Clive Barker's Jericho. Бесконечная битва со злом

Клайв Баркер один из самых известных писателей ужасов. Книги автора имеют бешеную популярность в Европе и Америке. Даже Стивен Кинг однажды назвал его своим приемником. Личность, без сомнения, незаурядная, ведь кроме писательской деятельности он занимается еще скульптурой, живописью и кинематографом. Но вероятно, большинству данный человек более известен как режиссер фильма «Восставший из ада». В качестве режиссера и продюсера Баркер приложил руку еще и ко многим другим фильмам. Добрался он и до индустрии компьютерных игр. Первый опыт сотрудничества с разработчиками компьютерных игр был очень успешным. Экшн Clive Barker’s Undying завоевал множество положительных отзывов критиков и признание игроков. Новый игровой проект Clive Barker's Jericho создавался практически под полным контролем автора. Он писал сюжет для игры и лично разрабатывал дизайн монстров. Такая кропотливая работа над проектом со стороны мастера ужасов вселяла надежду на новый хит, и ценители жанра в нетерпении ожидали выхода игры, желая пощекотать свои нервы. Еще до выхода у игры возникли проблемы с присвоением возрастного рейтинга в европейских странах, где игра почти везде получила высокое возрастное ограничение от 17 лет. В Германии игру вообще запретили выпускать в версии для консолей, только для персональных компьютеров, при этом была даже запрещена реклама и размещение коробок с ней на полках. Мы же без проблем можем насладиться в полной мере творением студии MercurySteam и оценить, что же у них с Клайвом Баркером вышло.

Вначале Бог создал универсальное существо. Это был не мужчина и не женщина, оно не было ни злым, ни добрым, оно было всем и ничем, обладая могущественными способностями. Увидев возможности и силу данного существа, создатель заточил его в вечную темницу, после чего создал человечество и стал покровительствовать этой расе. Но Перворожденный не мог смириться со своей участью, чувство мести и зависти одолевали его, пока Бог игрался со своими любимыми созданиями – людьми. Он хотел вернуться в наш мир, нашу реальность, и уничтожить человеческую расу. Однажды он сумел подчинить волю шумерской царицы, заставив ее уверовать в то, что дарует ей бессмертие. Она согнала тысячи рабочих в пустыню, которые построили для нее огромный храм, после чего все они были убиты. Кровь невинных открыла портал, через который Перворожденный собирался проникнуть в наш мир. И лишь семеро человек смогли противостоять этому безумию. Семь жрецов, объединившись, закрыли портал. Они создали тайный орден, который должен был пресекать подобные попытки в будущем. Шло время, из поколения в поколение передавались тайные знания и семь избранных ждали своего часа, чтобы противостоять мощи древнего зла. Но зло всегда имело своих сторонников, и даже спустя тысячи лет находились те, кто хотел вернуть Перворожденного. Эта битва вечна и теперь она продолжается в наше время.

Современный мир погряз в войнах. Насилие и жестокость стали повседневностью. Тень грядущего апокалипсиса нависла над человечеством. Время Перворожденного близится. И только отряд «Иерихон» сможет ему противостоять.

Семеро разных людей, обладающих паранормальными способностями, которых судьба свела вместе. Они члены специального отряда при Департаменте военного оккультизма. Семь персонажей – семь абсолютно разных характеров. И каждый имеет свою специализацию в отряде.

Капитан Девин Росс – командир отряда, ветеран иракской войны и афганской кампании. Долгое время скептически относился ко всем паранормальным явлениям, пока однажды у него самого не проснулся такой талант во время одного из рейдов на базу талибанов, когда его подразделение попало в окружение. Вооружен штурмовой винтовкой с подствольным дробовиком. Обладает способностью лечить напарников.

Капитан Ксавьер Джонс – телепат. Как и командир, вооружен винтовкой спаренной с дробовиком. Через него часто говорят различные персонажи, вселяясь в его тело. Может создавать свою астральную проекцию и проецировать ее на другие существа, что позволяет ему видеть недоступные предметы и обстановку. В бою эти способности часто бесполезны и в основном помогают лишь найти скрытый рычаг или открыть дверь.


