Your own, personal Дія! Околодиджитализационный longread

Утро сделало попытку начаться… Примерно так мог бы выглядеть пролог повествования о тернистом пути цифровизации в Украине.

Дія

Да-да, несмотря на то, что мы вроде как числимся не самыми последними поставщиками кода на рынок путем частной инициативы, внутри страны на эту тему происходит примерно «лебедь, рак и щука».

Дія

Разрозненные движения на тему цифровизации, конечно, происходят. Чего стоят легендарные, начала десятилетия, тендеры на закупку услуг по созданию ПО для нестыкуемых между собой госреестров с подсадкой на абонплату госорганов в пользу мутных частных правообладателей получившихся поделок. Это отдельная история, по которой можно было бы оперу написать. Но операм всех видов еще тогда ситуацию описали максимально развернуто по этой теме в связи с чем вопросов у них не последовало — колебаться можно только соосно с генеральной линии партии!

Дальнейшие события различных масштабов несколько подрихтовали цифровую повестку: нотариат, недвижимость, земельный кадастр, новые базы МВД, демография и прочие радости юстиции… Естественно, опять же, никак не стыкуемые меду собой. Каждое ведомство осваивало бюджет как могло. Самое смешное тут, что если бы не освоило, то на следующий год утвердили бы меньший бюджет как бесхозяйственным. Это реалии бюджетного процесса. Именно поэтому, кстати, под конец теплого декабря все бюджетники выжигают лимиты на отопление и свет — не справившимся на следующий год утвердят меньше и показатели термометра никого не волнуют, еще и за плохую плановую работу к дисциплинарной ответственности привлекут. У всех свои участки работы и проблемы индейцев шерифа, по классике, не интересуют. Но и это, надеемся, пройдет — на то и децентрализация. В теории по крайней мере.

Чуть позже на сцену вынесли и положили блокчейн, который победоносно пытались присовокупить к чему угодно. Никто ничего не понимал про него, но все очень рекомендовали и советовали. Даже кабмин принимал постановления(!) о переводе отдельных участков работы на блокчейн. Особо доставляли варианты типа СЕТАМ на блокчейне с непонятно на кого распределённым майнингом, т.е. ресурсной поддержкой распределенности этого самого, теперь уже якобы блокчейнового, СЕТАМа. Здравые же мысли тонули в восторженных тематических визгах. Земельный кадастр, к слову, тоже должен быть на блокчейне, а пока там даже с количеством гектаров по областям в части сельского хозяйства нет окончательного понимания ситуации, а это крайне важный элемент рынка земли, о котором так много разговоров.

Примечательно, что такой удар в цифру в целом напоминал картинку ниже. На этом фоне о каких-то предметных программах цифровизации секторов с не дай Бог сроками или о конкретных планах действий (которые везде для солидности именуют роадмэпами) с не дай, опять же, Бог ответственными никто даже не заикался.

Дія

В итоге государственный сектор вполне успешно разве что пасет задних в этом направлении — такая вот государственно-цифровая печалька.

А в это время айсберг

В то же самое время успешно стал на ноги «Приват24», который весьма хитро оформили на стороннее юрлицо и который после национализации самого «Привата» государству не достался в том виде, как ожидалось. Оказалось, что структуры типа «Новой Почты», такси или даже прокатчики самокатов умеют организовывать свою работу на информационном уровне гораздо гораздее государства, а группы влияния в интернете манипулируют общественным мнением мимо госбезопасности c безымянных SIM-карт. Сплошным косяком пошли цифрогалеры с гребцами из в т.ч. вчерашних выпускников госвузов, пишущие все и для всех.

Дія

Причем в глазах зарубежных потребителей здесь это все стоит весьма недорого — издержки реально смешные по тамошним меркам. Бюджетная же цифра в этом сюре выглядит примерно так. Яцек Йерка подтверждает.

Дія

В общем кисловато, если по факту, в стране с цифровыми рыцарями, но оно и понятно — всерьез рассчитывать на результаты с предлагаемыми в госсекторе зарплатами, на фоне даже вышеописанных галер, было бы несколько наивно. Это конечно не значит, что все совсем грустно — вроде и кибреполиция создана, о которой я в детстве аниме разве что посматривал. К слову, в моем детстве киберполиция выглядела как-то так.

