Alone In The Dark. У последней черты

Перед нами очередной пример того, что бывает, если чрезмерно перестараться с рекламой и обещаниями, а в итоге их не выполнить. Если судить по рекламным роликам и интервью до выхода игры, то Alone In The Dark образца 2008 года должна была совершить чуть ли не революцию в своем жанре. А получилось все в итоге вроде и интересно, но вместе с тем банально и жутко неудобно в плане управления.

Начинается игра с того, что беспамятный герой очнулся в окружении лиц с явно недружественным настроением.

Alone In The Dark

Непродолжительный диалог заканчивается приказом убить нас. Пара затрещин, дорога на крышу и пелена перед глазами из-за воздействия каких-то медикаментов продолжают закручивать сюжет. Наша казнь обрывается внезапным появлением непонятных двигающихся трещин в стенах, которые поглощают палача.

И тут-то начинается безостановочный экшн. Горящее и разрушающееся здание, живые трещины, зомби. Каждый поворот по коридору выкидывает очередной сюрприз: то горящий завал, то обрушившийся пол, то еще что-то. Приходится бегать, прыгать, карабкаться по карнизам, спускаться по пожарному шлангу вглубь лифтовой шахты и выполнять множество других трюков.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Попутно в этом бардаке нам необходимо всё-таки выяснить, кто мы, и как связаны со всей этой чертовщиной, которая творится вокруг. Амнезия довольно банальный прием, но это позволяет авторам потчевать нас не только дозами экшена, но и короткими сюжетными роликами. Главный герой все тот же Эдвард Карнби, знакомый по прошлым играм, и которому стукнуло без малого сотню лет, поэтому видок у него уже заметно потрепанный.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Игра насыщена сюжетными вставками и всякими роликами. Не зря разработчики гордились высокой интерактивностью и пресловутой кинематографичностью. Это все есть, и в необходимых порциях. Причем ролики плавно перетекают в игровой процесс. Даже зачастую камера положение не меняет. К примеру, секунду назад нам показывали, как вниз летят обломки стены, а через мгновение мы уже должны увернуться от них, балансируя на веревке.

Alone In The Dark

Да и диалогов, раскрывающих сюжет в избытке. Чем не интерактивное кино? Аналогии с Fahrenheit напрашиваются сами собой. Вот только в отличие от незабвенного творения Quantic Dream у Alone In The Dark есть один существенный недостаток – сюжет банален и даже немного скучен. Вся интрига довольно быстро раскрывается в первой главе, когда мы узнаем кто мы. Напарник-священник перед бешенной поездкой на машине объясняет суть происходящего. Мол, мы виноваты в том, что открыли портал в Ад, и всему живому, понятное дело, конец уже близок. Люцифер, как главный противник прилагается. При этом эпицентром этого восстания тьмы становится Центральный парк Нью-Йорка. В принципе, для страшилки история неплоха. Да вот подается она так, что порой вспоминаются чудеса режиссуры Уве Бола - уж больно стиль смахивает на его фильм, выпущенный несколько лет назад. Взять, к примеру, диалоги, которые похожи на беседу из трешевого дешевого молодежного ужастика. То есть смысловой нагрузки не несут. Только образ священника очень удался. Как виртуальный актер, он вышел лучше всех. Да и кроме того, это единственный человек, который вводит нас в курс дела. А далее пускает себе пулю в висок и оставляет нам половину злосчастного амулета, причастного к начавшемуся безобразию, чтобы потом прийти на помощь в виде призрака.

Alone In The Dark

А вот Эдвард и спутница его выразительными характерами не сильно удались. Все что они могут, так это выкрикивать - "Черт, зачем он себя убил?!", да выдавать другие малозначимые фразы. Хотя тут тоже все вписывается в рамки типичного дешевого "голливудского" фильма. Пока главный герой грозно уничтожает всякую нечисть, его спутница сверкает глазами и периодически попадает в неприятности, из которых "супергерой" её спасает.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

На самом деле, кому-то подобные претензии могут показаться чрезмерными. Однако разработчики попытались сделать интерактивную кино-игру, а сюжет и актеры с этой точки зрения не сильно удались. До уже упоминавшегося Fahrenheit игра не дотягивает, хотя некоторые элементы игровой механики схожи.

Игровой процесс радует множеством интересных элементов с одной стороны, и раздражает неудобным управлением с другой. Немаловажную роль играют разнообразные объекты, окружающие нас. Демонические создания боятся огня, и это единственное действенное оружие против них. Убить зомби из простого оружия нельзя, максимум это оглушить, и то, расстреляв пару десятков патронов. В момент, когда враг в ступоре его необходимо поджечь. Для этого можно схватить его за ногу и дотянуть до ближайшего очага пожара (которых в игре хватает). А можно сразу вооружиться, к примеру, стулом, поджечь его и использовать в качестве оружия. Хотя разваливающийся от одного удара предмет, не самое эффективное оружие.

