Armed Assault. Почти симулятор

Вышедшая пять лет назад, Operation Flashpoint установила новые стандарты в жанре тактического шутера. Игра завоевала множество поклонников, несмотря на свою высокую сложность. Многие ждали продолжения, и оно вышло в лице Armed Assault. Между разработчиком первой части Bohemia Interactive и издателем Codemasters произошел конфликт, из-за чего права на оригинальное название остались у издателя. Но это не помешало Bohemia Interactive выпустить свою игру, которая стала идейным наследником Operation Flashpoint.

Игра, состоящая из набора миссий и сюжетной компании, имеет простую историю и незамысловатость. На тропическом острове разворачивается гражданская война между королевством Сарани, которое поддерживает США, и коммунистической Демократической Республикой Сарани. Чешские разработчики никак не могут отойти от идеи конфликта коммунистического и демократического обществ, ведь еще в Operation Flashpoint они изобразили выдуманный конфликт между США и СССР. Вот только в первой игре была лихо закрученная история, чем явно не может похвастаться их новое творение. Игра начинается с парочки скучных телерепортажей о службе бравых американских вояк. В следующем ролике конвой из двух "хаммеров" встречается с отрядом повстанцев. Первая перестрелка заканчивается эвакуацией на вертолете.



С этого момента и начинается непонятная беготня от одной точки к другой и постоянные перестрелки. Итоговые цели, которые мы преследуем, абсолютно не ясны. Кампания напоминает набор разрозненных миссий: захватить точку, удержать, передислоцироваться и т.д. и т.п. Безымянный главный герой выступает не больше чем пешка на фоне общей истории.

Одиночные задания сочетаются с групповыми заданиями, где мы выступаем или командиром, или простым солдатом. Координация движений группы происходит с помощью набора команд. И это первый подводный камень для игроков, привыкших к управлению тактических шутеров Ghost Recon и Rainbow Six. В Armed Assault каждому солдату взвода можно отдавать отдельный приказ. Для управления ими у нас задействованы все "F" клавиши и цифровые клавиши от 1 до 0. Действовать быстро с такой громоздкой системой управления не получится. Например, для того чтобы скомандовать отряду сесть в машину надо выбрать всю команду, отдать приказ "сесть" и выбрать нужное транспортное средство из появившегося списка, в котором отображены все транспортные средства в зоне видимости. Простой щелчок на нужном объекте, как в других играх, не действует. В игре есть тактическая карта. Но вот управлять союзниками по ней нельзя, как в Ghost Recon. Карта помогает в ориентировании на больших территориях, но загрузка и выгрузка ее занимает длительное время. Конечно, союзники могут действовать сами, но высоким интеллектом они не отличаются. Иногда они показывают чудеса меткости и реакции, но иногда входят в ступор, не зная, что делать.

Еще один недостаток игры - сильная заскриптованость. Действия противников в игре опираются на строго предписанный график. Если у вас возникают проблемы с прохождением, то попытки с пятой вы почти наизусть запоминаете схему движения и расположения врага. Многие миссии обладают только одним вариантом прохождения. Например, если надо пробраться на военную базу, то только один вход безопасный, а на других вас точно заметят. Не получается уничтожить конвой? Несколько перезагрузок и вы точно знаете, где заложить взрывпакет и где остановится следующий транспорт, даже через какое время подъедет помощь с базы.



При такой предсказуемости, игра казалось бы, должна быть очень простой. Но в противовес стоит высокая меткость противников и наличие всего лишь одного сохранения на миссию. Но тут тоже не все так однозначно: иногда нас замечают издалека в густой траве, а иногда противник не видит нас, пробегая мимо.



Частенько мы будем умирать, даже не понимая, кто и откуда стрелял. Заметить противника на фоне зеленых зарослей иногда не помогает даже оптический прицел. Если попали в зону огня, единственное спасение двигаться от укрытия к укрытию и обойти со стороны. В отличие от нас, враг не тратит время на долгое прицеливание. Достаточно чтобы враг заметил, и тогда четкий выстрел может оборвать нашу жизнь даже с расстояния в пару сот метров. Бои в городской черте сильно зависят от планировки зданий, которые служат прикрытием. На открытой местности самый безопасный способ передвижения - ползком в буйных зарослях, если повезет.



Стрелять без режима прицеливания очень тяжело - прицел сильно скачет и разброс в этом случае достаточно большой. Снайперская винтовка порадовала отличной баллистикой - надо учитывать поправку на расстояние и отдачу при стрельбе.

Противники не обозначены маркерами на мини-карте. Ориентироваться придется на фразы "enemy on ten o'clock" (и подобные) от ваших сотоварищей по оружию, когда они заметят врага.

