Корпус Zalman Z9 продолжительное время пользовался заслуженной всенародной любовью, как энтузиастов, так и простых пользователей. Возможно, из-за этого компания долго не решалась на любые изменения в данной модели, кроме как косметические. Когда же я, наконец, увидел на официальном сайте обновленное шасси Zalman Z9 Neo, то просто не поверил своим глазам. Мне показалось, что вместо сайта корейской компании я попал куда-то в вотчину Antec или Fractal Design. Но нет, адрес оказался правильным и это был действительно Zalman Z9, но только с приставкой Neo. Ну что же, давайте посмотрим, осталось ли в нем хоть что-то от прошлой модели, кроме названия.
Характеристики
Модель | Zalman Z9 Neo |
---|---|
Страница продукта | zalman.com |
Тип корпуса | Midi-Tower |
Размеры, мм | 512 (В) x 205 (Ш) x 485 (Г) |
Материал | ABS-пластик, сталь |
Вес, кг | 6,8 |
Цвет | Черный |
Форм-фактор | ATX, MicroATX, Mini-ITX |
Устройства 5,25″ | 2 |
Устройства 3,5″ внешние | – |
Устройства 3,5″ / 2,5″ внутренние | 4 / 6 (максимум, в зависимости от конфигурации) |
Поддерживаемое количество слотов расширения | 7 |
Вентиляторы | передние — 2 х 120 / 140 мм (2 х 120 мм установлены) верхние — 2 х 120 мм (установлены) задние — 1 х 120 мм (установлен) |
Интерфейсные разъемы | 2 x USB 2.0, 2 x USB 3.0, микрофонный вход и выход на наушники |
Прочее | Пылевые фильтры спереди и снизу, боковое окно, подсветка двух верхних вентиляторов и USB портов, заглушки на USB портах |
Рекомендованная стоимость, $ | 88 |
Упаковка и комплект поставки
Новый стиль упаковки Zalman мало чем отличается от старого. С обеих сторон есть схематическое изображение корпуса. Таблицы со спецификациями и некоторыми названиями, почему-то, наклеены на коробку, а не напечатаны на ней. Возможно потому, что в сети встречаются фотографии других ревизий этого шасси. А коробки одни на всех. Защита от повреждений стандартная — пенопластовые демпферы, кульки и наклейки.
В комплект поставки, собранный в аккуратной пластиковой косметичке, входят:
- инструкция по сборке;
- технический лист контроля качества;
- пять кабельных стяжек.
- три дополнительные стойки материнской платы;
- четыре винта с накатанной пластмассовой головкой для блока питания;
- восемь корпусных винтов;
- 12 винтов с плоской шляпкой для фиксации 3,5″ накопителей;
- шесть шурупов для фиксации корзин накопителей;
- 18 маленьких винтиков для материнской платы, 2,5″ дисков и 5,25″ устройств.
Внешний вид
От сетчатого вентилируемого дизайна предшественника в Z9 Neo не осталось ровным счетом ничего. Передняя панель корпуса сплошная, со специфической зеркальной покраской серого цвета, которая делает пластик похожим на полированный алюминий. Логотип компании красуется внизу. Кнопки управления и порты вынесены на верхнюю грань.
Фронтальная панель является дверцей, которая открывается в правую сторону (выемка для открывания находится слева вверху), а ее обратная сторона подбита слоем шумоизоляции. Держится она на двух магнитах и трех петлях. За дверкой вверху есть два посадочных места для 5,25″ устройств, закрытых сплошными заглушками. Нижняя половина передней панели занята пластмассовой вентиляционной решеткой, за которой просматривается металлическая сеточка пылевого фильтра.
Квадратная клавиша старта системы находится слева, отдельно от других элементов. В ее круговой подсветке совмещены индикаторы питания и активности накопителей. Кнопка сброса, два 3,5-мм аудио-порта, два USB 2.0 и два USB 3.0 вынесены горизонтально на уступ справа. Порты, кстати, имеют резиновые заглушки, для предотвращения быстрого накопления пыли. Вполне милое решение, однако, заглушки ни к чему не прикреплены, и потерять их случайно очень легко.
Левая боковая панель украшена крупным дымчатым акриловым окном, размером 350х250 мм. Оно имеет фигурные уголки и выступает на 5 мм над поверхностью двери. На боковых гранях передней и верхней панелей виден ряд вентиляционных отверстий для забора холодного воздуха и отвода горячего. Боковая дверца снимается по направлению назад и снабжена штампованной ручкой. Держится на двух винтах с пластиковой накатанной головкой.
