Методика тестирования
Тестирование и дальнейшая калибровка монитора проводились с помощью калибратора X-Rite i1Display Pro. Монитор подключался к графическому ускорителю ASUS GeForce RTX3070 Dual (стандартные настройки видеодрайвера) посредством кабеля DisplayPort и функционировал с частотой обновления экрана, равной 60 Гц. Все тесты осуществлялись в среде операционной системы Windows 10. Настройки монитора были сброшены до заводских значений. В список программного обеспечения вошли следующие утилиты:
- i1Profiler;
- Argyll + оболочка dispcalGUI;
- HCFR Colormeter;
- basICColor display 5;
- UFO Motion Tests.
Результаты тестирования
В мониторе ASUS VG289Q использована 10-битная матрица Innolux M280DCA-E3B с WLED-подсветкой.
Название профиля | User | Scenery | Racing | Movie | RTS/RPG | FPS | sRGB | MOBA |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яркость белого, кд/м² | 321 | 352,9 | 321,7 | 264,5 | 320,7 | 320,5 | 146,9 | 321,1 |
Яркость черного, кд/м² | 0,29 | 0,30 | 0,29 | 0,28 | 0,48 | 0,74 | 0,28 | 0,29 |
Коэффициент контрастности, х:1 | 1085 | 1154 | 1092 | 934 | 668 | 432 | 544 | 1090 |
Цветовая температура, K | 6674 | 6717 | 6645 | 8249 | 6652 | 6653 | 5834 | 6666 |
Average ΔE*94 | 2,56 | 5,98 | 2,58 | 3,95 | 4,2 | 3,23 | 3,16 | 16,92 |
Maximum ΔE*94 | 3,48 | 21,73 | 8,77 | 10,73 | 15,18 | 12,05 | 8,68 | 53,17 |
Думаю, что цифры говорят сами за себя (и, поверьте, личные впечатления не отстают) — пользоваться подавляющим большинством предустановленных режимов невозможно. Самым нейтральным и удобоваримым является «Пользовательский» (он же User), в нем, разве что, задрана яркость. Но необходимо учитывать, что при уменьшении её уровня поползет и цветовой баланс. Все дальнейшие замеры проводились в режиме User, как сам удачном варианте «из коробки».
Защитное покрытие и кристаллический эффект
Матрица имеет антибликовое покрытие, потому отражения гасятся очень хорошо. Кристаллический эффект не замечен при использовании.
Максимальная яркость и стабильность контраста
Уровень яркости регулируется от 38 до 354 нит, что позволит настроить монитор под любой вариант использования. Но, естественно при максимальной яркости в 350 нит говорить об отличном HDR-опыте, даже несмотря на 10 бит, не приходится.
А вот уровень контраста порадовал на всех настройках яркости.
Цветовой охват, точность цветопередачи и стабильность цветовой температуры (пресет User), калибровка
Охват ASUS TUF VG289Q в пространстве sRGB составил 116,2%, в AdobeRGB — 80,1%. Это очень неплохие показатели для игрового монитора в некалиброванном состоянии. Также производителем заявлено 90% пространства DCI-P3, что необходимо для HDR сертификации.
Цветовая температура близка к идеальным показателям и очень стабильна.
Гамма-кривые указывают все на ту же небольшую перенасыщенность красного и зеленого.
Заводской профиль User, хоть и явно выигрывает в сравнении с другими пресетами, но всё же не показывает идеальных значений точки белого. Максимальное отклонение составило 5,48 единиц, а среднее значение — 2,08 при рекомендованных значениях меньше 3 и 1 соответственно. Не лучшие показатели, но и далеко не худшие.
Калибровка позволила довести уровень охвата sRGB до 121,4%, а AdobeRGB — до 83,7%, характер цветового охвата остался тем же, но по гамма-кривым видно что, изображение стало ближе к референсным значениям.
Показатели отклонения точки белого составили 1,31 в качестве максимума и 0,4 — для среднего значения. Вывод, как всегда, прост — не поленитесь откалибровать монитор и сможете получить хорошие показатели даже на далеких от про-ориентированности моделях.
Равномерность подсветки
Как видим, разброс в яркости не так велик между зонами и плавает в районе 6–7%, а вот отклонения точки белого не так радужны. Правда, после калибровки её колебания приходят в норму.
Налицо преимущества IPS-матрицы. Под любыми углами обзора у изображения не появляется паразитных оттенков, а насыщенность и яркость начинают пропадать только при сильном отклонении.
Два варианта экспозиции для чёткой демонстрации утечек подсветки. Но необходимо отметить, что даже более тёмный вариант всё равно немного переэкспонирован и в реальности засветы заметны только на полностью черном экране.
Ну а это уже супер-экспонированная версия для демонстрации возможных зон с glow-эффектом. В реальности существенного окрашивания чёрного не замечено.
Скорость матрицы
Производителем заявлена скорость матрицы 5 мс в режиме GtG, что, естественно, не очень быстро.
Встроенный разгон, он же Trace Free позволяет уменьшить скорость реакции матрицы, но обычно ценой появления артефактов. Уровень 40 является приемлемым компромиссом, между ускорением реакции и отсутствием дополнительных артефактов в виде «гостинга» и корон.
А вот разгоняться вручную через драйвер ASUS TUF VG289Q отказывается наотрез. Причём, даже небольшие увеличения «герцовки» сразу же обваливают настройки в дефолт, ни о каком тестировании и поиске появившихся артефактов не может быть и речи. 65 Гц стали неподъёмной цифрой, 75 и выше — даже не пробуйте. И вряд ли ситуация существенно изменится с более удачным экземпляром.
Ощущения от использования и выводы
Сразу нужно отметить, что ASUS TUF Gaming VG289Q — это вариант не для каждого. Безусловно, кому бы не хотелось владеть 4К-монитором? Но в текущих условиях, когда с видеокартами на рынке наблюдаются колоссальные проблемы, сложно реализовать возможности этого устройства. И это не умный телевизор с процессором, отвечающим за качественный апскейл, тут радости Full HD, растянутого до 4К, будут заметны невооруженным глазом.
Но если железо позволяет, то вперёд — в этом мониторе всё хорошо за его деньги и он точно найдёт своего покупателя. Достаточно неплохая цветопередача, которую можно откорректировать после калибровки, высокое разрешение, отличная эргономика. И уж точно, ASUS TUF Gaming VG289Q не оставит равнодушными перфекционистов, желающих получить максимальный PPI в повседневной работе, ведь сочетание 28 дюймов и разрешения 3840x2160 дарят идеальную плотность пикселей.