Характеристики
Модель | Chieftec Dragon DX-02B |
Тип корпуса | Middle-Tower |
Размеры, мм | 545 (В) x 225 (Ш) x 615 (Г) |
Материал | Сталь (0,8 мм), пластик |
Вес, кг | 10 |
Цвет | Черный |
Форм-фактор | Е-ATX / ATX / Micro ATX / Mini-ITX |
Устройства 5,25" | 4 |
Устройства 3,5" внешние | 1 (вместо одного 5,25”) |
Устройства 3,5" / 2,5" внутренние | 6 / 2 (через адаптеры в корзину 3,5”) |
Поддерживаемое количество карт расширения | 8 |
Вентиляторы | фронтальный — 2 х 120 мм (установлены) верхний — 2 х 200 мм (установлены) тыловой — 1 х 120 мм (установлен) боковой — 1 х 200 мм (опционально) нижний — 1 х 120/140 мм (опционально) |
Интерфейсные разъемы | 2 x USB 2.0, 1 x USB 3.0, 1 х еSATA, микрофонный вход и выход на наушники |
Прочее | Трехпозиционный переключатель скорости двух верхних вентиляторов, корзина горячей замены на два HDD |
Упаковка и комплект поставки
Chieftec Dragon DX-02B поставляется в коробке внушительных размеров с цветной полиграфией по бортам. Упаковка достаточно информативна — спереди изображено само шасси, сзади нанесена фотография внутренностей корпуса с описанием основных достоинств. По бокам приведены основные технические характеристики. Ручки для переноски, защитные демпферы из пенопласта и обязательный полиэтиленовый пакет присутствуют. Коробочка с аксессуарами находится в нижнем демпфере.
Комплект поставки небогатый. Здесь содержится инструкция и схема подключения проводов, две салазки и заглушка переходника с 5,25” на 3,5”, диагностический динамик, разветвитель с одного «молекса» на два, кабель SATA, три многоразовые и две одноразовые стяжки, четыре дополнительные стойки для материнской платы и набор винтов.
Внешний вид
Начнем наш обзор Chieftec Dragon DX-02B с передней панели. Характерные кривые прорези в нижней фронтальной части это, пожалуй, единственная деталь, внешне напоминающая о предшественнике — DX-01. В целом корпус был переделан кардинально. Скошенные треугольные элементы в дизайне передней панели, похожие на танковые гусеницы, вероятно, позаимствованы у серии HAF компании Cooler Master.
Четыре посадочных места для устройств 5,25” закрыты легкосъемными вентилируемыми заглушками. Чтобы их снять, нужно свести боковые защелки по направлению друг к другу и потянуть на себя. Над отсеками красуется серебристый логотип с названием компании.
Каждая заглушка проложена пылевым фильтром. Боковые защелки пластиковые, поэтому при работе с ними следует соблюдать осторожность.
Нижняя часть фронтальной панели на самом деле является дверцей корзин накопителей. Дуговидные прорези скрывают вентиляционные отверстия, выполненные по принципу ступенек. При взгляде же спереди кажется, что панель цельная.
Но открыв дверцу вправо, сразу понимаешь, каким образом воздух попадает внутрь — вентиляционные щели видны на просвет. Непосредственно на двери установлены два 120-мм вентилятора, прикрытые пылевыми фильтрами и предназначенные для обдува накопителей. Всего сюда можно установить шесть дисков в индивидуальных каретках. Система закрывания этих салазок запатентована компанией Chieftec, хотя в целом они очень похожи на стандартные корзины от серверного оборудования.
Передняя дверца удерживается двумя магнитами, на которые наклеены резиновые прокладки, позволяющие избежать лишнего шума при закрывании и царапин.
Пылевые фильтры сделаны в целом неплохо, но крепление к вентиляторам с помощью пластиковых защелок, делает процесс их снятия не самым удобным.
