Практические впечатления от игр с Sensa HD

Как уже понятно, тестирование Sensa HD проводилось с комбинацией Razer Freyja на кресле Razer Iskur, геймпада Razer Wolverine V3 Pro и гарнитуры Razer Kraken V4 Pro, что обеспечивает максимальные на сегодня десять точек вибрационного контакта с телом. Для того чтобы Sensa HD заработала, необходимо иметь работающее на заднем фоне приложение Razer Synapse 4 и разрешение на работу Chroma Apps.

Сначала пару слов о режиме Audio-to-Haptics, который работает на любом аудиосигнале от ПК. В шутерах с качественным звуковым дизайном это работает приемлемо: взрывы, выстрелы и шаги ощущаются соответственно. Пространственное позиционирование в некотором виде функционирует, но ведь даже сам по себе «виртуальный 7.1» в гарнитурах не является чем-то впечатляющим, так что от его гаптической производной не стоит ждать чудес. Ну и главное ограничение: система не различает игровые звуки, музыку и голосовой чат. Например, глубокие мужские голоса вызывают вибрацию, идентичную взрывам. Музыка с басом постоянно стимулирует подушку. Фильтр частот (скажем, 20–80 Гц) помогает, но жертвует частью эффектов. В общем, если бы этот режим был единственным, как раньше у гарнитур с Razer HyperSense или тех же вибронакидок, то ничего интересного в Sensa HD не было и продукт не стоил бы даже чтения этого обзора, а не то, что его написания. Поэтому, к счастью, Audio-to-Haptics является больше переходным режимом, а вся магия происходит в играх, которые официально совместимы с Sensa HD Haptics.

Razer поддерживает актуальный список игр на специальной странице вместе с Chroma Games (играми, поддерживающими уникальные световые RGB-эффекты на основе Chroma SDK) — эти две технологии в этом плане идейно похожи, потому что у них есть единственный автор в лице компании Razer, они существенно расширяют пользовательский опыт для владельцев продуктов Razer и при этом требуют усилий сторонних разработчиков для внедрения. Поэтому, можно предположить, что Razer сотрудничает со студиями по продвижению Sensa HD тем же образом, каким она много лет продвигает Chroma. Только для выживания технологии эти усилия важнее, ведь без нативной поддержки Sensa HD использование Freyja вообще не впечатляет, в то время как без привязанных к играм Chroma-эффектов использование мыши или клавиатуры Razer не становится существенно хуже…

Итак, во время анонса в прошлом году в списке Sensa HD Games было всего несколько игр, а сейчас их уже более сотни. Впрочем, здесь есть определенная натяжка. Дело в том, что большую часть списка составляют симуляторы, совместимость с которыми обеспечена благодаря сотрудничеству Razer и SimHub — разработчиков приложения, позволяющего подключать различные аппаратные устройства именно для симуляторов через так называемую телеметрию. В этом режиме игра передает наружу информацию о состоянии игры: например, скорость, обороты двигателя, работу подвески и т.п. Таким образом, SimHub позволяет увидеть показания виртуальных приборов на реальном аппаратном устройстве, которое размещено в физическом кокпите.

В список совместимых устройств как раз уже входили различные вибраторы и даже «ветродуйки» для продвинутых конфигураций симуляторов, которые строят для максимального погружения. И большой победой Razer является адаптация Sensa HD под протокол работы SimHub. Это позволило мгновенно расширить библиотеку игр в несколько раз и, что очень важно, открыть преимущества Freyja очень платежеспособной аудитории любителей симрейсинга и авиасимов — для многих из них цена накидки будет вообще несущественна на фоне общей стоимости кокпита.

Для активации нужно сначала установить приложение, выбрать активную игру, настроить передачу телеметрии от нее и активировать поддержку Sensa HD. Все остальное произойдет уже автоматически — за обработку эффектов отвечает именно SimHub, а не конкретная игра. Ключевое преимущество: это все еще нативная гаптика, а не Audio-to-Haptics, то есть система не реагирует на радио или голосовой чат, поскольку работает с телеметрией, а не аудио. Однако, в трех играх, которые были проверены, впечатления остались несколько разные. American Truck Simulator и F1 24 получили широкую поддержку: текстура дороги и вне ее передается вибрацией, переключение передач ощущаются как короткие толчки, обороты двигателя передаются на спину… А вот поддержка аркадных гонок Forza Horizon 5 не впечатлила, фактически, в первую очередь работает вибрация геймпада и то не очень активно, а накидка и гарнитура подключаются нечасто и не очень убедительно. Впрочем, лучше, чем ничего, если все это железо уже имеется.

