Беспомощность как инструмент или история Frictional Games

В марте 2020 года шведская студия Frictional Games неожиданно вернулась на радары игровой индустрии, анонсировав хоррор от первого лица Amnesia: Rebirth, который станет сиквелом их хита Amnesia: The Dark Descent.

Rebirth станет первым релизом Frictional Games после выпуска SOMA в 2015, и, по словам разработчиков, помимо нее на разных стадиях идет разработка еще двух тайтлов.

Frictional Games

Penumbra: Overture (2007)

Frictional Games зародилась в 2006 году в шведском городе Хельсингборг после того, как техническое демо Penumbra за лето скачали больше миллиона человек. К тому моменту геймдизайнеры Томас Грип и Йенс Нильссон уже успели набить руку на нескольких студенческих проектах и решили связать жизнь с видеоиграми. В августе у себя на сайте они объявили о том, что начали работу над коммерческой версией Penumbra.

Frictional Games
Frictional Games

Издателем Penumbra: Overture стала компания Lexicon Entertainment, а сама игра изначально должна была выходить эпизодами. Разработкой тайтла занимались всего четыре человека, если не считать помощь от фрилансеров, многие из которых позже присоединились к основному штату студии.

Согласно сюжету, главный герой, физик Филипп Лафреск, вскоре после смерти матери получает письмо от своего отца, который пропал много лет назад. Послание приводит Филиппа в заброшенную шахту в Гринландии, где ему придется разгадать не одну загадку, чтобы выжить, не сойдя при этом с ума.

Frictional Games
Frictional Games

Авторы внесли много изменений в техническое демо, в том числе улучшив освещение, физику, AI врагов, а также добавив боевую систему. Несмотря на присутствие последней, в Overture игрок в первую очередь должен полагаться на скрытность, нежели на дуэли с монстрами.

Разработчики дали Филиппу подобие оружия, надеясь, что оно будет использовано лишь для защиты. Однако часть игроков решила, что раз в Overture есть боевая система, она не должна быть такой примитивной. Собственно, этот момент и стал основной причиной для жалоб критиков, но в целом тайтл был принят гораздо теплее, чем ожидали разработчики.

Frictional Games
Frictional Games

Несмотря на определенный успех, у Frictional Games вскоре возникли проблемы с издателем, который, по словам разработчиков, не выплатил студии необходимую сумму денег, и мог бы заплатить еще меньше, если бы разработчики не поставили ультиматум. В середине 2007 стало известно, что дальнейшие части серии Penumbra будет представлять уже издатель Paradox Interactive.

Frictional Games
Frictional Games

Penumbra: Black Plague (2008)

В Black Plague разработчики не хотели довольствоваться небольшими улучшениями, и поставили перед собой цель полностью избавить сиквел от слабых сторон дебютной части. Конечно же, в первую очередь речь шла о боевой системе, ведь Frictional Games с самого начала пыталась мотивировать игрока использовать смекалку, нежели накидываться на врага.

В Overture разработчики специально сделали так, чтобы в бою Филипп чувствовал себя неловко, ведь он не боец, а ученый. Тем не менее, отзывы были настолько отрицательными, что в Black Plague боевую систему вырезали под корень. Теперь Филипп мог разве что попытаться оглушить врага, бросив в него какой-нибудь предмет. Принятое решение сделало разработку легче, а саму игру — страшнее.

Frictional Games
Frictional Games

Помимо этого, Frictional Games существенно повысила интерактивность сеттинга. Разработчики хотели, чтобы игрок при решении головоломок как можно меньше использовал инвентарь, и как можно больше взаимодействовал с окружением.

Гораздо больше внимания было уделено и озвучке. В первой части с протагонистом общался лишь один персонаж, но в Black Plague с Филиппом говорит около пяти человек, которых озвучивали не только профессиональные актеры, но рядовые фрилансеры из интернета.

Frictional Games
Frictional Games

Black Plague до сих имеет статус лучшей игрой серии Penumbra, и считается, что именно в ней Frictional Games нашла свою собственную формулу хоррора от лица жертвы. Прыжок вперед в Black Plague обязан и тому факту, что разработчики не придумывали все заново, а продолжали строить на фундаменте в виде Overture.