Изнутри дверца снабжена хорошими ребрами жесткости. Окно держится на обычных металлических лепестках, без каких-либо прокладок.
Правая панель сплошная и, в целом, аналогична левой по конструкции. В передних и верхних гранях с этой стороны тоже наблюдаются прорези для вентиляции.
Верхняя панель пластмассовая и конструкция ее слегка необычная. В задней части верха, где обычно делаются либо вентиляционные отверстия, либо сплошная стенка, виднеется некий ободок из прозрачного пластика, который закрывает собой углубление.
Этот ободок действительно закрывает собой вентиляционное отверстие и в инструкции даже рекомендуется снимать его, если пользователь предпочитает лучшую вентиляцию вместо меньшего уровня шума. В противном же случае, нагретый воздух выбрасывается под давлением от вентиляторов через узкие щели по периметру обода.
Видом сзади Zalman Z9 Neo мало чем отличается от предыдущей модели. Вентиляционная решетка, за которой закреплен вытяжной 120-мм пропеллер, семь слотов расширения с вентилируемыми заглушками (и на этот раз, о чудо, они многоразовые) и посадочные отверстия для блока питания, с которыми его можно ориентировать как вентилятором вверх, так и вниз.
Зато под блоком питания появился качественный пылевой фильтр, который легко извлекается для очистки.
На дне корпуса с внешней стороны, кроме фильтра, есть четыре отверстия, через которые внутри можно дополнительно закрепить 3,5″ жесткий диск и еще два более крупных отверстия, назначение которых непонятно. Не иначе как водосток, на случай аварии в контуре СВО.
Четыре пластмассовые ножки имеют высоту в 22 мм и проклеены снизу резиновыми нашлепками, что позитивно. Вырез снизу передней панели нужен для удобства ее демонтажа.
Посмотрим, что поменялось внутри.
Внутреннее устройство
Корпус Zalman Z9 Neo поддерживает установку в вертикальном положении материнских плат формата ATX, MicroATX и Mini-ITX. Максимальная допустимая высота процессорного кулера составляет 160 мм (в отдельных случаях — до 165 мм, если кулер попадет в плоскость бокового окна). Возможная длина плат расширения достигает 385 мм с учетом установленных спереди вентиляторов. Допустимая длина блока питания — до 180 мм с учетом несъемных кабелей.
Под верхней панелью предустановленны на вытяжку два 120-мм прозрачных вентилятора с синей подсветкой, модели ZA1225CSL, основанной на втулочном подшипнике. Подключаются они с помощью разъемов типа «молекс», скорость вращения стандартная — 1200 об/мин. В целом, пропеллеры можно охарактеризовать как достаточно тихие, хотя и с легким стрекочущим призвуком. Помимо находящихся в углублении вентиляторов толщиной в 25 мм, до кромки материнской платы под верхней панелью есть запас еще в 30 мм, а это значит, что сюда подойдет почти любой стандартный 240-мм радиатор СВО. Правда, в последнем случае слегка перекроются отверстия для протяжки проводов, но это небольшая проблема.
На задней панели есть предустановленный на выдув 120-мм вентилятор с крыльчаткой белого цвета модели ZA1225ASL. Это пропеллер на базе подшипника скольжения с максимальной скоростью вращения в 1200 об/мин, при уровне шума в 45 дБ (А). Он способен уверенно стартовать при напряжении 5 В, 500 об/мин и 33 дБ (А) шума. В целом, это довольно приличный в акустическом плане пропеллер, от которого можно услышать призвуки в виде жужжания лишь находясь совсем близко. Длина его черного трехконтактного шнура питания составляет 430 мм.
Заглушки всех слотов PCI многоразовые и крепятся винтами с пластмассовой накатанной головкой. Это несомненный прогресс, в сравнении с предыдущей версией шасси.
Почти все пространство внизу занято ставшим модным нынче среди производителей металлическим несъемным коробом. Под ним, в отдельном от основной части шасси объеме скрывается блок питания, кабеля от него и накопители. Напротив накопителей с передней и боковой сторон есть вентиляционные отверстия. В верхней части кожуха присутствуют два овальных выреза для протяжки проводов. Расстояние от короба до передней панели составляет 55 мм, а значит туда тоже можно примостить радиатор СВО в сборе с вентиляторами.
Спереди, на вдув, предустановленны еще два 120-мм вентилятора модели ZA1225ASL, аналогичные заднему пропеллеру по характеристикам, однако с подключением к питанию «молексом». В итоге шасси получается укомплектованным полным набором из пяти 120-мм вентиляторов, четыре из которых питаются через «молекс», а один (задний) — через трехконтактный разъем.
