Frontlines: Fuel of War. Кровавая цена черного золота

"Вечность пахнет нефтью..."
Егор Летов



Человек, наверное, самое парадоксальное живое существо нашей планеты. В борьбе за призрачные идеалы человечество не гнушается средствами и методами достижения своих целей. Если на пути наших свершений стоит природа - уничтожаем ее, другие народы - можем пожертвовать и ими. Борьба является постоянным атрибутом нашего жизненного пути. С увеличением населения, борьба эта приобретает все более глобальные масштабы. Пока люди ведут постоянные конфликты друг с другом, играясь в песочнице со смертельными игрушками, запасы жизненно важных стратегических ресурсов подходят к концу. И хотя по меркам нашей цивилизации, с момента технической революции прошло совсем мало времени, но залежи некоторых природных ископаемых уже на исходе. Еще в 80-х годах прошлого века нас пугали, что нефти нам не хватит и на 25 лет вперед. Время идет, разведываются новые месторождения и дата "времени Х" постоянно отстрачивается. Но возможно, конец нашей экономики не так далек, как нам кажется…

Frontlines: Fuel of War - обычный шутер, яркий, динамичный. В нем нет глубоких философских мыслей и размышлений о будущем нашей цивилизации. Но есть в этой игре кое-что, что заставило отвлечься от игровой темы во вступлении к данной рецензии. В этом творении, рожденной фантазией сотрудников Kaos Studios, описывается один из возможных сценариев развития события в случае глобального топливного кризиса. Сами не подозревая, разработчики нарисовали неприглядную картину того, во что превратится мир без основного сырья для существования экономики.

Нефть кончилась намного раньше, чем все рассчитывали, - в середине 30-х годов XXI века. Все начиналось с очередей на заправках. А далее кризис, многие отрасли экономики остановились. Ни атомная энергия, ни альтернативные источники энергии не смогли заменить тепловые электростанции, которые теперь простаивали без сырья. Люди теряют работу, бедность одолевает западный мир. Когда людям нечего терять, они способны на отчаянные меры, и мир сотрясают беспорядки. Тень анархии нависает над цивилизованным сообществом. Сформировалось два лагеря - "Коалиция" (Западные страны) и "Альянс Красной Звезды" (Россия и Китай).

Из всех природных ресурсов остались только нефтяные залежи Каспийского шельфа и близлежащих территорий. За эти земли и развернуться кровавые бои. История повествуется от имени военного корреспондента, который откомандирован на передовую, чтобы информировать соотечественников о событиях на поле боя.

И хотя конфликт назревал давно, поводом для начала войны стал инцидент, свидетелями которого мы и станем. "Вероломное" нападение русской армии на отряд американских солдат. Представьте себе ситуацию, - прилетают, значит, бравые американские вояки на исконно американскую землю под названием Туркменистан для контроля своей нефтедобывающей точки, а тут, откуда ни возьмись, бородатые русские мужики с автоматами и в шапках-ушанках. Забавная ситуация, но это еще только начало. Дальше - лучше.



Понятное дело, что одной стычкой все не ограничилось. Поскольку лучшая зашита - нападение, то американская армия не только успешно выбила врага со "своей" территории, а и перешла в наступление. Но коварству славянской натуры нет предела. Можете ли вы себе представить, что вовсе не разноцветными флагами и радостными улыбками встретили они доблестных иностранных солдат, а парочкой атомных бомб?





Но и это не сломило дух армии "освободителей". Почему освободителей, а не захватчиков? Ну, как же, ведь нам в перерывах между миссиями поведают о тоталитарном режиме, царящем в России и об ужасной пропаганде, промывающей мозги местному населению. А потому, когда армия коалиции входит в Москву, нам пренебрежительно говорят о толпах местного сопротивления, одурманенных пропагандой. А наш журналист, оглядывая горизонт, где маячат разрушенные здания столицы, говорит проникновенным голосом о том, что их армия несет свободу и мир. И не человеческие жизни волнуют его, а то, что американские войска превзошли Наполеона и Гитлера в деле покорения Москвы. Вот он, верх патриотизма.

Каждая миссия представляет одну обширную территорию или набор карт, где все прохождение можно свести к задаче захвата контрольных точек. И это не спроста, ведь Frontlines - это в первую очередь сетевой шутер. Но сингл прикручен к игре не для галочки, как это часто бывает в подобных проектах. Есть сюжет, хорошие заставки, и даже основные герои. В общем, если бы не привязка в точкам и возможность несколько раз возрождаться за миссию, то вторичности одиночной компании не особо чувствовалась бы.

