В декабре 2016 на PC вышла уже третья часть полюбившейся игрокам Ultimate Marvel vs. Capcom, а в марте игра добралась и до Xbox One. Как оказалось, чем больше перемешаны вселенные, тем интересней устраивать между ними соревнования. Ultimate Marvel vs. Capcom является далеко не первой попыткой Capcom устроить кроссовер в рамках файтинга. До этого почву прощупывал Marvel Super Heroes vs. Street Fighter, а еще раньше — X-Men vs. Street Fighter. Конечно же, нельзя не упомянуть и одну из самых хитовых игр Nintendo — линейка Super Smash Bros. для многих является любимой игрой для вечеринок и до сих пор помогает компании существенно увеличивать продажи своих консолей.
Но, несмотря на прочную связь между кроссоверами и файтингами, не стоит забывать, что слияние разных франшиз успешно реализуются и в рамках других жанров видео игр.
Battletoads & Double Dragons (1993)
Создавая Battletoads & Double Dragons, разработчики особо не заморачивались над причинно следственной связью этого альянса. Наперекор любой логике они соединили двух королей жанра beat ‘em up, перемешав их героев и злодеев. Согласно сюжетной завязке, главный антагонист Battletoads, Темная Королева объединилась с бандой «Темных воинов» из Double Dragon с целью захватить галактику. По такому случаю сплотились и главные герои франшиз, тем самым предоставив на выбор игроку целых пять персонажей: трех гигантских лягушек и двух братьев, Билли и Джимми.
Несмотря на присутствие в игре последних, Battletoads & Double Dragons всеми силами напоминает очередной сиквел Battletoads. В принципе, это не удивительно, если учесть, что игра была практически полностью разработана компанией Rare, автором «боевых лягушек». Компания Technos же практически не участвовала в создании тайтла и просто позаимствовала несколько персонажей из вселенной Double Dragons.
В итоге не покидает ощущение, что роль «драконов» в игре не выходит за рамки камео. Гонки на мотоциклах, бесконечные спуски по веревкам, выпученные глаза при виде боссов, равно как и высокая сложность — все это пришло из Battletoads.
Как бы там ни было, игра удалась на славу и была номинирована на кучу наград.
RoboCop vs The Terminator (1993)
В 1992 автор «Города грехов», американский иллюстратор Фрэнк Миллер выпустил ограниченным изданием комикс RoboCop vs The Terminator. На страницах всего четырех выпусков Робокоп борется со Skynet после того как узнает, что безжалостный искусственный интеллект был основан на его технологиях.
Годом позже Virgin Games выпустила игру, основанную на этих событиях. Притом, что версии NES и Mega Drive сюжетно отличаются друг от друга, основа у них одна и та же. Игрок выступает в лице Робокопа и, уничтожая толпы всевозможных терминаторов, пробирается к сердцу Skynet, чтобы положить конец геноциду человечества.
Популярней всего оказалась версия для Sega, продемонстрировавшая новые возможности приставки и даже получившая звание «Самой кровавой игры» в 1993. RoboCop vs The Terminator ругали за недостаток динамики, за чрезмерную сложность и за отсутствие возможности играть за Терминатора, несмотря на намекающее на это название. Хвалили же за графику и за продуманный сюжет, который, по мнению многих критиков достоин экранизации гораздо больше еще одного кроссовера 90-х — Aliens vs Predator.
Aliens vs Predator (1999)
Вообще, «дружба» Чужих с Хищником началась очень давно. В 1990 их противостояние попало на страницы комиксов Dark Horce Comics примерно тогда же, когда вышел фильм «Хищник 2» со знаменитой сценой, в которой протагонист находит комнату трофеев инопланетного охотника, среди которых видит череп Чужого.
Первой же видеоигрой стала тайтл Alien vs Predator для NES в 1993. Игра является типичным beat ‘em up, довольно бедным по сравнению с конкурентами того времени, в котором игрок в роли Хищника уничтожает полчища Чужих.
Гораздо более интересной оказалась версия 1999-го года, выпущенная для PC. В ней с видом от первого лица можно было сыграть не только за Хищника или человека, но и за Чужого. При этом у каждой стороны имелись свои плюсы и минусы, что не давало выбрать заведомо выигрышный вариант. Все это превратило Alien vs Predator в отличный хоррор с довольно инновационным подходом к геймплею.
Kingdom Hearts (2002)
Пожалуй, удивительней самой идеи Kingdom Hearts только то, что она удалась. Мало кто представлял каким образом можно соединить миры Final Fantasy со вселенной Disney, где господствуют Микки Маус, Дональд Дак и… Гуфи. А ведь союз Square Enix и Disney не просто стал успешен, а превратился в дорогую сердцам игроков серию, третью часть которой ждет вся индустрия уже больше десяти лет.
Такой успех обеспечен, в первую очередь благодаря серьезному подходу разработчиков. Проект изначально задумывался как полноценная игра, а не рискованный эксперимент. Несмотря на несочетающиеся на первый взгляд вселенные, авторы постарались изо всех сил выстроить адекватный сюжет, гармонично соединяющий две линейки вместе.