В поддоне материнской платы, рядом с передними вентиляторами, есть две перфорированные решетки, на посадочные места которых можно установить два 2,5″ накопителя с помощью винтов.
Два металлических лотка сверху могут принять не только 5,25″ устройства, но и послужить в качестве корзины для одного 3,5″ или 2,5″ накопителя. Быстрых фиксаторов здесь не предусмотрено, зато при необходимости сами лотки можно быстро и легко демонтировать, выкрутив несколько винтов из боковой и передней панелей.
Поддон материнской платы претерпел целый ряд позитивных изменений. В частности, вырез под усилительную пластину процессорного кулера значительно увеличился в размерах. Основные отверстия для протяжки кабелей теперь закрыты резиновыми шторками. Заметно выросло и количество проушин для крепления кабельных стяжек и расположены они теперь во всех нужных местах.
Появилась и такая милая деталь, как многоразовые кабельные стяжки-липучки в количестве трех штук. А для укладки проводов за поддоном найдется до 22 мм пространства по ширине.
Корзина с двумя салазками для накопителей расположена в передней части шасси. В ее низу, при желании, можно пристроить еще и третий 3,5″ накопитель, закрепив его винтами к нижней панели.
Салазки способны принять один 3,5″ жесткий диск, который просто вставляется в их пластиковые крепления, либо один 2,5″ накопитель, которые придется крепить винтами. На боковые выступы каретки надеты рифленые резиновые накладки, выполняющие роль виброизолирующих демпферов. Хотя разъемы дисков и повернуты при установке в сторону пластмассовой ручки, она нисколько не мешает их подключению, поскольку находится несколько выше данных портов.
На посадочном месте блока питания есть резиновые демпферы, как внизу в виде нашлепок, так и на боковине кожуха, в виде крупной вставки из мягкого материала. При подборе БП в данный корпус не превышайте длину в 180 мм, иначе поместить его вместе с проводами в этом кожухе будет крайне проблематично.
Передняя панель, не в пример старичку Zalman Z9, демонтируется очень легко — нужно лишь аккуратно потянуть ее за выступ снизу, отщелкнув последовательно все восемь креплений типа «тюльпан». К верхней части панели привязаны провода, потому обязательно освободите их перед снятием фронта.
Металлическая часть передней панели видом спереди. 5,25″ отсеки закрыты одноразовыми заглушками. А напротив вентиляторов установлена сеточка, выполняющая роль пылевого фильтра. Снимать и чистить ее не очень удобно.
За фильтром скрывается крупноячеистая сотовая решетка, к длинным боковым отверстиям которой можно закрепить два 120- или 140-мм вентилятора, либо радиаторы формата 240 или 280 мм. Хотя лучше бы здесь данной решетки просто не было, чтобы не создавать лишние препятствия воздушному потоку.
Верхняя панель легко демонтируется после снятия фронтальной части корпуса. Держится она тоже на восьми креплениях типа «тюльпан». Проводов здесь нет, следовательно, снимать ее можно без опаски. Глядя на то, насколько близко расположены верхние вентиляционные отверстия к предустановленным пропеллерам, возникают сомнения в том, что через боковую перфорацию вообще возможно какое-то ощутимое движение воздуха.
На выступы верхней панели можно закрепить два 120-мм вентилятора. Продолговатые отверстия позволяют установить сюда даже «хитрые» радиаторы с небольшим отступом между средними отверстиями, вроде тех, которые производит компания Corsair.
В набор проводов входит четыре стандартных кабеля от индикаторов работы системы и активности накопителей, кнопки старта и перезагрузки системы, одна колодка USB 2.0, кабель HD Audio и одна колодка USB 3.0. Длина всех шнуров достаточная, цвет изоляции проводки полностью черный.
Перейдем к сборке системы и ее тепловому тесту.
Сборка
Сборка системы в корпусе Zalman Z9 Neo прошла без единой проблемы. В плане удобства размещения компонентов и доступа к ним, прокладки кабелей и их подключения, новая версия шасси получилась на голову выше старой. Единственный момент, который может вызвать неудобство — установка блока питания в стесненное пространство короба в нижней части шасси. Если блок имеет модульное подключение кабелей, все провода лучше присоединить к нему заранее. Доступ к усилительной пластине процессорного кулера полный, ставить и снимать ее можно без демонтажа материнской платы, чем старый Z9 похвастать не мог. А особенно стоит отметить комплектные «липучки», благодаря которым фиксация всех кабелей за поддоном превращается в «легкую прогулку».
