FUEL. Степь да степь кругом

Компания Codemasters, порадовавшая нас в прошлом году динамичным GRID, в этом решила побаловать игровую публику более масштабным и разнообразным проектом, являющимся детищем Asobo Studio. Действие игры FUEL перенесет нас в несчастливое постапокалиптическое будущее. После ряда катастроф обширные земли были брошены людьми, теперь по ним гуляет лишь ветер и редкие сорвиголовы, которые (чем бы вы подумали, занимаются?) устраивают регулярные «покатушки» на остатках былой цивилизации. В таких спортивных соревнованиях идет борьба за топливо, которое в этом мире (впрочем, как и сейчас) в большой цене и играет роль универсальной «валюты».

Звучит бесхитростно, но интригующе. Только первый сюрприз поджидает с самого начала игры. Дело в том, что введением в игровой мир служит лишь короткий вступительный ролик, а потом нас выпускают в чисто поле — и делайте что хотите. Казалось бы, вот она долгожданная свобода — куда хочу туда качу, да вот только непонятно зачем.

FUEL

FUEL

Сама концепция мира после какой-то глобальной катастрофы не вышла за рамки вступительного ролика. История этого всего остается нам неизвестной, да и водитель наш не более чем безликий манекен без истории и прошлого. А ведь какую историю можно было бы разыграть в подобных декорациях в духе «Безумного Макса» или ExMachine!

Игровой мир разбит на ряд локаций, причем каждая непросто большая, а по настоящему огромная, и чтобы изучить каждый ее закоулок, понадобится уйма времени. Каждая такая территория по-своему разнообразна. Везде уникальный ландшафт, при этом в пределах одной локации часто равнины или прибрежные песчаные пляжи могут сочетаться с высокими горами, ущельями и холмистыми грядами.

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

Все эти обширные территории пустуют не просто так, по ним разбросаны различные гонки, которые нам необходимо проходить. Можно добираться до каждой стартовой площадки на каком-либо транспортном средстве, а при желании можно сразу же выбрать в меню любую доступную гонку. В каждой локации есть ряд обязательных карьерных соревнований, по прохождении которых игроку открывается новая территория. Удобно, что уровень сложности выбирается непосредственно перед каждым соревнованием, позволяя более тонко подстраивать под себя сложность каждого соревновательного этапа.

Сами же соревнования почти ничего оригинального не несут. Это или гонки из пункта А в пункт Б, или заезд по контрольным точкам, или привычная гонка на выбывание. Трассы довольно разнообразны, как и предлагаемые транспортные средства. Это могут быть гонки на легких мотоциклах или багги по петляющим грунтовым тропкам среди густого леса и холмистой степи или гонки на более привычных автомобилях по серпантину горных асфальтовых дорог. Главная цель в каждой гонке — проехать через контрольные точки или просто достичь финиша первым. Так что после старта можно не следовать за группой соперников, а ломануть напролом через овраги и буераки. Игра иногда и сама к этому подталкивает, предлагая большое разнообразие развилок. Порою действительно можно значительно срезать путь и доехать до финиша первым, ни разу не встретив противников. Но такой узаконенный «чит» на самом деле можно применить очень редко, что все-таки радует. В свободе передвижения нас ограничивает наше транспортное средство, ведь далеко не каждый автомобиль может скакать по кочкам, и попытка схитрить может закончиться тем, что машину занесет, она застрянет или просто превратится в «черепаху» на грунтовом покрытии. Беда в том, что из локации к локации в этих гонках мало что меняется, кроме самих транспортных средств да маршрута трассы.

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

Но есть и дополнительные гонки, которые не обязательны к прохождению, но дают приличный денежный (топливный) бонус. Вот среди этих заездов есть уже и более оригинальные соревнования. Например, предложат нам посоревноваться в скорости с вертолетом. Но, честно говоря, забавно это лишь первые пару раз, потом становится скучно из-за своей простоты, ведь все сводится к тому, чтобы не отставать от улетающего вертолета, который предварительно перед финишем все равно сбросит скорость, давая нам возможность обогнать его. Есть и гонки на разбивание, хотя их скорее следует назвать простой игрой в «догонялки». Надо нагнать за отведенный промежуток времени два автомобиля и всего-навсего разок ударить их, или даже лишь коснуться. Так что любители покореженного металла и разлетающихся покрышек в духе FlatOut будут расстроены.

FUEL

FUEL

Пару слов надо сказать о навигации в игре. Предлагаемый нам маршрут подсвечивается яркими стрелками, а ближайшие объекты (гонки) в режиме свободной езды обозначаются маячками в виде ярких столбов света, так что найти их очень просто. Для реализма можно выключить систему GPS, тогда никаких маркеров в игре не будет, но готовьтесь в таком случае к тому, что вам придется не раз переигрывать каждую гонку, чтобы изучить маршрут.

Несмотря на хитро проложенные петляющие трассы, на первых парах гонкам катастрофически не хватает динамики и зрелищности. Причем неторопливый темп некоторых соревнований быстро приедается и после нескольких открытых локаций интерес к игре начинает быстро угасать. Впрочем, постепенно гемплей все же «раскачивается» до нужного уровня. Во-первых, и скорость транспортных средств постоянно растет, а во-вторых, появляются всякие сюрпризы в виде множества брошенных автомобилей на петляющей дороге. Одно дело просто наяривать круги по дороге, а совсем другое, когда приходится еще и лавировать между такими ржавыми памятниками прошлого, рискуя вылететь с трассы, и тем более приятно, когда врезаются или сталкиваются противники. Впрочем, таких моментов все равно немного. По-настоящему «цепляют» лишь те редкие эпизоды, в которых дают порулить каким-нибудь грузовиком или другим оригинальным средством. И то интересно это лишь потому, что в других играх нам такой транспорт почти не дают.

