На прошедшей E3 помимо долгожданной The Elder Scrolls 6 Bethesda анонсировала Fallout 76, которая станет приквелом к их постапокалиптической серии.

История линейки Fallout демонстрирует тот редкий случай в игровой индустрии, когда культовый продукт уходит от отцов основателей, но попадает в нужные руки, способные посмотреть на франшизу свежим взглядом, при этом отдавая должное тем нюансам, за которые серию и полюбили игроки.

История разработки Fallout

Fallout (1997)

Интересно, что если бы в 1993 году Electronic Arts согласилась отдать Interplay Productions права на Wasteland, то, возможно, никакой Fallout бы и не было, ведь изначально геймдизайнер Тим Кейн планировал заняться разработкой сиквела нашумевшей RPG. В итоге было решено использовать опыт Wasteland при создании оригинальной игры.

История разработки Fallout

За полгода Кейн в одиночку разработал будущий движок Fallout, а в 1994 к работе начали подключаться коллеги. К 1996 году команда выросла до 30 человек и стала отдельным подразделение Interplay под названием Black Isle Studios.

Команда Кейна готова была работать с чем угодно, но не с фэнтези. Вокруг и так можно было наблюдать десятки игр в стиле D&D, и Black Isle Studios хотела предложить игрокам что-то свежее.

История разработки Fallout

Несмотря на прародителя в виде Wasteland, с каждым днем разработки Fallout становилась все более и более самородной. Разработчики изучили немало тайтлов и перебрали разные сеттинги, прежде чем остановились на США в альтернативном будущем. В будущем, в котором до сих пор используются технологии 50-х, а транзисторы были изобретены лишь за десять лет до конца света. Ведущие страны мира начали войну за ресурсы и в 2077 году одновременно ударили друг по другу ядерными залпами. Правительство США сумело укрыться на нефтяной вышке в Тихом Океане и сохранило часть технологий человечества.

История разработки Fallout

Уже в первой Fallout можно найти отличительные черты серии, которые будут обыгрываться в последующих частях. Одной из них являются так называемые убежища («Vaults»). По сюжету, незадолго до ядерного удара США заказала производство 122 убежищ, в каждом из которых могло спастись до тысячи человек. Однако позже выяснилось, что компания Vault-Tec Industries, производящая убежища, использовала их для проведения разных экспериментов. В результате некоторых из них на поверхность послевоенной Америки вырвались толпы монстров.

В 2161 году в одном из таких убежищ под номером 13 и начинает свой путь главный герой игры, которому поручают за 150 дней отыскать на поверхности водный чип, прежде чем жителям убежища придется утолять жажду радиоактивной водой.

История разработки Fallout

Другим знаковым элементом серии стал улыбающийся блондин в синем комбинезоне Vault Boy, символизирующий рядового и обязательно довольного жизнью жителя убежища. Vault Boy был придуман Леонардом Боярским, а за его основу был взят Богатый Дядя Толстосум из Монополии.

Конечно же, нельзя забывать и о Pip-Boy, карманном компьютере персонажа, на котором игрок может посмотреть все, начиная с карты, и заканчивая квестами и видеороликами.

История разработки Fallout

Что касается самой игры, то она представляет собой изометрическую RPG в 2.5D с пошаговой боевой системой. Во время сражений используются очки, количество которых определяется характеристиками персонажа, а также есть возможность выбрать конкретную часть тела противника для нанесения удара. Изначально за развитие персонажа отвечала система GURPS, придуманная Стивом Джексоном. Однако в какой-то момент Джексону не понравился уровень жестокости в игре, и он отозвал лицензию на использование своей системы.

История разработки Fallout

Недолго думая, Black Isle Studios заменили ее на свою собственную, которую они назвали SPECIAL, где каждая буква названия отвечает за определенный навык (Сила, Восприятие, Выносливость, Харизма, Интеллект, Ловкость и Удача). Также каждые три уровня игрок мог выбрать «Перк», умение, свойственное именно вашему персонажу. С помощью перков игрок мог научиться бесшумно бегать, получить новые варианты развития диалогов, лучше видеть в темноте и многое другое. Кстати, Fallout стала одной из первых игр, в которых можно создать своего персонажа.

