S.T.A.L.K.E.R. На первый взгляд

Долгожданный проект от отечественной компании GSC наконец-то вышел. Мрачный жестокий мир, радиация, аномалии, мутанты и бандиты – таковы тяжелые будни простого сталкера, охотника за артефактами. Все это теперь мы можем испытать на своей шкуре.

Недалекое будущее. Вторая Чернобыльская катастрофа. В 2008 году взрывается саркофаг, под которым были похоронены остатки ядерного топлива. Зона быстро растет. Ее территория оцеплена военными. Внутри зоны происходят странные вещи. Под воздействием аномалий образуются специфические предметы, обладающие самыми разнообразными и невероятными свойствами. За этими "артефактами" начинается охота. Но охотников ожидают трудности в виде мутировавших агрессивных животных и смертельных аномалий.

Нам предстоит играть за одного из сталкеров по кличке "Меченый". О нем неизвестно ничего. Его случайно находят в разбившейся машине-труповозке, вывозившей из зоны мертвецов. Сам герой о себе тоже ничего не помнит. Полуживого нас приносят к местному торгашу Степанычу, который поднимает нас на ноги. За это он требует выполнить для него определенную работу. С этого и начинается наше большое приключение.



Единственная информация, которая осталась у нас из прошлого, это запись том, что нам необходимо убить некоего Стрелка. Выполняя задания, мы будем собирать информацию об этом человеке, и пытаться разобраться кто мы.

Навигация по миру осуществляется с помощью личного PDA. Сюда вносятся все записи, заметки и наши задания. Местоположение ключевых точек отмечается на карте.

По ходу игры нам предстоит общаться с огромным количеством разных персонажей. Их отношение к нам зависит от наших поступков и отношений с другими персонажами и кланами. Все данные о них вносятся в раздел "контакты", где можно всегда найти какого-то персонажа и узнать его расположение к нам.



Каждый сталкер имеет в этом мире определенный статус. Всего в игре почти тысяча персонажей. Каждый, как и мы, имеет свой рейтинг. За убийство противников и монстров мы зарабатываем очки рейтинга, повышая свой престиж в данном сообществе. Отследить динамику своего роста можно по списку рангов.



Основное занятие всех сталкеров – это промысел за артефактами или, на их сленге, "хабаром". Некоторые работают по одиночке, некоторые организуются в группировки. Кроме добытчиков есть и стервятники-разбойники. Действуют они группами, неплохо вооружены и доставляют много проблем простым сталкерам. Есть еще и военные, которые контролируют определенные территории. С ними можно договорится, заинтересовав их соответствующей денежной суммой. Ввязываться с ними в бой не стоит: они хорошо вооружены, да еще и поддержка с воздуха у них есть. У военных разговор короткий – сначала стреляют, потом разбираются.

Разбойники и сталкеры частенько устраивают между собой разборки. Если окажем помощь соратникам по цеху, то заслужим их уважение.



Будут встречаться и раненные, их можно подлечить, пожертвовав своей аптечкой. Спасенные будут распространять хорошие отзывы о нас среди своих товарищей, поднимая нашу репутацию.

Игровая зона имеет площадь около 30 квадратных километров. Но она разбита на локации, которые подгружаются при переходе на новую территорию. Каждая локация частично ограничена и сообщается с другими через туннели, небольшие переходы и прочие перевалочные зоны. Приграничные зоны самые безопасные. Здесь собираются новички, сюда можно вернуться с добычей и выручить за нее деньги у торговцев.

За заработанные деньги можно купить новое оружие, боеприпасы и средства спецзащиты, чтобы проникать на новые территории с повышенной радиацией, которые поначалу не доступны.



У убитых NPC можно собирать оружие и вещи, но наша грузоподъёмность ограничена. При большом весе нашего рюкзака герой начинает быстро уставать, двигаться медленнее. При перегрузке отказывается двигаться вообще. При этом и сам рюкзак имеет ограниченный объем. Сам персонаж имеет небольшой набор характеристик, характеризующих его силу и устойчивость к разным факторам.

Артефакты, которые мы находим, ценны не только финансовым эквивалентом, но и своими паранормальными свойствами. К примеру, некоторые дают небольшую защиту от повреждений, но зато от их длительного радиоактивного воздействия мы начинаем терять здоровье. Можно сочетать артефакты, получая новые свойства. Сами же артефакты образуются вблизи опасных аномалий.



Чем дальше вглубь зоны, тем больше аномалий мы будем встречать. Самые распространенные – изменение гравитационного поля, из-за чего человека может расплющить в лепешку или скрутить как в мясорубке. Обнаружить их можно по небольшим колебаниям воздушного пространства и пыли кружащейся около зоны аномалии.



Выявить такие гравитационные отклонения помогут болты. Бросая их можно определить опасную зону и ее границы.

Будут встречаться аномалии электрического характера.



Данные обо всех изученных аномалиях, территориях и известных артефактах вносятся в наш журнал.