Вентиляторы имеют синюю подсветку, и это все что про них можно сказать с уверенностью. Наклейки с техническими характеристиками и провод тахометра отсутствуют. Подключение осуществляется через трехконтактный разъем. Кабели залиты клеем в месте прилегания к панели, чтобы избежать защемления или перетирания. Решение эффективное, но с точки зрения удобства и общей эстетики — спорное.
Внешние интерфейсы и кнопки вынесены в переднюю часть верхней панели. Клавиша питания снабжена синей подсветкой.
Большую часть верхней панели занимают шесть широких пластин, закрывающих выхлопные отверстия. Отражатели стилизованы под чешую или скорее даже «жабры» земноводного. Они неподвижны и ориентированы под очень острым углом в сторону задней стенки.
Отверстия видно лишь при взгляде сзади. Такое конструктивное решение интересно в первую очередь тем, что снижает уровень шума исходящего из корпуса и усложняет попадание пыли внутрь.
Кроме того, верхняя панель очень легко снимается. Для этого нужно освободить внутри провода, вынуть две неприметные резиновые заглушки сзади, открутить два винта и сдвинуть панель вперед. Радует то, что и дизайнеры и конструкторы здесь явно старались.
Правая панель, практически по всей площади, имеет сантиметровую выштамповку, сделанную в виде квадратов. Выглядит не очень органично, но зато обеспечивает высокую жесткость стенки и запас места для укладки проводов.
Левая панель имеет аналогичную выштамповку. Посадочное место для 195-мм вентилятора выглядит здесь весьма уместным. Жаль только что отсутствует пылевой фильтр.
А вот смысл существования сбоку двух маленьких акриловых окошек-бойниц является неочевидным. Причем они закреплены снаружи дверцы, чтобы избежать конфликта по высоте с процессорным радиатором.
Обе боковые панели фиксируются на месте винтами с накатанной головкой, а на каждой дверце есть ручки для удобства снятия.
Помимо выштамповки, внутри дверок есть дополнительные ребра жесткости, что позитивно сказывается на подгонке этих деталей к корпусу.
Маленькие окна-бойницы прикручены к двери по-взрослому — с помощью винтов.
Днище Chieftec Dragon DX-02B весьма интересное. В передней части находится пластиковое углубление для удобства снятия передней панели. Оно не сообщается с внутренностями корпуса, поэтому пыль сюда не попадает.
Большие пластиковые ножки приподнимают корпус на 25 мм над поверхностью. Этого вполне хватает для нормального воздухообмена. Резиновые прокладки снизу маловаты для виброизоляции шасси такого размера, но зато сцепление с поверхностью обеспечивают замечательное.
Вентиляционные отверстия блока питания и центрального вентилятора на днище закрыты качественными раздельными фильтрами. Чтобы их снять следует взяться за ручку, слегка опустить ее вниз для освобождения защелки и потянуть на себя.
На центральное посадочное место можно установить 120-мм или 140-мм модель вентилятора.
Задняя панель корпуса имеет чуть более насыщенную компоновку, чем у обычных шасси. Над материнской платой есть запас в 50 мм в самом корпусе и еще 30 мм под верхней крышкой.
В верхней части задней панели прорезаны квадратные вентиляционные отверстия. Два отверстия для шлангов СВО, диаметром 20 мм, намекают на возможность установки радиатора внутрь в этом районе. На выхлоп предустановлен 120-мм вентилятор.
Корпус обладает двумя встроенными контроллерами верхних 200-мм вентиляторов. Переключатели имеют три позиции: «L» — пониженные обороты, «H» — полная скорость и «O» — выключено. Интересная и удобная конструкция, одно единственное но — контроллеры припаяны к проводке вентиляторов.
Шасси поддерживает восемь карт расширения. Все слоты закрыты многоразовыми вентилируемыми заглушками. Справа от слотов, на вентиляционной решетке есть еще два прорезиненных отверстия под шланги СВО диаметром 25 мм. Блок питания можно установить вентилятором вверх либо вниз.
