Total War: Attila. Разоряй и властвуй

  Total War: Attila
Разработчик Creative Assembly
Издатель SEGA
Официальный сайт totalwar.com
Дата выхода Февраль 2015
Локализатор, региональный издатель 1С-СофтКлаб
Жанр Стратегия

Могущественный Рим погряз в тщеславии и дрязгах. Гордыня и жажда власти отравила отцов и ослепила их сыновей. Эпоха великой империи на исходе. С востока дует холодный ветер перемен с привкусом гари. Кочевые племена на пограничных рубежах. И за спинами их уже виднеется тень неотвратимого наказания. Имя ему Аттила, Бич Божий.

К периоду заката Римской империи отсылает нас последняя игра серии Total War. Кампания начинается с пролога, в котором рассказывается история исхода восточных готских племен из Причерноморья. Начинающий игрок получает первые навыки и наблюдает, как орды гуннов с востока становятся все более агрессивными и настойчивыми в своих набегах, вынуждая в итоге сменить место проживания. Они мигрируют на Балканы, ввязываясь в военное противостояние с Восточной Римской империей и пытаясь найти для себя новые земли.

Total War: Attila

Начинается эпоха постоянных вторжений на территорию разделенной империи и апогей Великого переселения народов. Нам предлагается принять непосредственное участие в этих процессах, возглавив одну из многочисленных фракций. Игрок может начать прохождение полноценной сюжетной кампании как за тех же самых готов, выполнив исторически предначертанное первое разграбление Рима, так и возглавив другие кочевые племена. Можно поучаствовать в падении Рима, играя за северных варваров или за гуннов. Есть возможность попытаться противостоять нашествию беспокойных соседей, взяв на себя бразды правления Западной или Восточной Римской империями. У каждой фракции свои стартовые условия, свои особенности и разная начальная сложность.

Total War: Attila

Total War: Attila

Основная особенность игры в том, что кочевые племена могут обходиться без городов, как основного экономического центра. В случае необходимости фракция бросает провинцию, выжигая после себя все (лишая тем самым врагов добычи), после чего перемещается с армиями по глобальной карте, совершая набеги на чужие города. При удобном случае можно полностью оккупировать какой-то город и осесть в нем, перейдя к обычному режиму экономики и развития.

Total War: Attila

Постоянная зона оседлости и своя провинция нужна для пополнения вооруженных сил более мощными юнитами и общего развития фракции. Градостроительство связано с рядом позитивных и негативных факторов. Специализированные постройки приносят богатство и провиант, но могут влиять на общественный порядок или загрязнение, что должно компенсироваться строениями иной направленности. Открывая доступ к новым технологиях и постройкам, мы не только повышаем доходность своих провинций, но и получаем возможность нанимать более сильных воинов.

Total War: Attila

На систему тонкого общественного баланса влияет множество факторов, среди которых религиозная терпимость, размер налогов и наша реакция на случайные сюжетные события. Градостроительный баланс, военное присутствие полководцев и верные указы назначенного губернатора провинции позволяют удерживать позитивный тренд и обеспечивать стабильное развитие. В случае развития негативных настроений и политических интриг может вспыхнуть восстание.

Игрок управляет всеми представителями правящей династии и элиты. Между ними тоже нужен свой баланс. Уровень влияния каждого определяется их поступками. И после отход в мир иной престарелого повелителя неопытный наследник может стать жертвой заговора недовольных сановников или амбициозного родственника. Если приемник успеет набраться сил и опыта, то сможет сам устраивать покушения и подкупать недовольных.

Total War: Attila

Внешняя дипломатия позволяет осуществлять любые отношения как с ближними соседями, так и с дальними странами — мирные договора, политические браки, взаимопомощь и военные союзы. Комбинируя разные действия и условия, наша фракция будет пытаться избегать опасного положения или обеспечивать взаимовыгодные военные отношения.

Total War: Attila

Экономическое и военное развитие опирается на дерево технологий. Новые навыки можно открывать по истечении определенного количества ходов на глобальной карте, а в некоторых случаях их изучение требует еще и финансовых затрат. Военная ветвь навыков позволяет улучшить боевые параметры воинов, открыть доступ к новым строениям, чтобы нанимать новых юнитов, уменьшить финансовые затраты на содержание войск. Вторая ветка развития посвящена гражданской власти и всему, что с ней связано — от развития земледелия до градостроительства и торговли.

