагере наверняка забеспокоились о будущем. Из числа анонсов выделим выход «прожорливого», но не слишком горячего, благодаря СВО от Asetek, двухчипового видеоускорителя Radeon R9 295X2. Решение установить водоблоки на GPU оказалось, с учетом теплового пакета (~500 Вт), единственно разумным. Radeon R9 295X2 стартовал в рознице с отметки $1500 и постепенно подешевел вдвое. Одно время Vesuvius даже можно было приобрести за океаном по цене 650 долларов за единицу.
Фото SweClockers
ASUS поддержала AMD, выпустив «двойной» Hawaii в рамках серии Ares.
Карта ROG AresIII-8GD5 получила усиленную систему питания и водоблок полного покрытия. Текущая стоимость этого нерядового продукта — $1500 или €1500.
Привлекательное соотношение производительности и потребляемой мощности, а также нешуточный разгонный потенциал обеспечили графическим решениям от AIB-партнеров Nvidia повышенное внимание со стороны геймеров и прессы. В начале 2014 года компания EVGA представила спроектированный Винсом «K|ngp|n» Люсидо и Ильей «TiN» Цеменко видеоускоритель GeForce GTX 780 Ti Classified K|ngp|n Edition. Для данной модели были указаны частоты при штатном (воздушном), водяном и экстремальном охлаждении. Сам K|ngp|n выжал из карты 2050 МГц по ядру, а ее преемник в лице EVGA GeForce GTX 980 Classified оказался способен преодолевать частоту в 2,2 ГГц.
K|ngp|n и TiN
В целом интересных и необычных видеокарт GeForce GTX 980 и GTX 970 сегодня хоть отбавляй. Чемпионом по так называемому заводскому разгону пока является нереференсный Galax GeForce GTX 980 HOF. В турборежиме он без каких-либо манипуляций со стороны пользователя разгоняется до 1418 МГц и выше (в зависимости от температуры и потребляемой мощности конкретного экземпляра). Рекорд частоты GPU GM204-400 по состоянию на конец года достиг 2235 МГц. Этот результат был показан британцем Ианом «8 Pack» Пэрри, который выжал все соки из вышеупомянутой модели Galax. То ли еще будет!
Фото Guru3D
Персональные симпатии автора заслужили ASUS ROG Poseidon GTX 980 с гибридным охлаждением и MSI GeForce GTX 970 Gaming 4G Golden Edition с медным радиатором в составе кулера Twin Frozr V.
Первая карта прекрасно разгоняется и греется меньше любой другой, не имеющей full-cover водоблока, а у второй просто отличный внешний вид.
На смелый эксперимент пошла Gigabyte, выпустившая неразлучное трио GeForce GTX 980 (то есть связку 3-Way SLI), охлаждаемое полуавтономными СВО.
Продукт, конечно, «на любителя» и доступен в ценовом плане отнюдь не каждому. Минимальная стоимость комплекта на момент подготовки данного материала — 3000 долларов США или 2900 евро.
Фото SweClockers
На фоне последних новинок линейки Nvidia Maxwell и горячих обсуждений Titan Z февральский дебют видеокарты GeForce GTX Titan Black сейчас кажется почти рядовым событием. В один день с ней вышли бюджетные адаптеры GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti, вполне справлявшиеся с играми-сверстниками при небольшом (1600x900, 1920x1080) разрешении экрана. Сегодня актуальность данной пары вызывает все больше вопросов из-за роста требований к объему буферной памяти GDDR5 и графических новшеств.
«Яблочные» 5K
Появившиеся в начале октября слухи о том, что Apple использует в новом iMac матрицу с разрешением 5120x2880 пикселей, кое-кому могли показаться неправдоподобными, ведь на тот момент не существовало достаточно экономичных видеокарт, способных поддерживать 5K. Тем не менее 16 октября «яблочные» представили компьютер нового поколения с дисплеем Retina 5K и распаянным на PCB видеоадаптером Radeon R9 M290X 2GB. Для одновременного вывода 14,7 млн пикселей специалистам Apple пришлось не только «пошаманить» над программной составляющей графической подсистемы, но и задействовать в управляющей плате дисплея контроллер синхронизации (T-Con) собственной разработки.
