История зарождения жанра Survival Horror

2017 год оказался очень богат на хорроры. Помимо долгожданных Resident Evil 7 и Outlast 2, 26 мая вышла Friday the 13th: The Game. И это не учитывая подающие надежду проекты с Kickstarter, как, например, Visage и Ghost Theory. Самое время вспомнить историю зарождения жанра и его путь превращения в самостоятельную ветку игровой индустрии.

История зарождения жанра Survival Horror

Хотя сам термин «Survival horror» стал популярен только после выхода Resident Evil, первые шаги в сторону развития жанра были замечены еще в начале 80-х. Являющиеся представителями других направлений, многие игры того времени все же содержали в себе отдельные элементы, которые позже стали фундаментом для нового жанра.

История зарождения жанра Survival Horror

Nostromo (1981)

Самые первые отголоски хорроров были найдены Nostromo, разработанной японским студентом Акирой Такигучи, вдохновленным фильмом 79-го года «Чужой». В Nostromo игроку необходимо сбежать с космического корабля, попутно собрав нужные предметы. В случае провала, вас растерзает монстр, что, по сути, является квинтэссенцией жанра.

К сожалению, о Nostromo можно судить только по словам очевидцев, ибо игра была выпущена только в Японии и быстро забыта.

История зарождения жанра Survival Horror

Haunted House (1981)

Зато можно оценить Haunted House, выпущенный в том же году.

Конечно, с графикой времен Atari 2600 Haunted House по умолчанию не могла заставить игрока нервничать. Дух хоррора был, пожалуй, только в названии. Другое дело, что в то время игрокам хватало и этого, так что простой геймплей в духе «не дай себя поймать» был принят на ура.

История зарождения жанра Survival Horror

Забавно, но спустя 29 лет у игры появился официальный сиквел. Atari выпустила новую версию Haunted House у которой с оригиналом общего было опять же только название.

История зарождения жанра Survival Horror

3D Monster Maze (1982)

Получив в подарок на 37-летие компьютер Sinclair ZX81, программист Малькольм Эванс решил протестировать его, написав простую игру. Спустя некоторое время его эксперимент превратился в 3D Monster Maze. Игру, в которой ваша задача — найти выход из лабиринта и не нарваться на… Тираннозавра Рекса.

История зарождения жанра Survival Horror

Хотя к этому моменту Эванс успел поработать в Министерстве обороны Англии над спутниками и истребителями, полученная игра заинтриговала его. В скором времени, по совету друзей Малькольм основал свою игровую компанию и стал одним из пионеров 3D в индустрии.

Что касается самой игры, то с точки зрения хорроров в ней неплохо реализовано ощущение преследования героя монстром. То самое ужасное чувство, когда в Amnesia: the Dark Descent ты с видом от первого лица убегаешь от невидимого преследователя, кажется, зародилось в 3D Monster Maze.

История зарождения жанра Survival Horror

Ant Attack (1983)

Еще одним дополнением жанра стала Ant Attack, разработанная для ZX Spectrum. Игроку необходимо спасать людей из города-лабиринта, заполоненного огромными муравьями-людоедами. Как только игрок находит жертву, и затем отводит ее в безопасное место, игра начинается заново на более сложном уровне.

История зарождения жанра Survival Horror

Притом, что безлюдный город, атакованный монстрами, в будущем станет любимой темой среди хорроров, главная ценность Ant Attack в том, что игра поспособствовала развитию не одного жанра, а геймдизайна в целом. По заявлению автора игры Сэнди Уайта, Ant Attack является «первой по-настоящему изометричной игрой», что стало шагом в развитии индустрии.

История зарождения жанра Survival Horror

Формирование канонов жанра

Это всего лишь несколько примеров того, как в играх других жанров просыпались элементы хоррора. Таким же образом, легендарный платформер Castlevania или beat ‘em up Splatterhouse помогли подготовить игрока к новому направлению просто тем, что разделяли их мрачную тематику.