Но совместимость через SimHub является лишь одной из возможностей. Существенно интереснее, когда студии полноценно вкладываются в разработку гаптических эффектов для Sensa HD. Таких игр удалось протестировать семь, а еще две не заработали по разным причинам.

Silent Hill 2 (Bloober Team): 44 эффекта, автоматически работающих с версией для Steam. Психологический хоррор идеально подходит для демонстрации возможностей гаптики. Постоянная едва ощутимая статическая вибрация создает атмосферу тревоги. Сердцебиение персонажа передается ритмичными импульсами, интенсивность которых возрастает при приближении опасности или снижении здоровья. Джампскеры сопровождаются резкими импульсами, которые буквально заставляют вздрогнуть. Выстрелы, гранаты и борьба передаются различным образом.

Hogwarts Legacy (Avalanche Software): Более 40 эффектов. Направленные атаки заклинаний ощущаются с соответствующей стороны спины. Вражеское заклинание справа создает вибрацию в правых актуаторах. Полеты на метле сопровождаются вибрацией, интенсивность которой зависит от скорости. Каждый тип заклятий имеет уникальную гаптическую сигнатуру — собственно, именно этот тип действий является наиболее показательным использованием Sensa HD в игре и позволяет буквально почувствовать магию.

S.T.A.L.K.E.R. 2 (GSC Game World): 53 эффекта, работает автоматически с версиями игры для Steam, Epic и GOG. Аномалии имеют характерные гаптические паттерны. Радиационный фон передается низкочастотным гулом. Разное оружие имеет разные профили: АК дает ритмичные импульсы автоматической очереди, Драгун создает единичный мощный толчок. Взрывы ощущаются с направлением. Разные виды поражений передаются по-разному. Впрочем, в целом картина не впечатляет и ощущается второстепенной по сравнению с Battlefield 6.

Frostpunk 2 (11 bit studios): не очень ожидаемый тайтл для использования гаптического фидбека несколько выиграл от того, что было добавлено 13 эффектов. Метели передаются постоянной вибрацией. Промышленные объекты создают ритмичные паттерны. IdeaTree и парламент также имеют свои эффекты. Sensa HD автоматически работает с версиями для Steam, Epic и GOG.

Sniper Elite: Resistance (Rebellion): на момент анонса Sensa HD этот шутер предлагался даже бесплатно с Freyja и Kraken V4 Pro для демонстрации технологии. В игре использовано 68 различных эффектов. Задержка дыхания успокаивает вибрацию сердцебиения. Выстрел снайперской винтовки создает мощный импульс с постепенным затуханием. Рентгеновские камеры убийств сопровождаются гаптикой, специфичной для пораженных частей тела. Интересно, что это едва ли не единственная игра, в которой поддержку Sensa HD надо включать принудительно через меню Accessibility.

Dune Awakening (Funcom): один из важнейших релизов Sensa HD в 2025 году. Игра предлагает более 230 эффектов, включая полеты на орникоптере и огнемет. Поскольку это сочетается с более чем 180 эффектами Chroma, для Razer эта игра стала очень показательной интеграцией. Работает действительно хорошо и при этом не перегружает геймплей, а дополняет его в те моменты, когда это нужно.

Battlefield 6 (Electronic Arts): а вот это уже стопроцентный хит в копилке Razer Sensa HD Games и игра, которая лично автора убедила в том, что технология имеет перспективу. 176 разнообразных гаптических эффектов покрывают множество игровых ситуаций (260 эффектов Chroma также не мешают). Мало того, что получилось очень реалистично, так еще и информативность обратной связи интуитивно помогает ориентироваться в игровой ситуации лучше, чем без гаптики. Играть в FPS с геймпадом на ПК всегда было очень уныло по сравнению с традиционным набором мыши и клавиатуры. Поэтому приятно было отметить следующее: реалистичность отдачи от выстрелов с геймпадом в руках выше (при том, что триггер еще и работает близко к спусковому крючку), но общие ощущения от работы Sensa HD, скажем так, падают всего лишь со 100% до 90%, если отложить Wolverine V3 Pro и продолжить игру с привычными манипуляторами. То есть, большинство впечатлений создает Freyja с приложением от Kraken V4 Pro. И это, в таком случае, очень хорошо.