Фото Ars Technica
Dell посчитала, что желающих обзавестись 5K-монитором теперь уж точно окажется немало. За 27-дюймовую модель UP2715K в начале следующего года будут просить около 1500 долларов. Стоит ли она своих денег, каждый решит для себя сам, к примеру, почитав обзоры, которые будут опубликованы в ближайшие несколько недель.
На рынке мониторов для платформы PC по-прежнему преобладают дисплеи с разрешением 1920x1080, однако производители больше не стараются держаться в тренде — сегодня вы можете приобрести как квадратный монитор (речь об Eizo FlexScan EV2730Q), так и широкоформатный, ультраширокий или изогнутый. Лишь бы хватило денег...
Samsung U28D590D
А что же «материнки»?
Производители материнских плат в этом году вправе жаловаться и на Intel, и на AMD. Последняя очень долго возилась с процессорами Kaveri FM2+, которые совсем не впечатлили производительностью вычислительных (x86-64) ядер. Intel же, видя незавидное положение конкурента, решила заработать на чипсетах и продать оверклокерские CPU Haswell 2014 года (Core i7-4790K, Core i5-4690K) под брендом Devil's Canyon. Даже новая hi-end платформа LGA2011-3 с точки зрения компаний-производителей системных плат вышла не такой уж удачной из-за высокой стоимости памяти DDR4, не говоря уже о 6- и 8-ядерных Core i7.
Понимая, что бойких продаж моделей Z97/H97 ждать не приходится, ведущие вендоры использовали прошлогодние наработки. Отдельные платы все же стоит выделить, в первую очередь — Gigabyte GA-Z97X-SOC Force LN2 с ее уникальными возможностями разгона оперативной памяти DDR3.
Отсутствие у Z97X-SOC Force LN2 отверстий для монтажа обычных кулеров позволило значительно уменьшить длину соединений, ведущих от сокета к слотам ОЗУ, и это, наряду с перемещением разъемов DIMM влево, дало возможность буквально крушить рекорды частоты памяти DDR3. Здесь преуспел грек Sofos1990, который при поддержке Hicookie разогнал модуль Kingston HyperX до физических 2310,1 МГц.
Кстати, в лабораториях Gigabyte Technology вовсю кипит работа над X99-SOC Force LN2 для старшей платформы. Ее, а также X99-SOC Champion (не одно ли это и то же?), экстремальные оверклокеры уже испытали, и теперь остается ждать фактического релиза и новых рекордов. Справедливости ради стоит отметить, что вышеупомянутые модели далеко не универсальны в отношении разгона отдельных процессоров и графических конфигураций. Конкуренция со стороны ASUS, MSI и ASRock высока, и каждая из компаний может похвастаться рекордами, установленными с использованием их продуктов. Все решают считанные очки и мегагерцы.
ASUS Rampage V Extreme
MSI Z97 XPower AC
Удачные «дизайнерские» платы 2014 года — MSI Z97S SLI Krait Edition и ASUS Sabertooth Z97 Mark S. Сочетание черного и белого (в разных пропорциях) стало модным, ну а мы надеемся, что и в 2015-м вендоры придумают «что-нибудь эдакое», чтобы впечатлить фанатов.
Герои нашего времени
Соревновательный оверклокинг продолжает эволюционировать: растет как число зарегистрированных на HWBot.org любителей и мастеров разгона, так и количество турниров с солидными призовыми. Конечно, до уровня популярности футбола и хоккея «спорт мучителей железа» не дотянется, но потенциал роста остается большим. Оверклокинг топ-уровня в 2014 году стал делом еще более затратным, особенно с учетом растущей необходимости специального отбора процессоров и видеокарт. В связи с этим те, кто претендовали и претендуют на самые высокие места, редко когда не пользуются поддержкой партнеров и спонсоров. Ниже приведен список победителей крупных очных соревнований уходящего года:
- Kingston HyperX Takeover 2013-14: Михал «Xtreme Addict» Вобожил (Польша);
- G.Skill OC World Cup 2014: Аллен «Splave» Джолайберсач (США);
- MSI Master Overclocking Arena 2014: Готфрид «Vivi» Роодт (ЮАР);
- ASUS Open Overclocking Cup 2014: Даниэль «Dancop» Шир;
- Galax Overclocking Carnival 2014: Иан «8 Pack» Пэрри.