Frictional Games
Frictional Games

Penumbra: Requiem (2008)

В апреле 2008 было анонсировано расширение для Black Plague под названием Penumbra: Requiem. Тем самым разработчики хотели дать игрокам финальные детали истории вместе с новым набором пазлов.

Если в Overture разработчики делали акцент на страхе изоляции, а в Black Plague на паранойе, то в Requiem они сосредоточились на решении головоломок и попытались выжать максимум из своего движка HPL Engine 1.

Requiem был принят намного хуже предшественников, но к тому моменту Frictional Games уже вплотную готовилась представить новую серию.

Frictional Games
Frictional Games

Amnesia: The Dark Descent (2010)

В марте 2009 Frictional Games выпустили тизер Amnesia: The Dark Descent, которую до этого называла просто «Unknown». В нем разработчики раскрыли стиль будущего тайтла, а также продемонстрировали возможности нового движка HPL Engine 2, на создание которого ушел первый год разработки.

Frictional Games
Frictional Games

В Amnesia разработчики хотели продолжить тему хоррора (https://www.overclockers.ua/games/horror-video-games-scary-movies) без насилия, а в качестве сеттинга выбрали замок Бренненбург, сочетающий в себе архитектурные стили разных эпох. Игра начинается с того, что главный герой Даниэль просыпается в одном из коридоров замка и совершенно ничего не помнит. Вскоре он найдет записку с объяснениями, написанную им же, которая отправит его глубоко под землю на встречу с главным антагонистом, бароном Александром.

Frictional Games

Хотя в тот момент компания еще не могла похвастаться полной финансовой независимостью, цифровые продажи Overture, грант по Nordic Game Program, а также сотрудничество с Reachin Technologies позволили разработчикам профинансировать разработку самостоятельно. В свою очередь это означало, что они получат больший процент прибыли от издателя с каждой проданной копии игры.

Изначально разработчики намеревались вернуть оружие для защиты, но столкнулись с теми же проблемами, что и в Overture. Кто-то считал получившуюся боевую систему слишком легкой, а кто-то не мог ей пользоваться вообще. Вместо этого они решили сделать игрока особенно уязвимым и убрать оружие. Разработчики хотели построить геймплей на игре света и темноты, но сделать это получилось только после того, как они добавили возможность потерять рассудок. Встречи с врагами и долгое нахождение в темноте понемногу сводят с ума Даниэля, ухудшая зрение и слух.

Frictional Games
Frictional Games

За четыре месяца после релиза было продано почти двести тысяч копий, притом, что разработчики рассчитывали продать в два раза меньше. Разработчики отмечали, что если бы они брали деньги у издателя, то за тот же срок они бы лишь успели расплатиться с долгами, и процент их прибыли был бы меньше в несколько раз меньше.

С выпуском Amnesia Frictional Games, наконец, добилась того, к чему шла четыре года — полной финансовой стабильности. Денег было достаточно, чтобы профинансировать разработку следующей игры, снова не обращаясь за помощью к инвесторам. Frictional Games превратилась из ненадежного стартапа в настоящую карьеру для нескольких человек. Теперь разработчики готовы были рисковать, не боясь оказаться банкротами.

Frictional Games
Frictional Games

Стоит отметить, что большую порцию успеха игре принесли ее модификации. В последний момент разработчики решили добавить в тайтл возможность создания своих историй и не прогадали. Amnesia стала второй самой популярной игрой на портале Mod DB, и на сегодняшний день для нее создано больше 600 модификаций. Творения фанатов привлекали дополнительное внимание к оригиналу, равно как и бесчисленное количество летсплеев на Youtube.

В 2018 Frictional Games выпустили Amnesia Collection, в рамках которой был представлен особенно сложный режим The Dark Descent. В нем монстры действуют быстрее и легче замечают игрока, а автосохранение отключено.

Frictional Games
Frictional Games

Amnesia: A Machine for Pigs (2013)

Первым экспериментом Frictional Games стало сотрудничество со студией The Chinese Room, которая занялась разработкой Amnesia: A Machine for Pigs.