Цели наши варьируются от простого захвата точек, укреплений, бункеров и заводов, до подрыва стратегических объектов и средств коммуникации, или их взлома. Все цели четко обозначены маркерами на карте.







Мы можем выбрать бойца одного из типов - спецназовца, снайпера, штурмовика или другого. Отличаются они начальным набором оружия. Конечно, ничто не мешает нам в процессе боя подхватить автомат убитого товарища. В зависимости от ситуации, удобнее использовать штурмовика с гранатометом, или, может, снайпера. Но в одиночной компании выбор персонажа доступен лишь после нашей смерти. Начинать же миссию необходимо будет только с тем бойцом, которого нам дадут.

Арсенал наш не сильно разнообразен в плане традиционного оружия - несколько типов винтовок, гранатометов и дистанционно управляемые взрывпакеты. Одной из особенностей игры является наличие боевых роботов-дронов. Управляемые вертолеты вооружены ракетами. Мощное средство с приличной убойной силой, и высокой маневренностью. Недостаток лишь в ограниченном радиусе действия от источника сигнала. Но всегда можно переключиться с управления дрона на бойца, и подбежать им ближе, чтобы иметь возможность подлететь роботом еще дальше.



Есть мини-машинка со взрывчаткой. Если дорогу преграждает танк, то, укрывшись за углом, можно его подорвать с помощью такого дрона.



Есть самоходные бронированные крупнокалиберные пулеметные установки.



Присутствуют и другие механизированные помощники в виде летательных аппаратов и других устройств. Но все эти миниатюрные машины разведки и боя являются не только выдумкой разработчиков. Компания Kaos Studios привлекала военных консультантов, так что, возможно, у нас есть счастливая возможность управлять виртуальными прототипами реальных устройств, которые пока еще находятся в процессе разработки.



Кроме этих технологических "штучек" у нас есть возможность воспользоваться традиционными транспортными средствами - танками и различной бронированной автотехникой.









Управлять всеми этими средствами передвижения довольно легко, особенно благодаря виду от третьего лица. Вот только с вертолетом тяжело, практически невозможно совладать, управляя с клавиатуры.

Сам игровой процесс по механике и динамике напоминает сетевой хит Battlefield 2142, что и не случайно, ведь Kaos Studios участвовали в разработке нескольких игр из серии Battlefield. Модные нынче консольные веяния по восстановлению здоровья вполне органично вплетаются в одиночную компанию, но для сетевой игры это непозволительная роскошь, вносящая существенный дисбаланс в игру.

Что же касается электронных напарников, то они хоть и присутствуют и изображают активную командную работу, но от ощущения того, что игра вертится вокруг нас не избавиться. Без нас к активным действиям они не способны. Боты могут долго перестреливаться, находясь за укрытиями в десяти метрах друг от друга. Да и не заметить выбежавшего сбоку врага тоже могут. Однако за динамикой игры времени на простой не будет, и все эти недоделки искусственного интеллекта проявляются очень редко. Зато ощущение массовых сражений удалось вполне неплохо. Поскольку компьютер всегда спешит сгенерировать новых врагов на замену убитым, то времени скучать не будет.









Зрелищный боевик добротно приправлен веером ярких спецэффектов, которые генерирует графический движок Unreal Engine 3. Да и игровые уровни довольно масштабные. Долины с поселками и укрепленными аванпостами, переплетение городских улочек с разрушенными покосившимися домами. Каждая локация уникальна, максимально детализирована и хранит множество укрытий, закоулков и ответвлений, что придется по душе любителям масштабных баталий. К минусам можно только отнести небольшое количество игровых карт, доступных в сетевой игре. Зато возможность организовывать сервера до 64 человек позволит устраивать настоящие массовые сражения.

















Индустриальные пейзажи мертвых разрушенных городов смотрятся довольно реалистично. А вот природа разработчикам удалась не так хорошо. Деревья выглядят безжизненно, хотя при размере карт и высоком уровне деталей на них с качественными текстурами, требовать столь высокого внимания к таким нюансам все же уже безрассудство.



Обилие ярких спецэффектов радует глаз, но не мешает игре. Смазывание картинки и помутнение взгляда от ранения выполнены ровно настолько, чтобы приукрасить изображение, но не отвлекать.