Лейтенант Эбигейл Блэк – снайпер. Пришла в отряд из армии, на нее обратили внимание благодаря невероятной точности. Владеет телекинезом, что позволяет ей освобождать от преград и завалов путь для всей команды. Вооружена специальной модифицированной снайперской винтовкой. Обладает возможностью управлять полетом пули, что позволяет ей одной пулей наносить урон нескольким противникам.



Сержант Фрэнк Дельгадо – высокий здоровяк с огромным пулеметом. Самый сильный и выносливый персонаж, но при этом и медлительный. Его вспыльчивый характер иногда становится причиной конфликтов внутри отряда. Дельгадо любитель пошутить, особенно любит он отпускать колкости в сторону Блэк. Вооружен мощным пистолетом и пулеметом, который крепится на странной массивной конструкции, закрывающей правое предплечье. Это устройство скрывает его руку, которую он пожертвовал огненному духу-дракону. Взамен он может использовать силу этого духа, выпуская его, чтобы тот сжег врагов. Фрэнк так же может использовать огненный щит, который предохраняет его от огня и воспламеняет ближних противников.




Пол Роулингс – священник. Бурное прошлое, успел побывать во многих горячих точках. Самый осведомленный участник отряда и в курсе многих событий прошлого, единственный знает о реальном предназначении отряда, и обладает явно большей информацией чем показывает. Способен излечивать союзников, а так же высасывать жизненную силу из врагов, распределяя ее между своим отрядом. Вооружен двумя пистолетами (которых он называет «Вера» и «Судьба»). Внешне напоминает скорее ковбоя, чем святого отца. То же довольно харизматичный персонаж, часто его точка зрения не нравится Дельгадо, из-за чего возникают конфликты.


Сержант Вильгемина Черч, по кличке Билли, играет роль самурая. Ее основное оружие автоматический пистолет и японский меч. Благодаря своей скрытности и ловкости она является разведчиком. Использует магию крови, способна временно останавливать противников или поджигать их, что дает возможность добить их в ближнем бою. Хрупкая на первый взгляд, на самом деле она является одним из сильнейших персонажей благодаря своей магии. Вызвав кровавый шар, останавливающий врагов, иногда можно спасти даже самую безнадежную ситуацию.


Капрал Симон Коул – технический специалист. Обладает замкнутым характером, но приказы исполняет беспрекословно. Способна замедлять время, что дает ей преимущество в бою с некоторыми большими монстрами. В арсенале у нее автомат и гранаты. Сильно поддерживает всю группу в бою, восполняя боеприпасы, когда их запас подходит к концу. Точный механизм этого процесса не ясен, но объясняется это ее манипуляциями со временем.


Отряд «Иерихон» направляют на развалины древнего города Эль-Хали. Именно здесь находится место, где служители зла вершили свои кровавые обряды в надежде вызвать Перворожденного. Город встречает наших героев песчаной бурей и непонятной электромагнитной аномалией. Высадившись в этом месте, отряд лишается связи с внешним миром. А разрушенные улицы древнего города встречают нас толпами монстров.


У дремлющего зла появился новый служитель - Арнольд Лич, бывший сотрудник Департамента, позднее создатель своей секты. Он нашел способ открыть заветный портал. Превратившись в ужасное демоническое создание, он следует в прошлое, чтобы высвободить своего повелителя.


На территории города не действуют обычные законы нашей реальности. Это место называется оболочкой. Время здесь идет по-другому, и даже смерть тут не является концом. Чем дальше мы углубляемся в руины, тем глубже в прошлое уходим. Город разбит на разные временные слои, которые существуют внутри друг друга по принципу матрешки. И нам предстоит путешествовать из одного временного периода в другой, все глубже уходя в прошлое, чтобы опередить Лича и запечатать портал.

Но поскольку и до Лича были попытки открытия портала, мы будем встречать своих предшественников, бывших членов «Иерихона». После первого скачка в прошлое мы встретимся с английскими солдатами, которые когда-то сумели остановить нацистского ученого Ханну Лихтхаммер. Теперь же они оказались заперты в своем «слое» и ведут вечную борьбу с монстрами.