Внутреннее устройство
Chieftec Dragon DX-02B изнутри представляет собой просторный и вместительный корпус. Сюда можно установить материнские платы типоразмера E-ATX, ATX, Micro ATX или Mini-ITX. Вполне возможно, что в корпус встанут и XL-ATX платы, но учитывая разное понимание производителями этого стандарта лучше проверить все габариты дополнительно. Предельная высота процессорного кулера — 185 мм. Максимальная длина для плат расширения — 355 мм.
Главными ответственными за охлаждение корпуса являются два 200-мм вентилятора, установленных на выдув, за решетчатой верхней панелью.
Чтобы подробно изучить эти необычные модели, понадобится снять верхнюю пластиковую крышку. Как это сделать мы описывали ранее.
Вентиляторы крепятся к корпусу с помощью винтов. Наклейки с техническими характеристиками отсутствуют.
Согласно нашим замерам, эти великаны имеют фактический размер 195х195х30 мм, диаметр крыльчатки — 175 мм. Расстояние между центрами посадочных отверстий составляет 147 мм. Другими словами — это нестандартный 200/230 мм вентилятор и подобрать ему замену будет сложно. Подключение к питанию осуществляется с помощью сквозного «молекса», к проводам припаян трехпозиционный переключатель скорости вращения, позволяющий выбирать режимы работы «медленно», «быстро» или «выключено».
На крепежных ушках вентиляторов наклеены резиновые демпферные прокладки для гашения вибраций.
Верхняя панель корпуса интересна большим количеством крепежных отверстий. Помимо трех вариантов посадочных мест 147х147 мм для 200-мм вентиляторов, есть еще четыре пары отверстий с шириной 105 мм (соответствует 120-мм пропеллерам). Но по длине, слева направо, они рассверлены на расстояниях 105 мм, 75 мм и 225 мм. Это наталкивает на мысль, что их основное назначение — радиаторы СВО длиной от одной до трех секций.
На поддоне шасси есть шесть прорезиненных отверстий для протяжки проводов в центральной части, два выреза слева и справа над местом расположения процессорного разъема и квадратное окно снизу, для шлейфов блока питания.
Большой вырез для установки усилительной пластины процессорного радиатора подойдет к расположению всех без исключения современных сокетов.
Запас места по ширине для укладки кабелей за поддоном составляет 20 мм, с учетом выштамповки на правой дверце. Это не очень много, но при грамотном распределении проводов проблем возникнуть не должно, тем более что количества проушин для крепления кабельных стяжек вполне достаточно. Всю лишнюю проводку даже от немодульного блока питания можно свободно сложить в передней части поддона, возле стойки накопителей.
На задней панели предустановлен 120-мм вентилятор черного цвета. Напротив восьми слотов расширения сделана удобная выемка под отвертку, хотя винты с накатанными головками позволяют закрепить карты без инструмента.
Задний вытяжной вентилятор является такой же загадкой, как и его старшие собратья. Ничего, кроме наклейки Chieftec на статоре нет. Подключение к питанию — через сквозной разъем типа «молекс».
На посадочном месте блока питания наклеены четыре резиновые прокладки. Они не сильно уменьшают вибрации от блока питания, зато шансов поцарапать его при монтаже гораздо меньше. Через небольшой выступ на поддоне вполне можно протянуть аудиокабель для скрытого подключения к материнской плате.
Посадочное место для центрального 120-мм вентилятора сдвинуто максимально вперед, относительно отверстий под типоразмер 140 мм. Таким образом, появляется возможность одновременно установить вентилятор и блок питания длиной до 200 мм.
В переднюю стойку можно установить четыре устройства 5,25” и шесть дисков 3,5”. Корзины HDD развернуты вдоль корпуса и расставлены с приличным зазором между собой, что должно позитивно сказываться на температурном режиме накопителей.