Окружение подвержено разрушению. Бетонные плиты и прочие похожие укрытия, расставленные по всем уровням, разносятся в щепки от взрыва. Взрывной волной тела врагов подбрасывает и кувыркает в воздухе. Зрелищности в игре хватает.



При довольно симпатичной графике и масштабным открытым локациям игра отличается умеренными системными требованиями и имеет множество гибких настроек, что позволит добиться высокого FPS на разных конфигурациях. Отличная оптимизация, безусловно, является заслугой разработчиков. Ведь у нас есть масса примеров реализации Unreal Engine 3 с менее выразительной графикой и более низкой производительностью с периодичными лагами и просадками частоты кадров (например BlackSite: Area 51 или Turning Point: Fall of Liberty).

Frontlines: Fuel of War вышла не клоном серии Battlefield (отголоски которой все же немного ощущаются), а самостоятельной неплохой и зрелищной игрой. Просторные игровые локации, обширный набор боевой техники и большое количество игроков являются плюсами игры. Дроны делают бои еще более разнообразными и непредсказуемыми. Отличный и продуманный дизайн уровней радует множеством укрытий, огневых точек и зданиями с проработанным внутренним интерьером. Динамичные перестрелки хоть и не дотягивают до молниеносных стычек в Call of Duty 4, но иногда увлекают не меньше. Причем все это относится как к сетевой, так и к одиночной компании. Но вот "вторичность" одиночной компании все же проявляется в виде однотипного плана прохождения уровней. Конечно локации, интерьеры и пейзажи вокруг нас меняются, но тактика врагов и общие цели остаются те же (захват точек). Сюжетные коллизии заканчиваются ровно на вступительных роликах, которые иногда неряшливо связывают разные миссии. Также расстраивает возможность выбрать противоборствующую сторону (Красная звезда) в сетевой игре и показать "где раки зимуют" американским солдатам.

Что же касается традиционной роли русской стороны, то игра предлагает набор банальных ляпов и море стереотипов полувековой давности. Взять хотя бы солдат в шапках-ушанках, в которых они и в Казахстане бегают и в Москве. И этот национальный атрибут довольно смешно сочетается с высокотехнологичным коммуникационным устройством.



А местное оформление плакатов, надписей на стенах и прочие лингвистические изыски иногда даже улыбку не вызывают - настолько глупы и бессмысленны. "Опасность - не войдите", "школьное задание", "автомобная дорога", "пена пива", "обувd" - PROMT и то правильнее переводит.





Что же касается самой концепции игры о Третьей мировой войне, то к сожалению не столь далека задумка от истины. То, что у нас осмеливаются озвучивать лишь радикальные антиамериканские издания, отлично отображено в сюжете игры. Вот только немного с другой позиции. Ролики сделаны с такой душой и пронизаны патриотичными речами настолько, что без слез умиления смотреть и слушать это нельзя. Ну что уж тут поделать, нация США такова что, ни разу не видев страшных последствий войны на своей земле со времен Гражданской войны, она привыкла гордиться своими военными походами на другие континенты. Пока исправно поступает нефть, пока есть бензин на каждой заправке, свет в каждом доме, то мало кого интересует, какой ценой это достигается. И с экранов телевизоров в новостях рассказывают о нелегкой службе солдат, защищающих демократию и безопасность их страны за несколько тысяч километров от родного дома. А в это время песок багровеет от крови, гибнут невинные, злость поглощает целые страны и народы. Такова цена благополучия 250 миллионов человек.

Frontlines: Fuel of War не первая игра рассказывающая о конфликте США и России. За последний год таких игр вышло прилично, взять хотя бы прошлогодний хит - World in Conflict. Как и любая отрасль искусства или развлечений, игровая индустрия, как и кино, передает общие настроения общества и подпитывает интерес к своему продукту его страхами. И вовсе это не значит, что те, кто придумывал игру нарочно сидели и выдумывали, как бы изобразить Россию пострашнее. Просто они действительно так думают, видят такую угрозу. И для них вполне нормальная ситуация, что если в их стране будет кризис, то все средства будут хороши, в том числе и захват потенциально опасных государств.

Такова она реальность новой Холодной войны. Остается лишь надеяться, что все эти пессимистичные прогнозы так и останутся обычной электронной забавой, в которой все выглядит забавно и не более.