В игре часто придется пользоваться транспортными средствами и боевой техникой. Иногда надо просто перевезти отряд солдат, иногда сесть за штурвал вертолета или использовать танк. В каждом транспорте можно занимать разные места - например в танке занять позицию стрелка или командира.



Иногда нам придется просто выступать в роли пассажира.



В игре придется управлять бронетранспортером "Страйкер", вертолетами AH-1Z и десантным UH-60L "Black Hawk", штурмовиком AV-8B Harrier. Противоборствующая сторона имеет в вооружении танк T-72, зенитнуя самоходнуя установку ЗСУ-23-4 "Шилка", БМП и БТР, Урал и УАЗ, Mи-17 и Ка-50. Всех их можно опробовать в сетевой игре.



Физические модели техники ведут себя неестественно. Бывает, что от взрыва танк может подлететь вверх. При этом от этого же взрыва меняется только текстура на модельке. Отлетающих осколков и фейерверка мы не увидим. Управление вертолетом просто мучение, и на клавиатуре практически невозможно.

Реалистичным взаимодействием объектов игра тоже не особо радует. Танк может пробить стену забора и повалить деревья, но фигурки солдат иногда просто сдвигает с места, а они умирают, падая наземь. Смотрится это нелепо. Взрывы не обладают ударной волной и никак не взаимодействуют с другими объектами.

Люди своими движениями напоминают куклы, грубо вытесанные из дерева с однообразной анимацией и безжизненными лицами, на мимику нет ни единого намека.



Плюс ко всем этим мелким недостаткам игра еще обладает и кучей багов. Несрабатывающий скрипт - это обычное явление. Самое смешное, что такие моменты есть даже в тренировочных миссиях. В аннотации к игре упоминается о возможных проблемах с прохождением, и рекомендуется переигрывать всю миссию в такой случае. Вышедшие уже три патча так полностью и не решают все проблемы.

В целом игра навевает скуку однообразными миссиями с глупыми компьютерными противниками. Привязка к скриптам превратила бы игру не в тактический шутер, а методический отстрел противника по заученному маршруту, если бы не ограничение на один слот сохранения (что впрочем, не мешает перезаписываться через каждые пару минут). Но есть редкие моменты, когда игра может похвастать динамичным красочным боем, который быстро обрывается нашей гибелью.



Игра использует старый графический движок, который существенно переделан и поэтому очень требователен к железу. Полем боевых действий выступает огромный остров, который выполнен в виде одного цельного уровня. Остров сочетает и пустыни, и густые леса, и городские массивы. Если последние выполнены очень просто, и дома частенько представлены в виде простых коробок, то пейзажами игра приятно радует.







Реалистичное солнечное освещение и эффекты слепящего прямого солнечного света.



Все объекты отбрасывают правильные тени.



Но если подойти вплотную к этим симпатичным рощам, все выглядит не так отлично. Спрайтовая трава и мутные текстурки деревьев не поражают при близком рассмотрении. Если тени и детализацию шейдеров в настройках выкрутить на максимум, игра смотрится отлично. Но вот приличного fps на видеокартах среднего уровня не добиться. Для увеличения производительности придется отказаться от теней и эффектов, но тогда оголенный движок будет выглядеть невыразительно, бледно и очень старо.

При общем обилии недоработок в игре, рассчитывать на оптимизированную производительность не приходится. Даже обладатели мощных видеоадаптеров не лишены проблем с графикой в Armed Assault. Иногда могут пропадать текстуры оружия (придется стрелять из прозрачного автомата), бывает, что текстуры уровня подгружаются постепенно и некоторые объекты состоят из однотонных серых кусков.

Поклонникам динамичных шутеров монотонные боевые действия игры не придутся по вкусу. Анализируя игру, стоит отметить доминирование негативных впечатлений. Связано это больше с тем, что игра не имеет своей "изюминки". Нет внятного сюжета, истории, которая бы хоть как-то заинтересовала игрока. Игра напоминает серию очерков из жизни американской армии. Повторяющиеся сценарии заданий и общая вторичность игры со временем надоедают. Громкие заявки разработчиков о сверхреализме и военном симуляторе во многом не оправдались. Действия противника сильно зависят от скриптов. Система управления взводом довольно громоздкая. Радует разнообразие техники в игре, так же как редактор с тонкими настройками.

В целом, Armed Assault рассчитан на поклонников Operation Flashpoint, которых не отпугнут общие недоработки в игре, для остальных рекомендовать ее будет большой ошибкой.
Находим избытки, применяем с умом!