Дія

И сегодняшняя, надо сказать, по духу не так чтобы сильно отличается!

Дія

Госбезопасность тоже потихоньку хвосты особо размашистым цифронегодяям прищемляет.

Дія

Но в публичной плоскости после паспортной карты с бумажной справкой о регистрации и биопаспорта технохайпа-то особо и не наблюдалось. 

Ну потихоньку к реестрам вроде стало можно достучаться онлайн, каналы в мессенджерах появились соответствующие, что-то «Приват24» на себя перетянул, медицина типа на цифровые лыжи собралась становиться. Даже «социальная сеть» электронных деклараций появилась.

Однако общее ощущение лебедя, рака и щуки не отпускает, как не выдыхай: вроде что-то и делается, но фрагментарная информация по этим движениям на лубочной инфографике с тремя словами на весь экран шрифтом, годящимся для первой строчки тестового листа у офтальмолога, все же более походит на информирование старшей группы детсада об утреннике. В общем киберпанк, который мы заслужили.

Капитан Очебаченко

И тут кто-то наконец догадался, что самое время попытаться сделать что-то индивидуально-ориентированное. Некий современный канал работы с гражданином в цифровом виде. Представили Дію. Я не спец, но, судя по картинке, авторы думают, что население сплошь и рядом с айфонами. Сильно останавливаться на функциональности пока нет смысла — оно еще логически сыровато, но вот рекламируется вполне успешно — попиарались все, особенно операторы мобильной связи на 3,5 бесплатных килобайтах для работы там, банки на идентификации и т.п.

Дія

Презентация тут.

Некоторые акторы, правда, упразднены с должностей в начале марта 2020, но сути это не меняет. Инфоцигане люто завидуют.

Дія

Пока там обещают цифровой паспорт, права и свидетельство о регистрации транспортного средства и что-то еще типа студенческого билета.

ДіяДіяДія

Допиливается все на ходу.

Дія

Ну и просят при установке в п.1.3 пользовательского соглашения разрешения на обработку персональных данных, разрешения на доступ к ним третьих лиц и обработку их полностью иными субъектам отношений, связанных с персональными данными. Вход по BankID.

В такие моменты складывается впечатление, что законодательство о защите персональных данных можно переименовывать в механизм сбора баз на продажу. Надеемся, что это только впечатление и вышеозначенная киберполиция поотрывает жала охочим до охраняемого государством информационного добра в цифровом виде, а обычная — в традиционном. В этом плане кооперация будет совсем не лишней.

Соберем, засеем, вспашем (с)

Дальше будет вроде бы больше. Декларируемая цель — все государственные, политкорректно именуемые, услуги собрать в одном месте. Да, это такая концепция — назвать то, от чего невозможно отказаться, услугами. Сервисная модель государства подразумевает именно оказание административных услуг и все такое. Это официальные научные термины из этой сферы.

Правда, не до конца понятно зачем это продвигается именно приложением. Сейчас нам предлагают подтянуть в приложение собственные несколько документов, чтобы не носить их с собой, а в точках предъявления показывать телефон. Не указывается, правда, как проверяющие будут верифицировать картинку на экране на валидность, но в текущем варианте концепция уж больно напоминает телегу впереди лошади и вот почему.

Рассмотрим условный случай, гордо именуемый сегодня кейсом, использования предлагаемой концепции. Собственник транспортного средства, выходя из дома, берет с собой ключ от дома, машины и телефон — права и техпаспорт уже брать не надо. Его останавливает наряд национальной полиции и просит предъявить документы. Владелец предъявляет телефон с картинками прав и техпаспорта. Полицейский смотрит совпадают ли они с тем, что показывает реальность. Сличается лицо, устанавливается правовое основание рулить машиной, и наш собственник едет дальше. Постановлением КМУ урегулировано, к слову.