В отсеках 5,25” предусмотрены как безвинтовые крепления, так и отверстия под обычные винты. По принципу работы они напоминают скоросшиватель для документов. Раздвинув ползунки в стороны, мы фиксируем устройство, сдвинув к середине — освобождаем крепления.
Два верхних отсека оборудованы платами горячего подключения 3,5” дисков. Держатся они на четырех винтах, при желании их можно прикрепить напротив любой из шести корзин в стойке. Питается плата от разъема «молекс». Здесь же распаяны подключения для сигнального кабеля SATA и трехконтакный разъем для питания вентилятора. Красный светодиод загорается в случае успешного подключения накопителя.
Корзины рассчитаны исключительно на диски формата 3,5”, но в комплекте есть два переходника для 2,5” устройств. К сожалению, подключить SSD к плате горячей замены с помощью такого переходника физически невозможно. Демпферов вибраций в салазках нет, накопители можно просто вставить в них, либо дополнительно зафиксировать винтами.
Чтобы достать каретку, необходимо на ней потянуть маленький рычажок в правую сторону. После этого откроется передняя часть салазок, за которую удобно извлекать накопитель. Установка происходит в обратном порядке, причем фронтальная откидывающаяся планка служит одновременно притягивающим рычагом и замком для корзины.
Если у пользователя возникнет желание снять переднюю панель, предварительно следует отключить вентиляторы от плат горячей замены. После это можно поочередно вытолкнуть шесть креплений типа тюльпан, и потянуть фронт на себя за выемку снизу. При взгляде на обратную сторону становится очевидной экономия производителя — петли и магниты передней дверцы зафиксированы с помощью клея.
В набор кабелей входят:
- провода индикаторов и кнопок запуска и перезагрузки;
- провод eSATA;
- внутренний коннектор USB 3.0 с переходником на USB 2.0 (напоминаем, что одновременно их подключать нельзя);
- аудиокабель в формате AC’97 и HDAudio;
- провод от двух портов USB 2.0.
Шлейфы имеют достаточный запас по длине, чтобы дотянуться до разъемов любого из поддерживаемых типов материнских плат. Сборка
Установка компонентов в Chieftec Dragon DX-02B максимально удобна. Большой запас места внутри, продуманная система кабель-менеджмента и отсутствие конфликтов между элементами системы превращают сборку в одно удовольствие. Укладка и распределение проводов за поддоном материнской платы отняли некоторое время, но в конечном итоге боковая дверца успешно закрылась. Пожалуй, единственная проблема может возникнуть при замене передних вентиляторов, поскольку их кабеля питания залиты клеем.
Подсветка передних вентиляторов практически не видна из-за ступенчатой структуры решетки дверцы — большая часть света уходит в пол.
Зато подсветка кнопки питания и индикатора активности накопителей приятна и хорошо различима при свете и в темноте.
Методика тестирования
Для тестирования эффективности системы охлаждения корпуса Chieftec Dragon DX-02B была использована тестовая конфигурация, состоявшая из следующего набора компонентов:
- процессор: AMD A-8 3870K (3,0 @ 3,5 ГГц, 1,476 В);
- кулер: Noctua NH-L12;
- материнская плата: ASUS F1A75-M PRO (AMD A75 FCH);
- видеокарта: Gigabyte GV-R685OC-1GD + Arctic Cooling Accelero Twin Turbo II (AMD Radeon HD 6850);
- память: Crucial Ballistix Tactical BLT2KIT4G3D1869DT1TX0 (2х4 ГБ, DDR3-1866 МГц, 9-9-9-27-1T);
- жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- твердотельный накопитель: Crucial M4 CT064M4SSD2 (64 ГБ, SATA 6Gb/s);
- блок питания: SeaSonic G550 Gold – SSR-550RM (550 Вт);
- термопаста: Noctua NT-H1.