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

Однообразие — это основная беда игры. При наличии огромного мира, карьера - это даже дело вторичное, ведь должно быть просто приятно поездить по бескрайним безлюдным территориям, если занятие это как-то разнообразить. Но в FUEL единственный стимул таких путешествий — это подбирание разбросанных бонусов-раскрасок для транспортных средств, да кое-где спрятанных бочек с топливом. Все, больше заняться на огромнейших территориях нечем. Есть еще какие-то правда флагштоки в «живописных местах», но что они дают абсолютно не ясно. И это при том, что уровень наполнения локаций объектами вполне радует, ведь тут полно всяких заброшенных домиков в лесу, стоянок и различных трамплинов (прыжки на которых, впрочем, тоже ничего не дают). Может наш водитель на мотоцикле или квадроцикле и какой-нибудь трюк выкинуть, но выходит это без нашего участия, достаточно лишь прыгнуть подальше. Но и эта редкая забава никаких бонусов тоже не приносит. А ведь как было нехитро, но удачно придумано в Pure, когда за трюки давали бонус в виде «нитро», но, к сожалению, ни до чего такого разработчики FUEL не додумались.

FUEL

Одно единственное мерило успешности, топливо, является слишком малой мотивацией для того, что исследовать дикие территории и проходить все гонки. За полученное топливо мы можем приобрести транспортные средства нового класса, чтобы участвовать в новой гонке, но при этом никакого апгрейда для них не предусмотрено. А «скины» для машины и водителя, которые нам предлагают добывать, колеся дикие территории, — это абсолютно бесполезные вещи, особенно учитывая, что при переходе на новую локацию мы меняем почти весь свой автопарк.

По визуальной части за счет используемого движка DIRT игра не далеко шагнула от своего предшественника, то есть выглядит то все еще очень даже современно и симпатично, но уступает собратьям по жанру (в частности тому же FlatOut). Взять, к примеру, траву, ее хоть и много, но дальность прорисовки не очень большая. Так же страдает и качество детализации удаленных объектов, а некоторые текстуры окружения превращаются в какую-то мазню по мере удаления от нас. Но эти типичные для консольных проектов «оптимизации» отлично прячутся за различными эффектами (в частности Motion Blur). Хорошо поставленное освещение тоже скрывает эти недостатки.

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

Игровой мир живет по своим часам. В нем сменяются ночь и день, радуя симпатичными рассветами и закатами. Иногда бывают дожди с молниями, а иногда знойное солнце слепит настолько, что толком ничего и не разобрать.

FUEL

FUEL

FUEL

FUEL

Из-под колес выбивается пыль, песок или грязь, иногда даже забрызгивается экран, по которому стекают капельки воды. Машина постепенно покрывается слоем дорожной пыли и грязи.

FUEL

FUEL

Физическая модель взаимодействия объектов иногда вызывает вопросы. Хоть различные транспортные средства и ведут себя по-разному на трассе, но вот при столкновениях они не сильно отличаются. Сбить пару бочек не проблема, но при этом можно разбиться о какую-то корягу или легонько прикоснувшись боком к брошенной ржавой машине на дороге, при том, что в другой раз это же прикосновение всего лишь незначительно оттолкнет вас.

FUEL

Да и самих столкновений по сути то нет. Транспортное средство лишь упрется носом, ну максимум чуть завалится набок, и все. Ленивые машины просто не хотят подлетать или переворачиваться, не только лишая игру значительной доли драйва, но и хоть какого-то ощущения опасности от таких аварий. В Burnout Paradise машины тоже почти не бьются, но все равно каждое столкновение выглядит феерично и зрелищно, а тут ничего этого нет.


FUEL напоминает недавний Damnation в том плане, что так же являет собой некий «черновик» с множеством нереализованных идей. Игра предлагает беспрецедентно огромный мир, который на поверку оказывается бездушным, пустым и скучным. Кроме ландшафтного разнообразия и симпатичных пейзажей в игре нет сильной мотивации игрока для того, чтобы он исследовал каждый закоулок этого мира. Разбросанных бочек с топливом и вариантов раскраски явно мало, чтобы углубиться в исследование этих территорий, так что для многих игроков прохождение ограничится лишь выбором карьерных состязаний из главного меню игры. Но на беду и самим гонкам не хватает драйва, по этому критерию FUEL проигрывает и FlatOut, и Pure, и Burnout Paradise. Даже саундтрек к игре вышел какой-то неторопливый и ленивый, как раз под стать многим гонкам. Такое впечатление, что все силы были брошены на создание игровых локаций, а не на оттачивание геймплея. Игра построена по принципу «развлеки себя сам», но как было сказано выше, заняться в этом пустом мире бескрайних степей и лесов просто нечем. Но не стоит думать, что все уж настолько безнадежно, ведь по-своему игра все же привлекательна. Аналогов то по масштабу у FUEL нет, да и, не смотря на то, что все компоненты игры выполнены на довольно посредственном уровне, их сочетание все же делает итоговый продукт вполне играбельным. И пока нет более достойной альтернативы, а Burnout Paradise вами уже пройден, то можно с удовольствием несколько вечеров покататься и в FUEL, хотя до финальных титров дойдут далеко не все.
Находим избытки, применяем с умом!