История разработки Fallout

При разработке Fallout Кейн и команда придерживались определенных правил, которые стали фундаментом серии. Во-первых, у игрока должна быть возможность решать задачи разными способами. Во-вторых, в Fallout не должно быть бесполезных навыков. В-третьих, вселенная должна быть приправлена добротным черным юмором. В-четвертых, игрок может проходить Fallout так, как посчитает нужным. И, наконец, в-пятых, действия игрока должны иметь свои последствия.

Убивать в игре можно было кого угодно, даже детей, из-за чего в какой-то момент Fallout запретили продавать в Европе. Времени на корректировку кода совсем не было, и разработчики решили проблему очень просто — они просто вырезали спрайты детей из игры.

История разработки Fallout

Fallout 2 (1998)

К сожалению, несмотря на успешный дебют, вторая часть разрабатывалась уже не в оригинальном составе разработчиков. Тим Кейн и Леонард Боярский не сумели найти общий язык с руководством Interplay и покинули студию. Вместе с Джейсоном Андерсоном они основали Troika Games, известную в индустрии своим хитом Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

Несмотря на успех первой части у критиков, денег компании она принесла совсем немного, и Interplay хотела как можно быстрее исправить ситуацию сиквелом. В итоге на создание Fallout 2 было выделено лишь полтора года, что на два года меньше разработки дебютного тайтла.

История разработки Fallout

Чтобы успеть закончить игру в срок, Black Isle Studios была разделена на несколько команд, каждая из которых отвечала за свой кусок карты. Невероятным образом в итоге все это соединилось в одну целостную игру, напоминающую расширенную версию первой Fallout.

Сложно представить, что за полтора года можно было добиться существенных изменений. В Fallout 2 мы видим практически тот же геймплей, но мир стал масштабней, проработанней и интересней. Хотя нельзя не отметить, что в игре стало куда больше жестокости, секса, наркотиков и политики.

История разработки Fallout

События Fallout 2 развиваются через 80 лет после первой части. За это время главный герой Fallout основал деревню Арройо, а через некоторое время бесследно исчез. Сейчас же деревня находится на грани гибели, и игроку в лице потомка основателя Арройо поручено найти GECK, устройство, которое позволяет жителям убежищ выжить на поверхности.

Нехватка времени на тесты и 100-часовые рабочие недели дали о себе знать, наполнив Fallout 2 багами под завязку. Тем не менее, критиков это не смутило, и они наперегонки начали раздавать Fallout 2 оценки «10/10», что, к сожалению, не спасло игру от провала в плане продаж.

История разработки Fallout

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (2001)

Выпустив вторую часть, студию покинул основатель компании Брайан Фарго. После продажи большей части Interplay компании Titus Software, продолжение серии было поручено разработать австралийцам из Micro Forte.

В Fallout Tactics: Brotherhood of Steel вы не найдете привычной свободы действий и множество городов для исследования. Вы представляете интересы одной из фракций мира Fallout под названием «Братство Стали», которое выступает хранителями науки и довоенных знаний в принципе, и состоит из потомков ученых и военных.

История разработки Fallout

Игра на этот раз выполнена в жанре тактической RPG, где вы должны формировать и зачищать локации от противников. Много времени игрок проводит в бункере «Братства Стали», где и получает задания.

Боевая система стала сложнее и предлагает на выбор три режима, в том числе тот, что был использован в первых двух частях серии.

История разработки Fallout

Фанаты и разработчики из Bethesda предпочитают не считать Fallout Tactics каноном, ввиду сомнительного сюжета тайтла. В очередной раз разработчиков ждал финансовый провал, несмотря на положительные отзывы критиков.