История зарождения жанра Survival Horror

С конца 90-х начали выходить уже конкретные представители Survival horror, и в дальнейшем, почти каждую из них в то или иное время ознаменовывали родоначальницами хорроров. Так или иначе, следующие тайтлы сделали конкретные шаги в сторону жанра, и в итоге сформировали его каноны.

История зарождения жанра Survival Horror

Sweet Home (1989)

Первым «настоящим» хоррором считается игра Sweet Home. Символично, что разработана она под руководством Токуро Фудзивара, того самого, который ответственен за Resident Evil. В последнем Фудзивара был намерен реализовать все, что не смог воплотить в жизнь при разработке Sweet Home.

История зарождения жанра Survival Horror

Так что, ограниченный инвентарь, сеттинг в виде особняка, наполненного загадками, комнаты сохранений с ящиками для хранения предметов, несколько концовок, анимация во время открытия дверей и смерти персонажа — все это перекочевало в Resident Evil прямиком из Sweet Home.

Сама же игра тоже не является самостоятельным продуктом, а представляет собой адаптацию одноименного японского фильма.

История зарождения жанра Survival Horror

Под ваше руководство попадает съемочная команда из пяти человек, на свою голову заблудившаяся в особняке со своей кровавой историей. Пять ключевых предметов распределены между членами команды, так что выбирать, за кого играть необходимо в зависимости от сложившейся ситуации — одновременно можно передвигаться только тремя героями. Концовок в игре тоже пять, и зависят они от того, как много персонажей дойдет до финала живыми.

Интересно, что у демо Resident Evil 7: Beginning Hour тоже много общего со Sweet Home. Снова действие происходит в заброшенном доме с призраком-женщиной и трагичной историей семьи, когда-то проживающей в нем.

История зарождения жанра Survival Horror

Project Firestart (1989)

И если Sweet Home первой заложила многие фундаментальные элементы жанра, то Project Firestart сбалансировала в нем экшен и приключения.

Разработчики из Dynamix убрали лишнюю динамику из игры, существенно ограничив боезапасы, и сделав главного героя довольно слабым по сравнению с врагами.

История зарождения жанра Survival Horror

С точки зрения геймплея игра представляет собой довольно типичный сайд-скроллер — на большинстве локаций передвигаться можно лишь влево или вправо, отстреливая по пути мутантов.

Сюжетно Project Firestart немного перекликается с Dead Space, хотя вдохновением для тех времен служил, конечно же, фильм «Чужой». Главный герой также отправляется на космический корабль, с которым была потеряна связь, и натыкается на армию мутантов и сошедших с ума фанатиков.

История зарождения жанра Survival Horror

Кстати, именно в Project Firestart первый раз была реализована революционная идея подачи сюжета, через прочтение дневников персонажей. Подобный метод повествования быстро стал популярным и перекочевал в другие жанры. В качестве примера можно вспомнить тот же Bioshock.

В 2006 году был выпущен 3D-ремейк игры Эриком Хоганом.

История зарождения жанра Survival Horror

Alone in the Dark (1992)

Первый 3D-хоррор, подаривший жизнь отличной серии игр и двум сомнительным фильмам за авторством Уве Болла.

Несмотря на то, что глядя на игру, опять-таки на ум приходит Resident Evil, в Alone the Dark гораздо больше упор сделан именно на решение загадок. Многих врагов невозможно убить стандартным способом, и одолеть их получится только посредством решения определенных головоломок.

На выбор предоставляется два персонажа и цель обоих — найти старое пианино в глубинах особняка Дерсето, владелец которого покончил жизнь самоубийством.

История зарождения жанра Survival Horror

Изначально Alone in the Dark была независимым проектом французского программиста Фредерика Рейнала, до этого работавшего над 3D-платформером Alpha Waves. Задумка была довольно проста. Рейнал хотел создать приключенческую игру, наполненную монстрами, и использовать технологию Alpha Waves для создания качественных моделей персонажей.

