Обзор Returnal. День сурка

  Returnal
Разработчик Housemarque
Издатель Sony Interactive Entertainment
Официальный сайт housemarque.com
Дата выхода 30 апреля 2021 года
Жанр Шутер от третьего лица, roguelike, bullet hell

30 апреля вышел Returnal — первый полноценный эксклюзив для PlayStation 5. Игру разрабатывала малоизвестная финская студия Housemarque, авторы нишевых, но популярных Alienation и Nex Machina. До Returnal ребята делали скромные по бюджету rougelike или bullet hell-игры, а иногда то и другое вместе. Новинка не стала исключением по жанру, но получила относительно серьезный бюджет. Спасли ли деньги игру от узконаправленности и оправдывает ли она свой полный ценник, как другие ААА-проекты, читайте в обзоре ниже.

Returnal

Сюжет Returnal начинается с неизвестного сигнала на загадочной планете Атропос, который принимает пролетавшая мимо астронавт Селена. Она решает проверить источник, но на подлете терпит крушение в этом древнем мире.

Девушка остается без связи и отправляется на поиски источника сообщения. Атропос оказывается недружелюбным, но красивым местом. Здесь много гигантских монолитных сооружений, опасных звероподобных обитателей поменьше и различных хтонических тварей побольше. Тут много ловушек, паразитов, артефактов и турелей. Все это пытается убить Селену и у них это отлично получается.

ReturnalReturnalReturnal

Погибнув раз, героиня просыпается возле корабля, а пройдя дальше находит свое мертвое тело. Оказывается, она застряла тут давно, время зациклилось и после каждой смерти возвращает ее в эту точку. Но теперь память понемногу адаптируется и запоминает события с предыдущих неудач. Осталось дело за малым — постараться не умереть в 100500 раз, понять, что тут происходит и выбраться из петли времени.

Returnal

Кроме фишки из «Дня сурка» сценаристы примешали в историю Returnal элементы психологического хоррора. Исследуя локации Селена находит дом из своего детства, а в нем быт ХХ века и странных обитателей, которые связаны с прошлым. Все это как-то пересекается с временной ловушкой и подается маленькими порциями по ходу игры, постепенно раскрывая сюжет.

Сначала история затягивает и заставляет копаться в деталях, делая предположения и ожидая новых подсказок. Но со временем от такой подачи сюжета устаешь и хочется, чтобы рассказ был не таким рваным и строго дозированным, а цельным и прямолинейным. «Рогалики» и «буллет хелл» игры почти всегда не про сюжет, а пример прошлогоднего хита Hades исключение из правил. Но видно, что в Returnal истории уделяли много времени при создании, просто увлеклись и переборщили с подачей.

Returnal

И все же главное тут геймплей и вот его уже делали мастера. Returnal — сложный и красивый rougelike-шутер с тактильным управлением и выверенными механиками. Правда, часть этого сделало игре медвежью услугу, но давайте начнем с хорошего.

Returnal затягивает почти мгновенно. При этом у игры далеко не попсовая основа геймплея — после каждой смерти героиня появляется в самом начале без всего нажитого непосильным трудом. Оставляют эссенцию с убитых врагов — вариант местной валюты — а также предметы, полученные по сюжету и от боссов уровней. Например, второе оружие меч и крюк-кошка для быстрых перемещений по локациям. Все остальное, включая прокачанный ствол, апгрейды и усиления, пропадает.

ReturnalReturnal

У Returnal невероятные ощущения управления. Игра по полной раскрывает возможности геймпада Dualsense, а разнообразная вибрация помогает «рисовать» мир. На контроллер передаются не только получаемые героиней удары или попадания, отдача оружия или увороты. Геймпад отражает капли дождя и шаги, прыжки и другие движения персонажа. Все это сопровождается звуками из встроенного динамика и помогает еще больше погрузиться в прохождение. Если вы, конечно, не играете в наушниках.

Returnal

Планета Атропос или та ее часть, что показана в игре, поделена на пять биомов — местных вариантов локаций. У каждого из них свой вид и условия, отдельный босс и состав противников. Уровни игры представляют собой карты разных размеров — от небольшой комнаты с сундуком или камерой регенерации, до огромной площади или частично открытого пространства с инопланетными монолитам, статуями и неизвестными конструкциями.

ReturnalReturnalReturnal

Боевая система Returnal — классический Bullet Hell. Это когда каждый из множества противников запускает в героя тонны снарядов, сгустков плазмы и смертельной энергии. Вокруг еще расставлены турели, а карта хоть и трехмерна, но все же ограничена по площади, поэтому приходится постоянно двигаться, отстреливаться и продумывать действия наперед.

В Returnal не выйдет стоять на месте и стрелять в кого-то одновременно. Враг отвечает героине огнем не меньше, чем она ему, поэтому лучше чередовать стрейфы и перебежки, прыжки и перемещения в другие концы карты с помощью крюка. А еще немного помогает прятаться за укрытиями, но почти все они быстро ломаются.

ReturnalReturnalReturnal

Умирает Селена за три-четыре попадания. Но это без найденных улучшений в виде артефактов или местных паразитов. С ними же количество здоровья повышается, броня усиливается и накладываются пассивные умения. Например, бонус к урону, повышение защиты и прочее.

И если в найденных артефактах подвоха нет, то паразиты его имеют. Если прицепить такого на скафандр, он дает какой-то положительный бонус. Но вместе с этим есть шанс получить и что-то плохое. У персонажа начнет понижаться здоровье от каждого поднятого предмета, или станет разрушаться броня и так далее. Негативный эффект паразита можно снять, выполнив разные условия — убить пять врагов, найти нужный предмет, использовать ключ и прочее. При каждом убийстве монстра на героиню тоже накладывается дополнительная полезная пассивка, но стоит пропустить один удар и бонус исчезает.