История разработки Fallout

Fallout: Brotherhood of Steel (2004)

В декабре 2003 Interplay уволила всю команду разработчиков Black Isle Studios, не дав ей тем самым завершить то, что должно было стать Fallout 3 и разрабатывалось под кодовым названием «Van Buren».

Новое руководство Interplay могло оставить серию в покое, но решило попробовать еще раз в виде Fallout: Brotherhood of Steel, разработанной для PS2 и Xbox, и по какой-то причине названной практически также, как и ее предшественница.

История разработки Fallout

В целом, фанаты серии никогда не вспоминают эту часть линейки. 3D beat ‘em up с видом сверху ушел слишком далеко от эстетики серии, не говоря уже о геймплее. Посредственная графика и скучные диалоги лишь усугубляли проблему.

История разработки Fallout

История разработки Fallout

Fallout 3 (2008)

Когда Interplay покинул основной инвестор Titus Software, компания оказалась на грани банкротства. Чтобы как-то исправить положение, Interplay решила продать права на серию Fallout, и к счастью, покупателем стала компания, которая общалась на «ты» с запоминающимися мирами — Bethesda Softworks.

История разработки Fallout

Работа над третьей частью началась в 2004. Так как в то время компания активно занималась созданием Oblivion, на разработку Fallout 3 было выделено совсем немного сотрудников. Разработчики использовали некоторые наработки проекта Van Buren и перенесли место действия из Калифорнии на юг США, а конкретно в Вашингтон.

Главным нововведением серии стал переход в полное 3D и, конечно же, вид от первого лица. В каком-то смысле фанаты серии уже давно мечтали посмотреть на любимый мир под другим углом, но сделать это надо было достойно. Bethesda справилась с задачей, судя по отзывам критиков и игроков по всему миру.

История разработки Fallout

Все, что сделало Fallout такой, какой ее любят было на месте. Фирменный ретрофутуризм, система SPECIAL и перки. Новая модель карманного компьютера Pip-Boy 3000 переехала на предплечье игрока. Также на месте оказалась свобода действий, последствия которых теперь еще больше влияли на мир, придавая значения параметру «Карма».

История разработки Fallout

Интересно то, что Bethesda попыталась перенести и легендарную боевку серии, несмотря на вид от первого лица. Разработчики создали систему V.A.T.S., которая позволяет выбирать части противника и очередность выстрелов по ним.

История разработки Fallout

Что касается сюжета, то события развиваются в 2277 году, а игрок выступает одним из жителей убежища 101, которому в 19 лет приходится выйти на поверхность, чтобы найти своего отца, который покинул убежище по неизвестной причине.

История разработки Fallout

Игра была разработана на том же движке, что и Oblivion, что позволило разработчикам представить в Fallout 3 систему подробной настройки внешности персонажа.

Сразу после релиза стало понятно, что Fallout попала в надежные руки — за первую неделю было продано почти 5 миллионов копий.

История разработки Fallout

Fallout: New Vegas (2010)

После успешного релиза Fallout 3 Bethesda бросили основные силы на разработку их главного хита The Elder Scrolls: Skyrim, но компания не хотела надолго оставлять Fallout в стороне. Для разработки следующего тайтла Bethesda обратилась не к кому-то, а к Obsidian Entertainment, которая была основана несколькими ключевыми разработчиками из Black Isle Studios.

История разработки Fallout

События игры развиваются всего через четыре года после Fallout 3, но никак не пересекаются с предшественницей. Протагонистом выступает курьер, который отправляется в послевоенный Лас-Вегас, удивительно сохранившийся, если сравнивать с другими городами Америки. В какой-то момент его грабят, и теперь ему необходимо отыскать потерянную посылку.

История разработки Fallout

Так же, как и в ситуации с Fallout 2, Obsidian было отведено всего полтора года на разработку игры. В итоге в New Vegas с одной стороны легко узнается Fallout 3, но в то же время Obsidian удалось сделать из нее нечто другое, и многие фанаты до сих пор считают New Vegas лучшей частью линейки.