Alone In The Dark

Механика движений необычна. В попытке привнести реализм, нам дали возможность выполнять самые разнообразные движения. Например, тем же стулом мы можем вертеть, освещая пространство вокруг нас. Удары можно наносить с размаху, с разных сторон или бить прямым колющим ударом. Не знаю, как в консольной версии, но в компьютерной все это разнообразие движений лишь вызывает раздражение, особенно когда вместо удара ножом выходит непонятное круговое движение или нелепый замах. Движения предмета в наших руках толком непонятны, и, двигая мышь в одном направлении, можно добиться абсолютно разных действий. Любое слабое движение мыши - и положение предмета в руках меняется.

Alone In The Dark

Поэтому в стычках с монстрами нет желания выпендриваться, просто нажимаешь удар, и бьешь как получится. Доходит до смешного. Простая вроде бы задача по выбиванию двери огнетушителем становится одной из самых тяжелых, потому что добиться горизонтальной ориентации нашего орудия в руках непросто. А удар наотмашь имеет большой радиус, и огнетушитель попадает лишь по стене.

Alone In The Dark

При столь неудобном управлении ручное оружие и всяческие ножи и мечи оказываются самыми эффективные. Оглушить зомби вырванной с петель дверью проще чем из пистолета, а вот сорвать и управлять этой дверью уже тяжело. Хотя само разнообразие таких предметов для взаимодействия радует.

Что еще удалось в игре, так это система лечения. Но никакой новизны тут тоже нет. Если вы играли в Call of Ctulhu, то необходимость накладывать повязки на раны, чтобы залечить кровотечение, вас не удивит. Раны нам наносятся на разные части тела, и до поры до времени они не смертельны и влияют лишь на наше передвижение. Естественно, что с израненными ногами сильно не побегаешь. А вот когда ран много, то у нас появляется счетчик до нашей смерти. В этот момент надо сразу найти аптечку и подлечится, иначе истечем кровью.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Очень необычно и реалистично реализован инвентарь. Нести с собой мы можем лишь то, что помещается во внутренних отсеках куртки. В момент вызова инвентаря время замедляется, и мы имеем возможность выбрать необходимый предмет или скомбинировать их. Кстати если будем заниматься этим в толпе монстров, то чей-то удар нас все же прервет.

Alone In The Dark

А комбинировать есть что. Из бутылки и тряпки можно сделать коктейль Молотова, или просто использовать бутылку с горючей смесью как гранату. Бросили в объект, а в нужный момент подстрелили, благо в этот момент работает автонаведение. Да и таких бутылок на уровнях хватает. Без них убить какого-нибудь сильного зомби очень тяжело. А так, несколько бросков импровизированных гранат и враг повержен.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

С помощью липкой ленты можно из коктейля Молотова получить бомбу-липучку. Также можно использовать аэрозольный баллончик с зажигалкой как огнемет, жаль только, что он малоэффективен и быстро заканчивается. Кроме "огненного экзорцизма" нам придется бороться и против черной массы, отгоняя ее светом.

Одним из главных козырей игры является наличие больших открытых пространств. Хоть значительная часть нашего приключения и пролегает в туннелях метро, подземельях, коридорах музеев и прочих зданий, но в игре хватает и больших локаций.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Основное место, вокруг которого все вертится - это парк. И частенько путь из одной точки парка в другую может быть очень опасен и долог. Самый простой вариант, сесть с ближайшую машину, которых в избытке, и проехаться до контрольной точки, не ввязываясь в стычки с зомби, а просто сбивая их. Хотя, если не повезет, самый шустрый из них может запрыгнуть на крышу и, сорвав её, вытащить нас.

Alone In The Dark

Поводов покататься хватит и по сюжету. Нас посадят за руль во время побега из разрушенного здания. Наперегонки с падающими осколками зданий мы будем колесить по улицам, которые буквально на наших глазах покрываются сеткой трещин и обрывов.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Для навигации у нас есть даже карта, хотя пригодится она редко. В большинстве случаев необходимая дорога прямо перед нашим носом, а всякие ответвления зачастую умело перекрыты органично вписывающимися в общий пейзаж разрушенными мостами, завалами и прочими препятствиями.

Alone In The Dark

Но все эти приятные игровые моменты перечеркнуты одним – управлением. Оно настолько ужасно, что порой понимаешь, что неслучайно игра получила подзаголовок "У последней черты". Борясь с камерой вы не раз почувствуете себя у последней черты терпения. В игре есть режим от третьего лица и от первого. Во втором случае игра безусловно комфортна и управление абсолютно адекватно. Но стоит нам в руки взять предмет, как камера меняет положение и начинает нам всячески мешать. Да и любит она делать красивые ракурсы от третьего лица при переходе из одной комнаты в другую.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Когда камера смотрит сверху или еще из какого-то угла, то происходит мгновенная потеря ориентации. Добавьте к этому еще и непонятое управление, не поддающееся здравому пониманию. При нажатии клавиш вбок герой не просто меняет угол положения на одном месте, а идет кругом. В итоге пройтись по узкому парапету или карнизу становится испытанием. А если вы встретили монстра, то к неудобному передвижению добавляется проблемное управление ручным оружием. В общем, имеется полный набор для того, чтобы испортить жизнь игроку. Спасает лишь переключение в режим первого лица, даже для маленькой пробежки. Учитывая постоянное изменение камеры, самая часто нажимаемая кнопка будет именно переключение этих режимов. Хотя в тех моментах, где режим только от третьего лица, жизнь вы себе никак не облегчите - придется тогда грызть ногти и, стиснув зубы, мучить клавиатуру. После этой игры управление в Devil May Cry 4 кажется просто сказкой и вершиной удобства.