Тепловая нагрузка создавалась с помощью одновременной работы стресс-тестов LinX 0.6.4 с 2048 МБ выделенной памяти и MSI Combustor 2.4, на протяжении 15 минут после стабилизации температуры. Нагрузка на жесткий диск производилась с помощью программы Crystal Disk Mark 3.0.1 х64. После каждого цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды составляла 24 градуса по Цельсию. Скорость вентиляторов процессорного кулера была зафиксирована на 1500 об/мин, чтобы исключить эффект «турбовентиляции», его шум не учитывался. Обороты вентиляторов видеокарты зафиксированы на полной скорости, создаваемый шум средний. Пиковое энергопотребление системы составило 317 ватт. Тестирование проводилось в трех режимах:
- Три корпусных 120-мм вентилятора работают на номинальной скорости, два 200-мм пропеллера выключены. Общий уровень шума низкий.
- Три корпусных 120-мм вентилятора работают на номинальной скорости, два 200-мм пропеллера включены в режим «Low». Общий уровень шума средний.
- Три корпусных 120-мм вентилятора работают на номинальной скорости, два 200-мм пропеллера включены в режим «High». Общий уровень шума выше среднего.
Результаты тестирования
Результаты теплового теста стали легким сюрпризом для нас. Мы ожидали увидеть более низкие температуры, учитывая размеры и количество предустановленных вентиляторов. Но обо всем по порядку. Хуже всего шасси показывает себя в охлаждении жесткого диска. Похоже, что большое количество препятствий на пути движения воздуха к накопителям приводит к постыдному проигрышу в сравнении с открытым стендом. Температура материнской платы оставляет желать лучшего, но укладывается в эмпирическую норму из трех градусов разницы между открытым/закрытым корпусом. Видеокарта чувствует себя отлично, из чего следует, что Chieftec Dragon DX-02B вполне можно рекомендовать для конфигураций с несколькими видеоадаптерами. Температура процессора закономерно высока при отключенных верхних вентиляторах, но при включенных превышает таковую на открытом стенде всего на четыре градуса. Аномалия, которую возможно заметили внимательные читатели, состоит в том, что показатели температуры равны при повышенных и пониженных оборотах 200-мм вентиляторов. Рискнем предположить, что объяснение кроется в структуре верхней пластиковой панели, точнее, в суммарной площади вентиляционных отверстий на ней, которая не превышает половины от поперечного среза плоскости 120-мм вентилятора. Отсюда следует, что мощность 200-мм «вертушек» расходуется впустую — конструкция верхней крышки сильно снижает объем прокачиваемого воздуха и скорость потока. По грубым подсчетам — в пять раз. Это значит, что в стоковом варианте нет смысла устанавливать режим вращения больших пропеллеров в «High» и слушать дополнительные звуковые эффекты. При режиме «Low» мы получим меньший уровень шума при одинаковой эффективности охлаждения.
Выводы
Dragon DX-02B является флагманским «игровым» корпусом компании Chieftec. Он не идеален, но довольно интересен за свою цену. В достоинства можно зачислить крепкую и продуманную конструкцию, достаточную толщину металла, красивый внешний вид, пять предустановленных вентиляторов, хорошее охлаждение видеокарты. А вот среди явных недостатков конструкторам Chieftec следует исправить две вещи: решетку на верхней панели и систему охлаждения жестких дисков. Например: чешую на верхней крышке можно сделать более «частой», увеличив тем самым площадь вентиляционных отверстий без нарушения общей концепции дизайна. И параллельно улучшить схему охлаждения в целом. Что же до корзин жестких дисков — тут потребуются кардинальные изменения для нормализации теплового режима накопителей.
Получилось ли у Chieftec Dragon DX-02B стать новым «драконом» и будет ли он популярным корпусом среди энтузиастов? В случае исправления упомянутых недостатков — ответ утвердительный. Но пока что конструктивный потенциал данного шасси реализован не полностью.