Изначально A Machine for Pigs должна была стать коротким тайтлом, выпущенным на Хэллоуин в 2012, но идеи The Chinese Room убедили Frictional Games, которая стала продюсером и издателем проекта, что на разработку стоит выделить больше времени. Получившийся тайтл существенно отличается от The Dark Descent и никак не продолжает сюжетную линию оригинала.

Frictional Games
Frictional Games

На этот раз главным героем выступает богатый индустриалист Освальд Мандус. Заболев лихорадкой во время путешествия в Мексику в 1899 году, Мандус в какой-то момент теряет память, и теперь ему предстоит вспомнить все о себе и своей семье.

«A Machine for Pigs почти никак не связана с The Dark Descent, если говорить об истории или механиках. Она просто продолжила исследовать темы и атмосферу первой части», — рассказал Грип.

В итоге игроки остались довольны атмосферой и сюжетом, но жаловалась на небольшую продолжительность и линейность.

Frictional Games
Frictional Games

SOMA (2015)

Одно из единственных разочарований, связанных с Amnesia, заключалось в том, что разработчикам не удалось поговорить с игроком на более серьезные и глубокие темы. Этот момент должен был исправить их следующий проект.

В SOMA Frictional Games решила рассказать историю и порассуждать о том, что значит быть человеком. Тайтл медленно погружает игрока в задуманные авторами концепции, создавая необходимую атмосферу и вызывая определенное состояние ума.

Frictional Games
Frictional Games

По сюжету игрок обнаруживает себя «похороненным» на дне океана на подводной станции PATHOS-II, которая является последним прибежищем человечества после уничтожения Земли кометой. В попытках найти правду, стоящую за всем хаосом, игрок должен будет исследовать загадочные локации, изучая различные документы и избегая необъяснимых существ.

Спустя почти пять лет разработки SOMA, наконец, добралась до бета-версии. В 2015 Frictional Games впервые отправились на E3, где продемонстрировали публике демо и трейлер игры.

Frictional Games
Frictional Games

За первые 10 дней было продано почти 100 тысяч копий, что в пять раз больше результата The Dark Descent. Интересно, что SOMA уступила A Machine For Pigs, ведь последняя разошлась тиражом в 120 тысяч копий за первую неделю.

Грип волновался, что публика плохо воспримет тематику игры, но проблемы в основном были связаны с тем, что многие игроки сочли тайтл недостаточно пугающим. По мнению разработчиков, это произошло из-за завышенных ожиданий и прошлого студии в виде тайтлов Penumbra и Amnesia.

Frictional Games
Frictional Games

«SOMA предполагает рискованный подход к геймплею, согласно которому игрок должен сам понять, как ведут себя монстры. В ином случае страдает весь экспиеренс. Главный источник напряжения в SOMA — экзистенциональный страх, в который мы медленно погружаем игрока», — объяснил Грип.

По словам авторов, главная проблема SOMA заключается в том, что игра балансирует между двумя жанрами. Тем не менее, на ее примере Frictional Games показала индустрии, что готова работать с разными жанрами.

Frictional Games
Frictional Games

В 2017 году SOMA добралась до Xbox One, по случаю чего разработчики добавили новый режим «Safe Mode», который позже появился и на других платформах. В данном режиме разработчики переработали поведение существ, чтобы они не атаковали игрока, позволяя ему спокойно исследовать все локации. Сделано это было, чтобы угодить той части аудитории, которая хотела сосредоточиться на психологическом сай-фай сюжете, и не тратить время на игру в прятки с врагами.

Frictional Games
Frictional Games

***

История SOMA привела к тому, что впервые студия, которая разрослась до 25 человек, занялась разработкой одновременно двух проектов. Одним из них должен был быть хоррор, которым, видимо, и станет Rebirth. Разработчики надеются, что такой подход позволит им выпускать игры каждые два-три года, начиная с 2020.

«После того, как мы выпустим Rebirth в этом году, большая часть команды сосредоточится на следующем проекте, находящемся сейчас на стадии препродакшена», — пообещал Грип.

Frictional Games

Что касается самой Rebirth, то разработчики предупреждают, что хотя игра и сделает шаг вперед по сравнению с The Dark Descent, фанатам не стоит ждать геймплейной революции.

«Было очень здорово, наконец, выпустить трейлер и снова в полной мере почувствовать себя разработчиком игр», — подытожил Грип.

Frictional Games