В этой схеме совершенно непонятно зачем вообще что-то предъявлять полицейскому. Ведь достаточно ему сообщить свой идентификационный код или сам номер одного из документов, ну или QR-код соответствующий без обязательной его генерации строго Дією, и полицейский может увидеть оцифрованные права, паспорт и регистрацию в своей, МВДшной, базе данных. Там будет и фото водителя, и ситуация с допуском к управлению, и зарегистрированные автомобили и много чего еще. «Прописки» не будет, разве что. Бумажную надо возить :) Но общий смысл понятен — если полицейскому доступны все данные по собственному информационному каналу, то зачем вообще у человека требовать что-то материальное? Это было актуально в доинформационные времена, когда оригинальность документа подтверждала, что где-то есть картотека, готовая по запросу подтвердить законность прав, статуса и т.п. владельца документа, но на смену картотекам пришла 4-я индустриальная революция с прямым идентифицированным удаленным доступом уполномоченных пользователей к любым базам по защищенным, надеюсь (а то местных Альбертов Гонзалесов придется отлавливать), каналам онлайн. Однако базы у нас нормально оцифрованы далеко не все.

В части иных читателей таких документов остается открытым вопрос верификации увиденного. Что будет мешать нафотошопить себе скринов с нужными данными для предъявления в библиотеке, на вокзале и т.п.? Да, скринить прямо из приложения нельзя, но разве это кого-то остановит? И да, root надо убирать, а тут уже «можно и партбилет на стол» (с).

Главный вопрос — зачем эта концепция обязывает иметь ПО клиента на стороне пользователя? Как быть, если телефон разбился или банально сел, а тебе как раз надо что-то кому-то предъявить? Какие версии системы будут в будущем минимально необходимыми для работы?

Если декларируемая цель — доступ к услугам, то почему было не сделать все то же самое для использования через браузер с любого удобного устройства с адаптивной версткой и дизайном для телефонов по автоопределению? Конечно, мне сейчас возразят, что криптография в приложении может быть устроена получше и готовые документы можно загрузить для офлайнового использования, а дальше чуть ли не через NFC данные паспортной карты и биометрии можно будет транслировать (в теории таки можно — ничего там нереализуемого нет, но не разрешит никто такие приколы). Ну и бумажную справку о прописке, т.е. регистрации, надо не забыть.

Но на самом деле все началось не вчера и должно было быть реализовано на базе my.gov.ua,

Дія

но что вы о нем слышали ранее? Далее появился plan2.diia.gov.ua.

Дія

А потом их попытались как-то сочленить и донести до людей, но пока все движется со скрипом.

Тов. major?

В наше время любой сервис стремится стать приложением на телефоне (хотя, в общем-то, изначально таковые нужны были в первую очередь для решения популярных клиентских сценариев вне обычного интернет-сайта того, кто предоставляет услуги) и захватить как можно больше разрешений при установке. И даже если пока Дія не требует особых разрешений, то нет никакого понимания, какие разрешения будут затребованы позже. Например, при очередном обновлении будет реализована функция звонков администратору ЦНАПа, а для этого нужен Android строго 11 и разрешение на тотальный доступ к камере, микрофону… ну и всему остальному. Viber же разрешают! Ах да, еще бы отпечаток пальца — строго для пущей безопасности и фото с нужной глубиной трехмерности. И вот уже пенсионер в поисках новой трубки, а дата-центр на приеме потока входящего трафика. Это, конечно, штуки.

Непонятно, кстати, как будут цифровать свидетельства регистрации авто из баз до 2013 года или более старых — в прямом доступе их нет и для актуализации не попросят ли заехать в СЦ МВД? Заодно чтобы потом камеры смогли прислать «письмо счастья» на внесенный в уже новую базу старый номер? Как раз вот систему вводят и непонятно, как они буду слать письма номерам из СССР, которых на дорогах все еще немало. Даже черного образца с белыми цифрами.

Дія

Непонятно и как будут цифровать права старых образцов — не предложат ли обменять на новые принудительно с новым цифровым фото на месте и новым же сроком годности и справочкой от лекарей? Естественно платно. Естественно, с актуализацией фото во всех базах, в т.ч. в перспективных системах распознавания лиц и даже в масках по китайской модели.