История разработки Fallout

Obsidian вернули систему репутации среди фракций. Были добавлены новые перки, оружие и навык «Выживание», позволяющий дольше обходиться без еды и питья. Система V.A.T.S. была улучшена, равно как и вид от третьего лица. Кстати, поместив персонажа в «город грехов», разработчики позволили ему испытать удачу в азартных играх.

Несмотря на приличные продажи, New Vegas снискала не самые лучшие отзывы критиков, и все из-за огромного количества багов, которые на этот раз публика не смогла обойти стороной

История разработки Fallout

Fallout Shelter (2015)

Fallout Shelter, по сути, представляет собой один из элементов грамотной рекламной кампании четвертой части. Бесплатная игра для iOS и Android, а позже и для PC, которая позволяет вам взять на себя руководство одним из убежищ серии.

История разработки Fallout

Вам необходимо непрестанно следить за развитием убежища во всех направлениях и за качеством жизни его обитателей, которые все как один похожи на классического Vault Boy. Достаточно ли им воды и пищи? Все ли в порядке с электроэнергией? Чтобы поддерживать популяцию убежища, необходимо принимать незнакомцев из Пустоши и способствовать деторождаемости, не забывая при этом отбиваться от атак рейдеров и мутировавших монстров.

История разработки Fallout

Bethesda включила в игру микротранзакции, которые призваны немного упростить игровой процесс, но компания постаралась сбалансировать геймплей таким образом, чтобы можно было обходиться и без покупок за реальные деньги.

История разработки Fallout

Fallout 4 (2015)

На этот раз игра начинается еще до ядерной атаки в 2077 году. Будучи случайно выбранным компаний Volt-tec в качестве жителя одного из убежищ, главный герой успевает скрыться в нем буквально за секунду до конца света. В убежище семью протагониста замораживают в криогенных камерах, но позже двое неизвестных похищают сына героя, а его жену (или мужа) убивают. Проснувшись в 2287 году, вы отправляетесь в пустошь, чтобы отомстить и отыскать своего сына.

История разработки Fallout

У поклонников серии сложилось неоднозначное отношение к четвертой части. Разработанная на том же движке, что и Skyrim, она с одной стороны, наконец, показала Пустошь во всей своей красе, но с другой стороны, как будто лишила поклонников какой-то магии.

История разработки Fallout

Впервые за всю серию главный герой заговорил, однако вместе с этим были существенно упрощены диалоги. Разработчики убрали из игры «Карму». Теперь миру стало все равно, насколько вы плохой или хороший, если не считать отношение фракций.

Большим нововведением стала детальная кастомизация оружия и строительство, как собственного дома, так и целой общины.

История разработки Fallout

История разработки Fallout

Стремление Bethesda вывести игру в мейнстрим привело к тому, что система прокачки персонажа была изменена и был убран лимит, ограждающий игрока от того, чтобы стать настоящим террором Пустоши… и потерять интерес к игре.

История разработки Fallout

За что Fallout 4 хвалили, так это за компаньонов. Теперь ваши спутники не только формировали к вам индивидуальное отношение, но и могли взаимодействовать с окружением, если это было необходимо, взламывая двери и терминалы, и предлагали дополнительные перки.

Несмотря на то, что игра на этот раз понравилась далеко не всем, продажи говорят об обратном — 1,2 миллиона копий за первый день.

История разработки Fallout

История разработки Fallout

***

Fallout 76 выйдет 14 ноября 2018 года, и, пожалуй, главным ее нововведением станет онлайн-составляющая и отсутствие сингловой кампании. Несмотря на возможность играть в одиночку, на следующий день после пресс-конференции была создана петиция с просьбой добавить одиночное прохождение, которая набрала уже более 11 тысяч подписей.

В любом случае в Fallout 76 нас наверняка ждет новый огромный мир и свежий взгляд на любимую серию.