На следующем этапе мы попадаем в 13 век. Время кровавых крестовых походов. Тамплиеры, когда-то пришедшие в эти земли, сошли с ума и сами превратились в монстров. Они не могут умереть в этом месте. Получая садистское удовлетворение от разрезания своей плоти и вживления ножей под кожу, они превратили себя в боевые машины с разлагающейся кровоточащей плотью.


Епископ Мальтеус Сент-Клерский когда-то привел сюда армию детей. Он убедил Папу Римского, что Бог не позволит умереть невинным, и собрал под знаменами тысячи детей-смертников. Но враги не придерживались его точки зрения. Бой походил на бойню, все были убиты. От пролившейся крови открылся портал, души умерших оказались заперты в этом проклятом месте. И теперь призраки детей хотят только одного – причинить всему живому те же муки, что они испытали сами, и с веками злость их только растет.


Следующий временной период приходится на начало нашей эры – время правления Римской империи. Одурманенный развратный наместник Кассус Викус творит ужасные вещи. Кровавые фонтаны и купальни, человеческие останки – это последствия эго кровавых оргий и страсти к человеческой плоти.





Боевая система в игре очень разнообразна. Динамичный шутер сочетается с элементами тактики и приемами ближним боем. Работа к команде – это то, что отличает Clive Barker's Jericho от всех других игр жанра horror. Мы можем играть за каждого из персонажей, используя его индивидуальные способности. Даже игровые уровни построены так, что вынуждают нас использовать разных героев. Иногда нас даже принудительно ограничивают в выборе, или по сюжету приходится играть лишь одним персонажем. Дельгадо эффективен против больших скоплений монстров. Летающих созданий проще одолеть играя за Блэк, используя способность управлять пулей. Этим же персонажем приходится снимать тамплиеров-арбалетчиков. В критической ситуации пригодится священник, поскольку он может лечить товарищей на расстоянии. А вовремя переключившись на Черч, можно остановить врагов, используя заклинание магии крови, что даст возможность отбиться нашим товарищам. Коул пригодится при штурме немецких автоматических турелей. Так же ей проще всего убивать огромных созданий, закованных в броню и небольшой уязвимой точкой. В режиме замедления времени можно успеть выпустить две обоймы прямо в крошечную цель. Наш отряд разбит на два подразделения – «Альфа»и «Омега». Управлять ими можно, отдавая приказ, какие позиции занять, или просто используя две простейшие команды – следовать и стоять.




В некоторых ситуациях мы абсолютно не будем использовать команды управления, поскольку наши бойцы и без нашего участия правильно организуются и слажено действуют. Сильные в ближнем бою идут первыми, снайпер прикрывает сзади, а Роулинг лечит раненых. Но в самые жаркие моменты выбор правильной позиции иногда сильно помогает. В основном, все же удачный исход боя зависит от быстрого выбора правильного персонажа.

Если во время боя мы замешкаемся, то подбежавший монстр может схватить нас и нам придется отбиваться в рукопашную. Сделано это в виде небольшого интерактивного ролика, когда нам необходимо вовремя нажимать правильные клавиши. Если успели выполнить необходимую комбинацию, увидим, как наш герой делает пару блоков и отталкивает противника. После этого быстро добиваем его метким выстрелом или парочкой ударов прикладом.



Игра так же будет щедро наполнена такими интерактивными вставками и в другие игровые моменты – например, когда надо преодолеть обрыв или залезть на стену.
Игровой процесс в игре невероятно динамичен. С каждым новым уровнем монстров становится все больше, а боссы все сложнее. По динамике и масштабности игра напоминает Call of Duty. Выстрелы, взрывы, разлетающиеся куски плоти и кровь.