Ну и бумажку о прописке не забыть надо. Информационная революция, межведомственное взаимодействие. Ну вы поняли.

А вообще иметь рабочий стол для важных документов в виде листаемых экранов идея весьма экстравагантная, но может она привлечет людей в онлайн на более широких экранах?

При этом межведомственного и межреестрового взаимодействия, как упоминалось, пока не видно, и, похоже, в обозримом будущем не предвидится, т.к. для собирания воедино всей цифровой инфраструктуры банально нет ни организационных, ни, пока, технических возможностей.

Все это больше походит на желание попробовать «помайнить» наполнение актуальных цифровых баз данных руками тех, кто за это уже заплатил налогами. А между тем, в самом законодательном поле нет единства в вопросах тех же документов по личности гражданина, новый паспорт не обеспечен считывателями на местах, бумажная «прописка» в порядке вещей и даже в банковско-финансовой сфере имеет место отсутствие платежных терминалов там, где им уже годы как положено давно быть. Белорусы вообще не в курсе что за карточку им пытались по первости на границе предъявлять. В общем с реальностью пока не договорились.

Извечная борьба бабла со злом

Теперь о деньгах и общей значимости проекта. Важной вехой в ходе публичного представления продукта стала публикация штатного расписания гребцов госгалеры, где его изготовили. Слайды прилагаются.

ДіяДія

Вся дискотека пока обходится чисто по зарплате в 3 млн. грн. в месяц. Отдельно радуют «отделы из трех человек», два из которых — начальник и его заместитель.

Дія

Не сказать, что цифры стали откровением для околоИТшников, но для широких масс они чуть ли не официально зафиксировали условные рубежи. Хотя по факту Дію пилят мидлы и, строго говоря, в реальной ИТ-среде эти цифры никого особо не возбуждали. Разве что новые кризисные реалии могут сделать стабильные места с госфинасированием предметом профессиональной зависти. Если, конечно, не внезапный эхотажный секвестр.

А вот затраты на железо и сторонний софт составляют около 25,5 млн грн или примерно 1 млн USD. Что именно там будет работать пока не ясно.

Отвечая на поставленный выше вопрос о портале заметим, что онлайн-портал будет.

Дія

И положение о нем есть с декабря 19 года, но широкие народные массы пока об этом, и о существующем с 2013 года варианте, в лучшем случае что-то слышали, а в суть вникли, вероятнее всего, лишь те, кто с помощью зарубежных доноров внедряет концепцию госуслуг на местах. И пойди еще поясни сельскому жителю, что за справкой теперь не в родной сельсовет, а в отдельный ЦНАП — центр предоставления административных услуг, которые являются файрволлом между гражданами и исполнителями во избежание коррупции и для реализации концепции одного окна, о которой мы все так много слышали. Но, внезапно, и ЦНАП почти устарел — на марше будет онлайн. ЧаВо смотреть по ссылке.

Дія

Правда, КрАЗ с пивом в селах, где магистральных каналов пока еще нет, видимо, пока не перевернётся. Т.е. радость пока только для урбанистов в зоне уверенного приема или кабеля.

Собственно, все расписанное в положении и должны поддерживать мидлы за 3 млн грн в месяц в виде портала и приложухи. При чем 3 млн — это сегодня и только зарплата. А как указано выше, есть еще и дополнительные закупки и, вероятно, будут надбавки, премии и, скорее всего, расширение штата в связи с внедрением новых пунктов положения — по отделу на раздел приложения, например.

Возможно, я бы и не анализировал глубоко указанные цифры, но так сложилось, что околоаналогичную по функциональности концепцию я разрабатывал с ориентацией именно на портал, а не на приложение, еще в 2018 году. Тогда же рассматривались и потенциальные исполнители готового продукта уровнем от неформальной группы грамотных местных фрилансеров (Spin — привет!) до топовых специалистов с системной организацией труда (по ряду причин не называю). В обоих случаях затраты чисто на готовый продукт с возможностью масштабирования, но без технической инфраструктуры, которую планировалось арендовать за вполне адекватные цифры онлайн, выходили на порядок ниже, даже если следовать золотому постулату строителей о том, что «ничего никогда не делается в срок и по смете». Но не потому, что людям планировалось платить мало, а потому, что конкретно людей для реализации нужно было значительно меньше. Уровень же оплаты диктовался исполнителями. Правда и уровень планировался несколько иной в части масштабов взаимодействия с базами данных.