Жалко даже пользователей консолей. Им, конечно, легче с аналоговыми стиками адаптироваться к такой системе контроля. Но, думаю, и они не раз вспоминали злым словом разработчиков, когда камера меняла ракурс в самый неподходящий момент, чтобы вместо приближающегося зомби показать нам геройское выражение лица, его ног или вообще сконцентрироваться непонятно на чем. Большие комнаты, разбитые на куски с фиксированными камерами, просто раздражают. Пересек невидимую черту и меняется вся система координат и изображение. По уровню не побегаешь, разве что, постоянно переключаясь в режим от первого лица.

Радует лишь то, что не всё так плохо, и в игре иногда появляется вменяемая камера. А там где её нет, почти всегда спасает вид от первого лица. Самое смешное, что все эпизоды, кроме последнего, открыты для прохождения с самого начала игры. С оглядкой на невменяемое управление в сочетании с большой динамикой некоторых моментов, это просто необходимость.

Графика еще одна неоднозначная сторона игры. Пластилиновое лицо Карнби с деревянными волосами вы уже могли лицезреть на скриншотах. Другие персонажи смотрятся чуть более жизненно

Alone In The Dark

Общий уровень визуального исполнения довольно приятный, хотя четкости текстурам часто не хватает. Но тут сказывается консольная заточенность движка. Высокая детализация и проработка присуща моделям персонажей, а вот окружение часто страдает размытостью. Дальние планы парка очень простые, хотя на других локациях смотрится он неплохо. В общем, все подогнано под скромные (по нынешним меркам) возможности next-gen консолей. Зато обилие различных эффектов пост-обработки, пробивающегося объемного света, густой мягкий туман, изменение глубины резкости украшают картинку. Но даже это иногда не прячет внешнюю простоту, особенно на больших пространствах. Внутри же небольших помещений все смотрится отлично и красиво.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Соответствуя названию игры, игра со светом и тьмой занимает немаловажное место. И тут визуально все вышло как надо. Особенно радуют эффекты рассеянного света и натуралистичный жар от горящих объектов.

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Alone In The Dark

Что касается звукового сопровождения, то ничем эдаким оно не выделяется. Объемный звук есть. Музыка оригинальная, но для триллера как-то немного не подходит.

Хотя про какой триллер или horror может идти речь. При наличии огромного количества потусторонних созданий, зомби и мрачных пейзажей разрушенного города, игра умудряется игнорировать страх, как основную составляющую такого антуража. Если вы ползете по стене, и видите нависший балкон, он обязательно упадет. Если в кадре машина над вами, она обязательно рухнет. Если вы зашли в тихий гараж с одним автомобилем, ждите появления кучки зомби, как только попытаетесь его завести. Такая предсказуемость является неким концентрированным набором киношных и игровых штампов и приемов. В итоге нет ни одного момента в игре, который бы хоть как-то заставил понервничать. Чем-то игровая атмосфера напоминает старую игру 2001 года. Впечатление такое, что разработчики так и остались на том уровне, а индустрия сделал рывок вперед. После сюрреалистичного Silent Hill, мрачного Call of Ctulhu и холодной Penumbra новое творение Atari выглядит как очередная пустышка про очередной конец света.

Что же мы имеем в итоге? С одной стороны есть интересные находки в геймплее, завязанном на взаимодействии с предметами, а не на простом отстреле монстров, множество интерактивных и сюжетных вставок, плавно перетекающих в игру, приятная в большинстве моментов графика и динамика многих игровых моментов. А в противовес этому ужасное, отвратительное управление. Борьба часто ведется не с монстрами, а с непослушным управлением персонажа и камерой, которая живет своей жизнью. И честно говоря, это самое отвратительное, что отталкивает от игры. Это потом уже начинает надоедать заштампованный сюжет и отсутствие интриги, что портит впечатление еще больше. Играя в Alone In The Dark, проходя дальше и дальше, начинаешь осознавать общую вторичность проекта. И попытки нагнать пафоса в игре начинают выглядеть несуразно. Вроде все у игры есть, но не чувствуется души. Вот что бывает, когда подходить к работе с большими амбициями, но без энтузиазма. Проект с претензиями на революцию в жанре вышел игрой яркой, но с каким-то пресным вкусом. Подсластив последний, можно было бы заставить игроков с восторгом изучать многочисленные закоулки Центрального парка. А с таким управлением, какое есть в игре, никакого удовольствия не получишь. Из Alone In The Dark шедевра не вышло и честно говоря, тратить деньги на новое творение Atari стоит лишь в том случае, если вас не пугает "аномальное" управление и у вас стальные нервы, чтобы выдержать "схватку" с клавиатурой и мышью.
Как же магична в своей красоте тишина...