Коэффициент затемнения дымчатого бокового окна подобран достаточно удачно, и представляет содержимое корпуса в удачном свете, скрывая ненужные детали.
Подсветка вышла немного неоднозначная. Внутренности шасси освещаются за счет синих светодиодов двух верхних вентиляторов. Кроме того, часть света проходит через обод верхней крышки. Кнопка старта системы и все четыре USB-порта подсвечиваются по периметру. Индикатор активности накопителей совмещен с подсветкой клавиши старта, и выделяется более ярким светом при срабатывании. При свете все выглядит прилично, но в темноте — очень ярко. Кроме того, USB-порты светятся и после отключения системы, если на разъем подается питание. И если в UEFI материнской платы нет параметра, отвечающего за управление питанием USB, то этим сиянием придется наслаждаться вечно, или выключать же БП из розетки.
Тестовый стенд
Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе Zalman Z9 Neo использовалась следующая конфигурация:
- процессор: Intel Core i7-2600K (3,4@4,4 ГГц, 1,330 В);
- кулер: Zalman CNPS10X Performa;
- материнская плата: Gigabyte GA-Z77MX-D3H TH (Intel Z77);
- видеокарта: ASUS R9270-DC2OC-2GD5 (AMD Radeon R9 270);
- память: Kingston KHX24C11X3K4/16X (2x4 ГБ, DDR3-2133, 10-12-12-27-2Т, 1,65 В);
- твердотельный накопитель: Crucial M4 CT064M4SSD2 (64 ГБ, SATA 6Gb/s);
- жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: be quiet! Dark Power Pro 10 (550 Вт);
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1.
Методика тестирования
Тепловая нагрузка создавалась с помощью одновременной работы стресс-тестов LinX 0.6.5 с 2048 МБ выделенной памяти и MSI Кombustor 3.5.1.0 на протяжении 10 минут после стабилизации температуры. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 5.0.3 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 26 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 336 ватт. Тестирование проводилось в единственном режиме сравнения с открытым стендом. Все предустановленные пропеллеры работали на максимальных доступных скоростях.
Результаты тестирования
Поскольку Zalman Z9 Neo имеет в своей конструкции ряд решений, присущих корпусам с пассивным шумоподавлением, в плане охлаждения комплектующих он не очень хорош. При закрытой передней дверце и с установленным ободом на верхней панели, даже при полном комплекте работающих на полной скорости вентиляторов, показатели температур компонентов выглядят не очень оптимистично. Процессор, силовые элементы и материнская плата нагреваются на семь градусов больше, а видеокарта — на 14 градусов,— на семь градусов в сравнении с открытым стендом. И лишь жесткий диск чувствует себя чуть легче в корпусе — на два и один градус, в нагрузке и в простое соответственно. Потому базовую схему вентиляции в корпусе я могу оценить как «хуже среднего». Чем ее можно улучшить? Открывать переднюю дверцу при сильных нагрузках на компоненты, снять передний пылевой фильтр, снять верхний декоративный ободок и, возможно, полностью срезать верхнюю крышку над вентиляторами, заменив ее решеткой гриль, или чем-то подобным.
Выводы
Обновленное шасси Zalman Z9 Neo имеет множество улучшений в сравнении со своим предшественником в лице Z9. Внешний вид стал более приятным и строгим, заметно увеличился запас внутреннего пространства в корпусе за счет удаления лишних отсеков, улучшились возможность по укладке проводов, появился полный комплект относительно тихих вентиляторов, стала возможной установка систем СВО на переднюю и заднюю панель. Это все, несомненно, позитивно. Ведь был решен ряд наболевших проблем, которые останавливали многих желающий от покупки данного корпуса.
Однако все эти улучшения не прошли даром, и общая стоимость корпуса слегка возросла, поскольку в нем перестали экономить на спичках (например, на многоразовых заглушках, фильтре блока питания, резиновых шторках и «липучках» для укладки кабелей). Второй момент, который меня смущает — не очень хорошая система вентиляции, из-за которой компоненты системы будут нагреваться сильнее. Для большинства обычных пользователей это не критично, но для энтузиастов, которые борются за каждый градус в своей разогнанной до предела системе, это может стать камнем преткновения.
В целом, обновленный Zalman Z9 Neo мне понравился по совокупности своих параметров, и потому его можно рекомендовать к покупке при сборке любых компьютерных систем, за исключением наиболее горячих конфигураций.