У каждой фракции есть свои особенности. Например, у римлян со старта доступно много технологий и хорошая сырьевая база с множеством подконтрольных провинций. Но вместе с этим в наследство достаются политические дрязги, коррупция и обилие врагов на границах. Северные племена имеют боевые бонусы. Грозные гунны получают множество преференций от постоянной тактики вторжения и разорения, вселяя особый ужас в христиан.

В самом тяжелом положении в начале кампании оказываются, наверное, те самые восточные готы, которым посвящен пролог. Они зажаты между молотом и наковальней — армиями гуннов и Константинополя. У их сородичей, вестготов, тоже положение не сладкое. Но если быстро закрепиться на Балканах, то можно поднабрать сил и впервые разорить Рим даже раньше отмеренной историей даты.

Total War: Attila

В этом и прелесть игры, чтобы при использовании многочисленных средств и возможностей подгадывать оптимальный момент для резкой смены тактики и нового рывка экспансии. Не забываем при этом и про тактику выжженной земли, чтобы другие фракции не могли получить выгоду от захвата ваших земель. Отстроить разрушенный город возможно, но это требует значительного капиталовложения в условиях, когда денег всегда не хватает. Так что известный римский тезис «разделяй и властвуй» приобретает в Attila новый смысл — разоряй и властвуй. Совершай набеги для быстрой наживы, а когда отходишь, разрушай после себя все, чтобы не досталось врагам. В итоге Европа через некоторое время превращается в чересполосицу развитых и брошенных провинций. Некоторые фракции исчезают в прошлом, но оставшиеся начинают еще более ожесточенную борьбу за ресурсы.

Total War: Attila

В определенных ситуациях выгоднее освободить захваченный город от чужой власти, отдав его коренному народу. К примеру, мне удалось совершить ранний марш-бросок через море на Апеннинский полуостров, не только разорив Рим в момент, пока его войска были отвлечены схватками на периферии, но и организовав постоянное сопротивление оставшимся силам в результате освобождения южных городов, сформировавших свое государство.

Total War: Attila

По ходу кампании выдвигаются главные и побочные условия победы, задавая направление основной экспансии и позволяя улучшить материальное положение за счет бонусных средств в случае их выполнения.

Кроме геополитических игр на большой стратегической карте TWA традиционно предлагает захватывающие военные схватки в режиме реального времени. Тут все привычно — координируем действия разных отрядов, используем их особые навыки и умения полководцев, не забываем о влиянии рельефа и погодных условий. В случае уверенного преимущества можно воспользоваться авторасчетом исхода сражения, чтобы не утруждать себя личным участием в каждой военной стычке. Если же преимущество на стороне врага, то спасти положение может только продуманная выверенная тактика и личный контроль боевых частей с использованием тактической паузы.

Total War: Attila

Total War: Attila

Total War: Attila

Total War в очередной раз поражает массовыми баталиями с проработанными до самых мелких деталей солдатами, которые усердно рубят друг друга в ожесточенных схватках. В игре интересно даже просто наблюдать за сражениями, приближая по максимуму камеру. Ожесточенность эпохи должна подчеркиваться кровавостью, расчлененкой и обилием огня, которые добавляются только после приобретения платного дополнения. После аналогичной ситуации с Rome 2 это уже можно назвать плохой традицией.

Total War: Attila

По мере накопления боевого опыта полководцы приобретают новые навыки, а армии обзаводятся специальными бонусами-традициями, что позволяет сохраняет высокую боеспособность даже после смены военачальника. На исход локальной битвы влияют факторы положения полководца на глобальной карте — местность, время года и наличие в ближней зоне сил подкрепления.

Кроме сухопутных войск можно организовывать морские отряды боевых кораблей. Но и любому обычному полководцу доступна возможность пересадить свои силы на корабли, чтобы отправить их в пиратских рейд или в заморский набег. Конечно, боевые качества и возможности передвижения у таких импровизированных моряков ниже, чем у специализированной флотилии.

Total War: Attila

Для любителей исключительно боевого режима припасено несколько исторических битв, воссоздающих крупные сражения прошлого.

Total War: Attila

Total War: Attila

Total War: Attila

TWA традиционно радует отличной сочной картинкой во всех игровых режимах. Красивые пейзажи, насыщенные погодные эффекты, тщательная проработка деталей — уровень графики передовой для жанра стратегических игр.

Total War: Attila

Total War: Attila

Total War: Attila

Total War: Attila

Легко заметить, что общий уровень визуального исполнения от Rome 2 почти не отличается. В расширенных графических настройках произошли некоторые изменения. Исчезла возможность выбирать версию шейдеров, что, возможно, помешает добиться приемлемой производительности на старых графических картах. Зато владельцев мощных систем порадует новый пункт выбора метода сглаживания, где доступны разные режимы MSAA и MLAA.