В вышеперечисленных турнирах нашлось место только для одного украинского участника — T0lsty. Андрей неплохо воспользовался представившимся шансом, взяв серебро в MSI MOA 2014 Classic Battle и увезя из Тайбэя $3000 призовых.
Оверклокером года в Украине по праву можно считать Сергея «Sergii.ua» Коркина (г. Киев). Посудите сами: 11 февраля он добавил первый результат на HWBot.org, 12 июня захватил лидерство в Лиге новичков, затем, 22 сентября, обошел всех в Лиге энтузиастов и, наконец, прочно прописался в Лиге экстремальных оверклокеров. Выше только Элитная лига с «саблезубыми» 8 Pack, Vivi, Der8auer, Sofos1990 и Dancop, командами TeamAU и Smoke/OCLab, и др.
Фото HWBot
При непосредственном участии Sergii.ua воспряла духом HWBot-команда Overclockers.UA, которая к концу года поднялась на 48 место. Большой вклад в возрождение команды конференции нашего сайта также внесли Evolist_ua, FoX_UA, RomanLV, Snegovick, StingerYar и TyphooNick. В ежегодном Командном кубке HWBot Overclockers.UA финишировала на 12 месте, уступив в славянском «междусобойчике» только болгарам и белорусам.
По сравнению с предыдущими годами несколько сдала команда XtremeLabs.org. Наверное, виной тому объективные причины — высокая стоимость комплектующих и жидкого азота. Время от времени очковую копилку коллектива пополняют T0lsty и MaJ0r, и, конечно же, Vadimua. Вадим Яценко весь год терпеливо шел к своей цели, и 29 ноября возглавил Лигу энтузиастов HWBot.
Оверклокер из Николаева в основном специализируется на разгоне графических решений с использованием СВО.
Кстати, если вы пропустили статью «Оверклокеры Украины: рассказ о MaJ0r, StingerYar и RomanLV», рекомендуем ознакомиться.
Из князи в князи
В начале февраля Microsoft возглавил новый генеральный директор Сатья Наделла. Эпоха Стива Балмера оказалась недолгой (2008–14), более того, эксцентричный функционер не захотел снова довольствоваться второстепенной должностью в Редмонде и покинул стены корпорации после 34 лет работы на руководящих постах. Произошло это в августе, и Стив не был бы собой, если бы не «отжег» напоследок: вместо заслуженной пенсии и приема солнечных ванн на пляжах Калифорнии он выложил 2 млрд долларов за право стать владельцем баскетбольного клуба Лос-Анджелес Клипперс. В новом сезоне НБА Клипперс выступают средненько, занимая второе место в Тихоокеанском дивизионе и шестое в Западной конференции. Дела Лейкерс намного хуже, а значит Балмер пока может спать спокойно.
Сатья Наделла в сравнении с предшественником практически незаметен и не спешит с коренными преобразованиями в Microsoft. Можно вспомнить разве что покупку студии Mojang, подарившей миру вселенную Minecraft, за $2,5 млрд. Убыточный проект Surface все еще не закрыт, хотя редмондцам было бы намного проще пожертвовать им и сосредоточиться на продвижении ПО и сопутствующих сервисов.
Рисунок Grab It Magazine
Продажи приставок Xbox One относительно PlayStation 4 выросли, но произошло это в основном за счет скидок на сами консоли и на игры к ним. В следующем году аппаратная «начинка» Xbox One и PS4, возможно, будет обновлена путем замены 28-нм APU аналогами на 20-нм техпроцессе.
В 2015-м у операционной системы Windows 8.1 появится преемник. Первоначально считалось, что он получит имя Windows 9, но маркетологи Microsoft решили произвести впечатление на пользователей, назвав ОС «Windows 10». Судя по техническому превью системы, это попросту усовершенствованная «восьмерка» — достаточно удобная как для владельцев десктопов, так и мобильных устройств.