ReturnalReturnal

С основным оружием тоже не сильно разгуляешься. Пусть и с инопланетным дизайном, оно здесь максимально стандартное: пистолет дробовик, автомат, ракетница и нечто вроде плазмагана. Помимо основного огня, у каждой пушки есть более сильный альтернативный. Естественно, перезарядка у него намного дольше, а эффект мощнее. Видов альтернативного выстрела бывает много и разбросаны они на карте, как артефакты. Перезарядки и патронов у пушек нет, ведь героиня использует инопланетное оружие. Но оно перегревается, о чем сообщает специальный индикатор. А если вовремя нажать на R2, то оно проходит быстрее.

ReturnalReturnal

Помимо сильной шутерной составляющей, на первое место в Returnal выходит «рогалик». На мой взгляд, именно этот вариант жанра, игру только портит, ведь разработчики хоть и сделали поблажки геймерам, но вместе с ними допустили и две ошибки. Во-первых, здесь слишком много надо умирать и проходить все заново без значительных изменений. Да, это такой жанр, но в тех же Hades или The Binding of Isaac каждый следующий раз персонаж становится сильнее, обрастает пассивками и получает шанс пойти дальше в совершенно другом билде и с новым оружием.

В Returnal Селена никак не прокачивается по ходу игры, не считая базовых допвещей типа упомянутого выше крюка и меча. Ни сохраняющихся пассивок, ни чего-то подобного не оставляют Игру буквально приходится начинать с пустыми карманами и в тех же, пусть и расставленных в другом порядке, локациях, а успешность очередного забега зависит от рандома и прямых рук. Но от первого больше.

ReturnalReturnalReturnal

Повезет и на третьей карте найдется автомат или плазмоган, а потом парочка неплохих артефактов и паразитов с нестрашными отрицательными эффектами. Так можно пройти много комнат и даже дойти до босса, и, о чудо, его положить. После такой победы игра позволяет проскакивать пройденные этапы и начинать не с самого начала, а сразу после убийства главной твари уровня. Но даже такой «легонький» забег занимает час или два, а то и больше.

Но чаще не везет: из сундука достается пистолет без бонусов или с какой-то ерундой, артефакты посредственные, а у паразитов безумные проклятия с невыполнимыми условиями по сбрасыванию. Поэтому путь до одного из пяти боссов превращается в адские муки и раздражения.

ReturnalReturnalReturnal

Returnal — не веселая развлекушка. Игра требует от геймера серьезного скилла и в ней будет комфортно именно таким людям. Я знаю ребят, которые прошли первого босса без смертей, а до второго с тремя. Но таких единицы и это фанаты жанра. Я умер раз десять, а то и больше в первом случае и дофига во втором. А потом это были бесчисленные смерти и настоящий «День сурка» из фильма. Только вот весельем это можно назвать с натяжкой.

Returnal невероятно атмосферна и вовлекает своим визуалом. В зависимости от локации с разноплановой стилистикой, меняется и настроение игры. Привлекает дизайн сооружений и уровней, рядовых монстров и каждого из пяти боссов. Все это явно вдохновлено, как минимум работами художников Гигера и Бексинського, хтоническими существами, древней мифологией, классикой космической фантастики и многим другим.

Returnal

У игры отличная детализированная графика, частота кадров 60 fps, современное разрешение до 4К и трассировка лучей. Ожидать чего-то другого от эксклюзивного некстгена не приходится и в этом плане она не разочаровывает.

ReturnalReturnalReturnal

До релиза журналисты сталкивались с вылетами, что при местной системе автосейвов, критично. Начнем с того, что их тут нет, а проскакивать биомы можно только после расправы над каждым следующим боссом и если где-то между этим вас выкинет, то начинать придется заново. А даже если сбоя не случится, то не вздумайте выключать консоль полностью или запускать другую игру во время прохождения. Только спящий режим и Returnal. А иначе что? Правильно, придется начинаться заново.

Музыка хоть и добавляет атмосферности, но здесь можно было бы сделать нечто более глубокое и мрачное. Я специально слушал саундтреки отдельно и это неплохая музыка. Но по сравнению с отличным визуальным стилем, она до него не дотягивает по уровню. Но как фон для игры пойдет. Озвучка полная и на русском. Украинского нет, да и выбрать оригинальную тоже нельзя. Только субтитры. Ошибок и опечаток в текстах не встречал. Голоса подобраны адекватно.

Returnal — полноценная игра нового поколения со своими плюсами и минусами. Из первых выделяются потрясающий визуальный стиль, атмосфера и отличная реализация возможностей Dualsense. Ко второму относится полный ценник, как за настоящую ААА-игру, то есть 2299 гривен и выше.

ReturnalReturnalReturnal

Но Returnal не такая. Это дорогой и красивый «рогалик», создателям которого дали шанс одними из первых сделать полноценный эксклюзив для PlayStation 5. Вышло у них хорошо, но сколько денег ни вбухай в rougelike-проект, он от этого не станет приключенческим экшеном, королевской битвой или популярным выживастиком. Конечно, если вы любитель чего-то подобного, то Returnal однозначно стоит своих денег, подарит море эмоций и впечатлений. Но если вы не знакомы с «буллет хеллами», не готовы страдать и постоянно умирать, вас не спасут ни нормальный сюжет, ни красивая картинка, ни атмосфера, ни приличная стрельба. А все это тут есть. Да и ценник отпугнет сразу. Поэтому, возможно, стоит подождать скидок или не брать совсем.

Наша работа возникла из-за любви к железу!