Total War: Attila

Total War: Attila

Визуальные красоты сопряжены с серьезными системными требованиями. При максимальных настройках качества даже топовым видеокартам приходится тяжело. Чтобы оценить общую ситуацию с производительностью в игре, мы провели небольшое сравнительное тестирование старших видеокарт NVIDIA и AMD.

Конфигурация тестового стенда:
  • процессор: Intel Core i7-3930K (3,2@4,4 ГГц, 12 МБ);
  • кулер: Thermalright Venomous X;
  • материнская плата: ASUS Rampage IV Formula/Battlefield 3 (Intel X79 Express);
  • память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX (4x4 ГБ, DDR3-2133@1866 МГц, 10-11-10-28-1T);
  • системный диск: Intel SSD 520 Series 240GB (240 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
  • монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64;
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 347.52;
  • драйвер остальных Radeon: ATI Catalyst 14.12.
Тестирование проводилось при помощи встроенного игрового бенчмарка, который демонстрирует поле боя с разных ракурсов.


Установлено максимальное качество почти всех параметров. Отключено сглаживание, эффект глубины резкости и эффекты искажения. Конфигурация настроек отображена ниже. Тестирование проводилось при разрешениях 1920x1080 и 2560x1440.

Total War: Attila

Теперь посмотрим на результаты.

Total War: Attila

С Full HD все участники легко справились, продемонстрировав высокий fps. Старший представитель AMD, Radeon R9 290X, идет наравне с GeForce GTX 780 Ti. С уверенным отрывом лидирует GeForce GTX 980.

Total War: Attila

При переходе к более высокому разрешению среднее значение более 30 кадров в секунду сохраняет только GeForce GTX 980. Возможны серьезные просадки по минимальному fps. Но из личного опыта скажу, что играть в таком разрешении на GeForce GTX 980 абсолютно комфортно.

На глобальной стратегической карте частота кадров не столь важна. Тут ключевую роль для комфорта играет время, которое тратится на расчет хода всеми фракциями. После того, как вы выполнили все свои действия, компьютер производит расчет действий для всех многочисленных фракций. И чем дольше вы играете, тем сложнее общая военная-политическая ситуация на карте и больше времени тратится на просчитывание хода виртуальных соперников. Естественно, что тут ключевую роль играет производительность процессора. А насколько процессорозависим данный процесс, и как влияют на него дополнительные ядра, мы выясним по итогам небольшого эксперимента с Intel Core i7-3930K. Зафиксируем частоту процессора на уровне 3,2 ГГц без Turbo Boost и будем постепенно активировать разное количество ядер, играя попутно с Hyper Treading. Заодно проведем тестирование в разгоне. Измеряется время, затраченное компьютером на просчет действий фракций после 70 хода игрока в большой кампании.

Total War: Attila

При одинаковой частоте 3,2 ГГц сразу видна разница между двумя и четырьмя ядрами. А вот Hyper Treading пользы не приносит. Активация всех шести ядер у Intel Core i7-3930K тоже не дает какого-то серьезного эффекта. Зато реакция на повышение частоты серьезная — время просчета хода ускоряется на 39% при разгоне с 3,2 ГГц до 4,4 ГГц. При этом все равно тратится значительное время в 48 секунд, а это далеко не самая сложная ситуация и не самый долгий ход.

В итоге можно сделать привычный вывод о том, что больше всех в игре будут страдать обладатели двухъядерных процессоров. Им придется выжидать по несколько минут после каждого хода. Между Core i5 и Core i7 разница минимальная, но важную роль сыграет итоговая частота. Так что разгон процессора для Total War: Attila весьма необходим и практически выгоден.

Total War: Attila является логическим продолжением Total War: Rome 2. Прошлая игра посвящена эпохе становления и расцвета Римской империи, новая — ее упадку. И на первый взгляд эти части мало отличаются. Однако у кочевых племен много своих особенностей, меняющих общую тактику. Поэтому даже постоянных поклонников сериала игра порадует новыми ощущениями. Все это дополняют поражающие масштабами военные баталии и великолепная графика. Хорошая зрелищная стратегия и достойный представитель серии Total War. Раздражает только желание разработчиков получить дополнительную плату за повышенный реализм и кровавость боев со специальным DLC. Так же слишком много дополнительных DLC с фракциями, не вошедшими в оригинальную игру.