В результате перед нами отличная сказочная RPG с элементами экшена, рассказывающая про враждующих между собой «Бессердечных» и «Несуществующих», а также о различных мирах, у каждого из которых по легенде Kingdom Hearts есть свои сердца. Путешествуя по этим мирам и встречая персонажей из двух франшиз, игрок в роли паренька Сора ищет пропавших друзей и уничтожает «Бессердечных» своим Ключом-Клинком. Любителям теплых красочных сказок рекомендуется.
Mario & Sonic at the Olympic Games (2007)
После того как Sega проиграла консольную войну и сконцентрировалась исключительно на играх, компания начала сотрудничество с Nintendo и выпустила гоночный симулятор F-Zero GX. Настало время зарыть топор войны между Марио и Соником. И кто бы мог подумать, что сделать это решат на спортивной олимпийской площадке. Изначально обсуждались и другие варианты сеттинга, но полученная компанией Sega, лицензия на игру по Олимпиаде в Пекине расставила все на свои места.
Несмотря на союз разработчиков, игра была разработана в основном силами Sega, но что немаловажно под руководством Сигэру Миямото из Nintendo.
Игроку предлагается довольно большой выбор дисциплин, в которых можно посоревноваться с любимыми героями. Помимо легкой атлетики, плавания и гребли на байдарках, игрокам выпадает возможность испытать силы Соника в стрельбе, фехтовании и даже в игре в настольный теннис. Изначально разработчики планировали добавить и дзюдо, но решили не усложнять.
В итоге успех игры дал возможность сопровождать каждую следующую олимпиаду новыми соревнованиями на консолях. На данный момент вышло еще четыре части, в том числе Mario & Sonic at the Rio 2016 Olympic Games на тему недавних бразильских игр.
Super Mario Crossover (2010)
Что делать если ты прожженный поклонник классических игр NES, знаешь всех персонажей по имени, а любимую Super Mario Bros. прошел вдоль и поперек? Этот вопрос стал мучить программиста Джея Павлина и вскоре он нашел ответ.
Павлина решил пустить в мир цветочных труб и попавших в беду принцесс главных героев других линеек Nintendo. С собой персонажи приносят не только внешний вид, но и свою фирменную игровую механику, чтобы расправляться с врагами привычным им способом. Оказалось, что очень здорово проходить знакомые всем уровни, на этот раз, расстреливая черепах из пулемета Билла из Contra или протыкая врагов мечом Линка из Legend of Zelda. Помимо всего прочего, Павлина добавил возможность менять внешний вид уровней, окрашивая мир братьев Марио в цвета локаций того же Metroid или Ninja Gaiden.
Super Mario Crossover была закончена за 15 месяцев и выложена на Newgrounds.com в 2010. Вдохновленный восторженными отзывами, следующие три года Павлина вместе с другими разработчиками выпускали новые версии, добавляя персонажей и скины уровней. Финальный вариант можно опробовать здесь (http://www.duelinganalogs.com/game/super-mario-bros-crossover-3-0/).
В 2012 Павлина решил выйти на новый уровень и собрал 50 тысяч долларов на Kickstarter на разработку полноценной игры на движке Unity. Несмотря на активную работу, только недавно игра под названием Glitch Strikers была одобрена Steam и летом 2017 разработчики планируют открыть ранний доступ.
Street Fighter X Mega Man (2012)
Еще одним бесплатным трибьют-кроссовером стала Street Fighter X Mega Man. На этот раз игра получила не только признание фанатов, но и поддержку со стороны официального разработчика.
Изначально автор игры, филиппинец Seow Zong Hui не планировал выводить проект за рамки работы «В стол». Тем не менее, собрав первое демо, он не мог игнорировать очевидный потенциал своей идеи и решил продемонстрировать ее Capcom.
Компания, недолго думая решила оказать разработчику всяческую поддержку и приурочила релиз бесплатной PC-версии Street Fighter X Mega Man к 25-летию обеих франшиз.
Если вы в свое время обошли стороной приключения Мегамена, то главная способность супергероя заключалась в том, чтобы забирать себе способности побежденных врагов, и каждый следующий уровень проходить с новыми атаками. Таким образом, проходя игру во второй раз появлялась возможность выработать свою стратегию и решить в каком порядке проходить уровни и каким оружием лучше убивать того или иного босса.
В своей версии филиппинский разработчик заменил оригинальных главарей на бойцов из Street Fighter, тем самым, соединив воедино две франшизы. Мегамен теперь сражается с Бланкой и Чунь-Ли, а после победы забирает себе их коронные атаки.
По словам Capcom, количество загрузок игры превзошло все ожидания — менее чем за три месяца игру скачали более миллиона раз.
***
С каждым выпущенным кроссовером игроки все больше фантазируют на тему, какие вселенные было бы неплохо соединить в рамках одной игры. В интернете ведется немало бесед о том, как отлично сочетаются Metal Gear Solid и Splinter Cell, Resident Evil и Silent Hill, Uncharted и Tomb Raider. С одной стороны подобные идеи звучат довольно безумно, но после большого успеха того же Kingdom Hearts от разработчиков можно ожидать чего угодно.
Любителям же традиционных кроссоверов в стиле «стенка на стенку» стоит дождаться Marvel vs. Capcom: Infinite, который выйдет где-то в 2017.