Рейнал предпочитал свести любые диалогов между персонажами к минимуму, и для этого персонаж должен был как можно больше находиться один. Также, программист избавился от необходимости изображать электронику и коммуникации, переместив время действий игры в начало 20-го века. Собственно, его первый сценарий состоял из трех слов, хорошо отображающих как игру, так и сам жанр: «Get out alive!».

История зарождения жанра Survival Horror

Вскоре в команду пришли аниматор, 2D-художник и композитор и через некоторое время первый прототип под названием «In the Dark» был готов.

История зарождения жанра Survival Horror

D (1995)

На этот раз, набирающий популярность жанр предстал перед игроками в новой форме, в лице интерактивного кино.

Согласно сюжету, девушка по имени Лора отправляется на поиски своего сошедшего с ума отца, попутно выясняя свое страшное, давно забытое прошлое.

Игра состоит из двух часов блужданий по пустому замку с видом от первого лица, регулярно сменяющегося небольшими кат-сценами передвижений. Загадок немного, и все они достаточно легкие, так что лимит в виде двух часов на прохождение не имеет значения. В D есть три концовки, а вся история рассказывается через флешбеки.

История зарождения жанра Survival Horror

Главный дизайнер Кенджи Ино вспоминает:

«Когда я работал над D, в ней практически не было сюжета. Игра была практически закончена и для того, чтобы добавить историю, мне пришлось вставить много флешбэков. Среди них было достаточно кровавых сцен, в том числе сцен каннибализма».

Возникает вопрос, каким образом Ино избежал цензуры? Как оказалось, геймдизайнер отправил издателям «чистую версию», а когда игра была утверждена, подменил мастер-копию игры перед отправкой на производство.

История зарождения жанра Survival Horror

Трюк сработал, но карма ударила в ответ. Когда D набрала популярность, и был запланирован релиз на PlayStation, по непонятным причинам Sony решила отдать приоритет другим тайтлам. В итоге, несмотря на то, что количество предзаказов на D превышало 100 тысяч, компания выпустила только 28 тысяч копий.

Ино настолько был оскорблен действиями Sony, которые, по сути, уменьшили в несколько раз его прибыль, что все дальнейшие проекты геймдизайнер выпускал исключительно на приставках компании Sega.

История зарождения жанра Survival Horror

Clock Tower (1995)

Clock Tower стала одной из самых популярных хоррор-серий 90-х. Первая часть была выполнена в виде классического квеста «point-and-click» со сбором предметов и тщательным изучением локаций. Необходимая динамика добавляется «режимом паники», который включался во время появления врагов. А точнее — врага.

На протяжении всей вас будет преследовать10-летний мальчик с огромными ножницами, сын владелицы приюта, в котором и оказалась главная героиня Дженнифер.

История зарождения жанра Survival Horror

Одним из главных вдохновений для Clock Tower стали работы режиссера Дарио Ардженто, а конкретно — фильм «Феномен». Главный дизайнер игры Хифуми Коно хотел, чтобы в Clock Tower ощущалась атмосфера подобных фильмов, и выполнил игру в определенном визуальном стиле, сочетающем в себе яркие цвета на фоне туманного задника.

История зарождения жанра Survival Horror

Нелинейности сюжета может позавидовать любая современная адвенчура. В Clock Tower возможно получить девять разных концовок, что совершенно не типично для квестов. Кстати говоря, в половине из них Дженнифер умирает.

Интересно то, что, несмотря на значительный коммерческий успех, Clock Tower никогда официально не выходила за пределами Японии. Тем не менее, умелые и искушенные фанаты не смогли с этим смириться и перевели игру.

История зарождения жанра Survival Horror

***

Были и другие серьезные представители жанра, вроде Doctor Hauzer, но в основном они скорее закрепляли найденное, чем добавляли что-то новое.

В 1996 выйдет Resident Evil, и тем самым даст старт новой волне хорроров, которая считается «Золотым периодом» жанра. Такие серии, как Silent Hill, Dino Crisis, и уже не раз упомянутая «Обитель зла», окончательно выведут жанр в мейнстрим, прежде чем он опять начнет сливаться с экшеном.

История зарождения жанра Survival Horror

Автор — outadimes