Страсти мира видеоигр
Доступные цены в сервисах цифровой дистрибуции и наличие множества пускай и не выдающихся, но вполне увлекательных игровых проектов, в какой-то степени разбаловали геймеров. Из-за этого крупным издателям видеоигр стало тяжелее продавать свои «блокбастеры», а следовательно возник соблазн сэкономить на процессе разработки. Отличный пример того, как не следует относиться к предпродажному тестированию игр и самим фанатам, подала Ubisoft. В 2014-м французский издатель выпустил по крайней мере две исключительно «сырые» игры — Watch_Dogs и Assassin's Creed Unity. В принципе, «глючный» геймплей и низкая кадровая частота на топовых конфигурациях ПК сегодня не так уж редки, но простите, учитывая степень пафосности рекламных роликов, публика явно рассчитывала на большее.
Watch_Dogs, то ли ответ, то ли пародия Ubisoft на серию экшенов Grand Theft Auto, оказался полным ошибок и настолько посредственным в графическом плане относительно роликов с E3 Expo 2012, что нашлось немало энтузиастов, самостоятельно и при этом безвозмездно дорабатывавших игру через редактирование XML-файлов. Многие в этом преуспели, и на результаты их трудов приятно смотреть.
На сайте metacritic.com хакерские приключения получили от пользователей оценку 4,6 из 10, а очередной эпизод Assassin's Creed — и вовсе 2,4 балла. Согласно тому же Metacritic, из крупных релизов этого года геймерам больше всего понравились Alien: Isolation (8,4), Middle-earth: Shadow of Mordor (8,0), Metal Gear Solid V: Ground Zeroes (7,8), Sherlock Holmes: Crimes & Punishments (7,6) и Elite: Dangerous (7,5).
Армия фанатов, исправно жертвующих деньги на еще не изданный симулятор космической жизни Star Citizen, буквально донесла проект на своих плечах до Книги рекордов Гиннесса. «Самый успешный в истории проект, получивший коллективное финансирование» — согласитесь, это звучит гордо! В начале октября сумма перечисленных на Star Citizen средств достигла 55 млн долларов, а за несколько дней до Нового года — $68,5 млн. Релиз финальной версии симулятора состоится в 2016 г.
Вместо послесловия
В ходе подготовки данного материала автор столкнулся с проблемой избытка тем, которым стоило бы посвятить от нескольких строк до пары абзацев. Волевым усилием было принято решение остановиться лишь на главных событиях, но, возможно, ваши предпочтения были бы иными. В общем, смотрите сами:
- в марте японские следователи усиленно трясли руководство Bitcoin-биржи MtGox, в результате чего обнаружились 23,5% пропавших монет BTC;
- тогда же Biostar запустила проект системы-майнера BTC-24GH, которому впоследствии был посвящен отдельный мини-сайт;
- EA адаптировала шутер Titanfall для платформы PC, включив в игру 35 ГБ несжатого аудио;
- в апреле Noctua представила высокоэффективный, но, к сожалению, слишком дорогой ($100) кулер NH-D15;
- в самом конце лета финн The Stilt установил новый официальный (в рамках HWBot.org) рекорд по разгону центральных процессоров — 8722,78 МГц;
- сентябрь начался с анонса видеокарты Radeon R9 285 на чипе AMD Tonga (GCN 1.2) и ажиотажа вокруг моддинг-проекта участника нашей конференции Thrillax;
- официальные системные требования некоторых осенних игр повергли публику в шок: то GeForce GTX 680 в «минималках» Assassin's Creed Unity, то для HD-текстур Middle-earth: Shadow of Mordor неожиданно потребовалось 6 ГБ буферной памяти видеокарты;
- в октябре оверклокер 8 Pack первым в истории набрал 3000 зачетных очков в дисциплинах HWBot;
- энтузиаст из Германии Der8auer теперь может похвастаться не только именными испарителями для LN2, но и именными компьютерами;
- поклонникам ASUS понравились компактные видеокарты с охлаждением DirectCU Mini, и у тайваньцев не было выбора, кроме как выпустить очередную «малютку» — GeForce GTX 970 DirectCU Mini;
- первоначальным версиям игр Far Cry 4 и Dragon Age: Inquisiton «не понравились» процессоры Intel Pentium.