Немного неудобно реализована работа с оружием. Под оружие у нас есть всего три клавиши. По умолчанию они вызывают нож, пистолет и автоматическое оружие. Оружие на каждую кнопку назначается путем перетягивания на соответствующую ячейку в инвентаре. Если во время боя закончатся патроны, то чтобы заменить оружие на другое, придется вызывать инвентарь и делать кучу лишних движений. На оружие можно ставить апгрейды, оптический прицел и прочее.

Игра не ограничивается сюжетной линией. Игровой мир живет своей жизнью. Поэтому попутно нас ждут и другие приключения. К примеру, простая прогулка на соседнюю локацию может закончиться неожиданной встречей со стаей диких зверей или бандой налетчиков. Можно попасть в перестрелку между враждебными группировками. И тут совсем не важно кто мы, огонь по нам могут открыть обе стороны. При небольшом запасе лечебных спецсредств лучший способ передвигаться скрытно, предварительно внимательно изучая местность с помощью бинокля.

Подлечить раны можно с помощью аптечки, или перевязать их с помощью бинта, чтобы блокировать кровотечение. Еда также немного восполняет здоровье. Прием пищи процесс обязательный. Если герой не будет периодически подкрепляться, то он будет терять силы. При необходимости принять пищу у нас загорится соответствующая иконка.

Основные сюжетные персонажи и задания привязаны к скриптам. Но если, к примеру, нам дали задание уничтожить банду, это не означает что выполнить его можно только одним способом. Они будут находиться в определенной зоне, но при этом двигаться в пределах своей предписанной территории.

Поведение искусственного интеллекта радует: враги умело пользуются прикрытием, слаженно действуют группой, прикрывая друг друга. Идти на них лоб в лоб не всегда целесообразно и часто опасно. Можно незаметно подкрасться, но действовать надо осторожно.



В углу экрана есть индикаторы видимости персонажа и шума, который мы создаем. Они помогут ориентироваться в боевых условиях. Если один противник нас заметит, то поспешит позвать на помощь товарищей. Они сами не прочь незаметно обойти нас со спины. Если у нас нет прикрытия напарников, необходимо постоянно перемещаться, дабы не дать окружить себя.



Схема ранений довольно реалистична. Попадание в голову моментально снимает противника. Пальба в туловище, особенно если враг в бронежилете, малоэффективна. Раненные противники двигаются медленно и спешат укрыться. Соответственно и мы, находясь в предсмертном состоянии, двигаемся с трудом. Если же герой устанет от бега, начнет скакать прицел и попасть в противников будет сложно.

Перестрелки реализованы просто великолепно. Один и тот же эпизод каждый раз проигрывается абсолютно по-разному. Каждый бой оригинален. Предугадать поведение искусственного интеллекта невозможно.

Графика в игре неоднозначна. Дизайн великолепен. Все локации тщательно проработаны, куча мелких деталей. Но открытые пространства смотрятся скудненько, трава и растительность смотрятся скромновато.





Но все компенсируется тщательно проработанным дизайном, и пейзажи иногда смотрятся вполне реалистично и жизненно.



Световые эффекты хороши. Отличная игра света и теней, жар от костра, искажения воздуха в зоне аномалий – все выполнено отлично.





На удивление картинка внутри помещений и само оформление зданий и развалин смотрится на порядок лучше. Воссозданные по реальным прототипам, многие строения просто дышат жизнью, радуя отличной детализацией и великолепными объемными текстурами. Кирпичная кладка и старые облезлые стены настолько живые, что их хочется потрогать рукой. Ржавые автомобили и прочая техника подчеркивают антураж постапокалиптической атмосферы.



При довольно качественной и приятной картинке игра показывает неплохую производительность. Вот только требования к подсистеме памяти у игры высоковаты. Необходим файл подкачки размером 2 Гб. При объеме оперативной памяти свыше 1Гб никакого дискомфорта в игре нет, а вот ниже…

А кроме всего этого есть еще куча приятных мелочей, которые создают ощущение жизни. Сталкеры собираются на привале у огня, играют на гитаре, рассказывают анекдоты. Все анекдоты разные и не повторяются. Интересно просто остановиться и понаблюдать за ними. Почти с каждым можно пообщаться и узнать последние слухи.



Персонажи озвучены великолепно. Игра актеров отлична. Бандиты в пылу сражения могут отпустить крепкое словцо. Да и говор у них такой специфический, характерный для лиц, промышляющих гоп-стопом :)

Можно заметить, что игровые NPC курят отечественные украинские сигареты.



Не обошлось, правда и без рекламы. К примеру, в игре фигурирует известный энергетический напиток.



Забавное средство для уменьшения воздействия радиации, продают местные торговцы.



Игра оставляет приятное первое впечатление. Большой разнообразный игровой мир, реализм, нелинейное прохождение, хорошая графика, отличная детализация и скрупулезность в реализации всех мелочей. Без сомнения компания GSC выпустила великолепную игру. А стабильность работы и отсутствие явных "багов" приятно радует, на фоне множества "сырых" продуктов, которые сейчас выпускают.

Большое приключение начинается!


Продолжение следует…
Как же магична в своей красоте тишина...