Монстры, конечно, не обладают высоким интеллектом, но при этом и убить их непросто. Об уровне Condemned (одна пуля – один труп) здесь не может и идти речи. Патронов много, но и расходуются они быстро, поэтому приходится целиться в голову или уязвимые места. Простого монстра можно легко убить выстрелом в голову из дробовика. При этом останки его головы разлетаются на весь экран, а кровь забрызгивает нам лицо и стекает полупрозрачными каплями. Расчлененка в игре явление обычное. Отлетающие руки и ноги – не самое жуткое, что можно увидеть во время боя.


Римские центурионы укрываются за высоким щитом, и приходится находить способ обойти их сбоку. В условиях тесноватых уровней это сделать тяжело, но тут помогает разделение команды, тогда можно взять врага в кольцо.


Медленные крупные монстры довольно стойкие, но часто имеют одно или парочку слабых мест, попасть по которым тяжело. Каждый поединок с таким созданием или боссом уникален. Ведь они либо закованы в доспехи или имеют магическую защиту. И надо либо ловить момент временной уязвимости или искать ту самую «болевую» точку.







Качество проработки и детализации монстров на высшем уровне. Смотреть на порождения фантазии Клайва Баркера без содрогания нельзя.



Сильно проработанные персонажи еще один большой плюс. Каждый особенный, каждый с уникальным характером и манерой поведения. Диалоги, общение, конфликты – мы чувствуем себя частью команды, а не безликим бойцом из общей серой массы.


Общая гнетущая атмосфера происходящих событий подчеркивается серыми мрачными пейзажами и сценами человеческой безумной жестокости. Величественные архитектурные строения, стены в крови и непонятной слизи, темницы с останками, трупы с вывороченными кишками, распятые полуживые не то люди, не то очередные демонические создания – вокруг нас абсурдный гротескный мир, в котором материализовались самые ужасные фантазии человеческого разума. Мрачная сюрреалистичная атмосфера, в которую погружаешься с головой.







За графику игре, несомненно, можно поставить высший бал. Детализация моделей персонажей вне всяких похвал. А вот дизайн уровней, конечно, мог быть и разнообразнее, хотя и в том варианте в каком он удался, он отлично подчеркивает общую атмосферу. Качественно реализован объемный дым и пар. Весь видеоряд выдержан в одних серых тонах, создавая ощущение вечной ночи. При приятной картинке игра показывает и неплохую производительность, что не может не радовать.





Саундтрек в игре отлично подчеркивает напряжение. Хотя частенько преобладают ритмичные мелодии, которые отлично подходят для динамичных боев, но немного не соответствуют атмосфере ужаса, который попытались реализовать разработчики. Звуки окружения тоже выполнены на должном уровне. Капли воды, скрежет стали, чьи-то стоны – все как полагается для данного жанра.

Единственным минусом игры является то, что она практически не страшная. Лицезреть кровавые побоища и монстров с исковерканными телами – занятие, конечно, не самое веселое, но максимум что это может вызвать – небольшое отвращение. Практически нет психологического давления, и никакого эффекта неожиданности. Вспомните, как происходит во всех дешевых фильмах ужасов, – внезапный резкий звук и внезапно выскакивает монстр, заставляя зал вздрагивать. В игре этого просто нет. От бешеного боевого темпа, приходится постоянно быть на чеку и эффект неожиданности проходит сам собой. Жутко – так можно было охарактеризовать ощущения от атмосферы игры, но, к сожалению, не страшно, хотя именно этого и ожидали от проекта. Даже F.E.A.R. и DOOM III были на порядок страшнее.

Некоторые игровые нюансы игрового процесса можно было реализовать немного лучше и удобнее. В частности выбор персонажей немного неудобен и долог, проще было бы каждого члена отряда назначить на горячую клавишу. Тактические элементы делают игру разнообразнее, но использовать эти возможности часто негде из-за небольших локаций.

Но, несмотря на мелкие недоработки, вышла отличная игра, сочетающая в себе разные жанры и в первую очередь - это качественный представитель жанра fps. Вместо хоррора получился отличный боевик в мрачном антураже. Динамичный геймплей, интересный сюжет, затягивающая гнетущая атмосфера игрового мира и великолепная графика – из этих ингредиентов и состоит Clive Barker's Jericho.