Не могу сказать, что идея была особо инновационной, но на тот момент подобного в стране реализовано не было, зато буйным цветом похожее было давно реализовано во множестве других стран. «Рерайтом» это напрямую назвать, наверно, было нельзя, т.к. учет специфики заметно менял конечный продукт. Но не было никакого и мы пытались.

Очень сильно упрощенный схематический вариант идеи (а именно это и требовалось для формирования общего представления о предложении) для локального применения в условиях местного самоуправления был подан на портал LIFT команды Зеленского 21.07.2019, где ожидает проверки по сей день. Желающие могут трекнуть.

Дія

С учетом номера у них там и без меня есть что делать, но, может, когда-то и до 971 627 заявки дело дойдет. Наверно сразу как из беты выйдут. Да, это легкий деанон автора, но никто и не скрывается — я действительно очень хотел это внедрить на локальном уровне и буду рад, если все же получится таким инструментом определять хотя бы текущие бытовые векторы работы местного самоуправления гражданами.

Значимость

До портала мы пока толком не добрались, а вот приложение, как уже замечено, выбралось в люди. Но на самом деле на важнейшем свойстве получившегося почему-то внимание не акцентируют.

Дело в том, что вольно или нет создан инструмент прямого оперативного взаимодействия с каждым экономически активным гражданином, а с учетом распространения смартфонов в среде третьего возраста и детей — так потенциально вообще с каждым гражданином напрямую.

Это ценнейший инструмент, который может уже завтра реализовать положения Конституции о народовластии в условиях, когда реальных депутатов на неделе работы в округах никто не видел и в отдельных случаях их локальные общественные приемные разыскивали письмами в парламент.

Дія

Важность заключается в том, что авторизация в приложении (и на портале тоже) происходит банковскими технологиями (финтех пригодился), что делает установление личности авторизованного очень высоковероятным, т.е. имеется некая условная гарантия, что пальпирует экран именно конкретный гражданин. Банку такой идентификации достаточно для проведения движений по счетам и проблем с этим особо не возникает.

Дія

Кто не в курсе может немного самообразоваться по ссылке.

Дія

Государство же сможет таким образом, помимо получения заявок на конкретные государственные услуги, получить общественный фидбек по широчайшему кругу вопросов жизнедеятельности общества. Ранее такое в теории должно было осуществляться органами представительской демократии, т.е., например, депутатами. Осуществлялось весьма так себе. Теперь же вопрос референдума по, например, рынку земли можно вынести в приложение и получить конкретное проявление народовластия, где субъективное мнение депутата будет сведено к минимуму там, где такой опрос будет фактический проведен среди реального населения. И сделать это можно будет весьма недорого по сравнению с традиционным физическим голосованием. В основных заданиях портала в планируемом виде это отражено в п.4.10. Очень рекомендую как минимум бегло ознакомиться с документом — это весьма общее описание будущего канала взаимодействия конкретного гражданина с государством. Если взлетит, конечно, а мы на это надеемся, ибо давно пора. Пользоваться этим действительно несложно.

Дія

Конечно, текущая мизерная степень проникновения приложения и отсутствие вменяемого портала, а также широкого восприятия такового обществом, пока не могут обеспечить нужный охват генеральной совокупности граждан. Однако, вместе с этим есть уникальная возможность опробовать концепцию на менее кричащих проблемах — например, на таких локальных вопросах, как приемлемая карта благоустроенных дорожек в рекреационной зоне или приоритетность улиц для замены асфальта.

Если банкам достаточно предложенной авторизации для юридически значимых финансовых операций, то ее должно хватать и для описанного. Особенно учитывая, что банковская идентификация четко позволит определять и территориальное распределение вопросов среди респондентов, и вовлеченность в жизнь громад тех их членов, которые фактически в них по различным причинам не проживают, но сохраняют регистрацию — т.е. жителю Киева система предложит вопросы общегосударственного значения и локально Киевские, не затрагивая вопросы, например, Харькова.

Идентифицированный гражданин с криптографически защищенным софтом на устройстве с камерой, микрофоном и геопозицинированием может стать ценнейшим участником гражданского общества хотя бы в плоскости почившего, но частично реанимированного недавно, приложения «Моя полиция».

Дія

Помимо возможности адресно и персонализировано вызвать наряд, носитель устройства мог бы, при наличии соответствующей нормативной базы, иметь в кармане модуль фиксации различного рода ситуаций: от неправильной парковки до нарушений в процессе строительства и ДТП. Криптография позволит сертифицировать оригинальность снимка или записи как доказательства в юридическом смысле и тогда не повторится ситуация, когда я в 2009 году в суде показывал отфотошопленные фотографии моего авто с замшелого ВИЗИРа, где на трех разных картинках имелись три разные скорости движения, с просьбой к суду определить какая из них оригинальная. Пруф с абсурдной скоростью ниже и сам факт наличия у меня оригинала для обработки недвусмысленно намекают, как говорится. Но это был 2009 год — мы защищались как могли (с). Из личных архивов, публикуется впервые :)

Дія

Дело, к слову, закрыли ввиду отсутствия у ВИЗИРа сертификата защищенности данных. Поэтому их тогда и списали с работы в ГАИ с концами, т.к. фото писались прямо на «флешку» простыми *.jpg и они были свободно доступны к редактированию. Т.е. нарисовать там можно было все, что угодно, и утвержденных порядков экспертиз цифровых изображений на редактирование тогда даже по телевизору никто не видел. Ну и автоматическими ВИЗИРы особо не являлись даже на штативе. Чисто поностальгировать — документ ниже.

ДіяДія

Фактофиксация, административные производства и т.п. — в вероятном будущем помимо тех возможностей, которые заложены в планах официально. Например, адресно получать государственную корреспонденцию всех видов в электронной форме мимо физической почты, подавать жалобы, заявления и т.п. — всего 16 пунктов плюс многозначительное «прочее».

Но пока это все находится на уровне утвержденного в декабре 2019 года положения и весьма сырого в практической плоскости приложения для телефонов.

Да, чисто для справки обратим внимание, что есть еще и электронный суд — система электронного обмена процессуальными документами. И она, к сожалению, тоже сугубо отдельное нишевое решение, как и многие другие.

Дія

Отдельно хотелось бы отметить, что в будущем, со всей вероятностью, государство захочет для нашей же безопасности иметь образцы, например, голоса, а здесь это можно будет организовать в рамках полученных разрешений даже в фоновом режиме. «Новая Почта», к слову, похоже что уже обучает алгоритмы на управлении голосовым меню в call-центре.

Помимо голоса, опять же, строго с целью безопасности, можно будет сформировать «слепок» личности и типичные «профили» поведения, которые не позволят, например, мошенникам выдавать себя за кого-то другого удаленно. Банки этим уже давно пользуются. Государство же сможет мониторить рисковое поведение системами автоматического принятия решений! Парень ниже подтвердит.

Дія

Ну а к тому времени, надеемся, и межведомственное и межреестровое взаимодействие завезут для эффективного оказания административных услуг даже без посещения ЦНАПа, что само по себе будет антикоррупционным файрволлом, какой-то единый дата-центр запилят, возможно даже с локальными кэшами по областям, и все это будет работать не хуже, чем в Мире, а гражданин Украины будет тратить существенно меньше времени на более эффективный процесс взаимодействия с государством с одного рабочего стола, а не зоопарка сайтов, приложений и физических присутственных мест. И текущая ситуация с коронавирусом, самоизоляциями и удаленкой явно подсказывает, что время для этого пришло еще вчера.

А пока — носим маски и не стоим близко друг к другу в ожидании кучных цифровых дистанционных административных чудес.

Дія

Спасибо дочитавшим до конца. Если Вы имеете свою точку зрения на вопрос, не согласны с изложенным или имеете инсайд — добро пожаловать в комментарии!

Увеличивая скорость, мы боремся за производительность