Еще две игры не удалось запустить. Mortal Kombat 11 от NetherRealm курьезно не доступна в Украине из-за каких-то неурядиц с законодательством, а поддержки Sensa HD в более новом Mortal Kombat 1, увы, нет. Даже странно, почему Razer смогли интегрировать гаптику именно в более старую игру и ничего не обещают насчет последней. А вот PC Building Simulator 2 (от Spiral House) обещает 16 эффектов, включая работу воздушного компрессора и повышение уровней, причем работать все должно автоматически именно для версии Epic Store. К сожалению, почему-то этого не произошло и игра отказалась демонстрировать гаптику.

Кроме вышеупомянутых, следующие игры поддерживают нативную реализацию Sensa HD по состоянию на время написания статьи:

  • Borderlands 4;
  • Marvel Rivals;
  • Final Fantasy XVI;
  • Vendetta Online;
  • Symphonia;
  • Screw Drivers;
  • The Coma 2B: Catacomb;
  • SnowRunner;
  • Atelier Yumia.

Также есть обещание, что для следующих игр эта поддержка находится в стадии coming soon:

  • Hitman: World of Assassination;
  • Once Human;
  • Mechwarrior 5: Mercenaries;
  • Mechwarrior 5: Clans;
  • World of Warships;
  • Hunt: Showdown;
  • Pinball FX;
  • Fate Trigger: The Novita.

Жаль, что точных сроков не приводится, так как автор ждет Hitman и Mechwarrior 5 уже год…

Выводы

Сначала стоит высказаться отдельно о двух из трех протестированных компонентов. Сначала — вибрационная накидка Razer Freyja, которую невозможно оценивать никак, кроме как по единственной функции:

Преимущества:

  • Широкополосные VCA-актуаторы для детальной гаптики.
  • Оно действительно работает!
  • Интеграция с SimHub для симрейсинга.
  • Универсальное крепление к креслам.
  • Качественная система quick-release для кабеля.
  • Комфортная для длительного использования.
  • Гармонизация с Kraken V4 Pro.

Недостатки:

  • Высокая цена.
  • Требует постоянного питания от сети через провод.
  • Ограниченная библиотека нативных игр.
  • Audio-to-Haptics реагирует на голос и музыку.
  • Отсутствует поддержка консолей.

Теперь по геймпаду Razer Wolverine V3 Pro — здесь выводы будут существенно сложнее, ведь этот продукт интересен и сам по себе без всякой поддержки Sensa HD. Wolverine V3 Pro является одним из лучших контроллеров для Xbox и PC независимо от Sensa HD. Hall Effect стики, великолепные триггеры и продуманные задние кнопки делают его отличным выбором для конкурентных игроков.

Преимущества:

  • Совместимость с ПК и Xbox.
  • Hall Effect стики без дрифта.
  • 6 переназначаемых дополнительных кнопок.
  • HyperTriggers с коротким/длинным ходом.
  • 1000 Гц опрос на PC.
  • Беспроводное подключение 2,4 ГГц.
  • Mecha-Tactile кнопки с приятным откликом.
  • Качественный жесткий кейс в комплекте.
  • Превосходная эргономика задних кнопок.
  • Sensa HD является бонусом.

Недостатки:

  • Sensa HD работает только на PC.
  • Высокая цена.
  • Только 250 Гц на Xbox и по беспроводной связи.
  • Отсутствует Bluetooth.

В целом, технология гаптической обратной связи Razer Sensa HD работает и действительно способна улучшить игровой опыт в поддерживаемых проектах. Интеграция с SimHub делает Freyja практически обязательной для серьезных симрейсеров — они могут покупать эти устройства уже сейчас и наслаждаться новым измерением погружения.

Нативная поддержка в играх вроде Silent Hill 2 демонстрирует потенциал технологии для атмосферных проектов, а Battlefield 6 уже является удачным примером мейнстримного AAA-тайтла с отличной реализацией фидбека. Если в перечне уже поддерживаемых игр есть та, на которую потрачены сотни часов — есть смысл присоединиться к Razer Sensa HD уже сейчас в рядах early adopters, как эту категорию покупателей обычно называют.

Однако объективно вся экосистема находится на ранней стадии развития. Библиотека нативных игр ограничена примерно 20–30 проектами плюс 80+ через SimHub. Audio-to-Haptics имеет фундаментальные ограничения. Премиальное ценообразование (комплект из трех устройств выходит около $1000 и более доступные варианты пока отсутствуют) требует серьезных инвестиций. В этом смысле хорошо, что Kraken V4 Pro при этом является просто отличной гарнитурой, а Wolverine V3 Pro — отличным геймпадом, потому что покупать все это исключительно ради гаптики было бы слишком даже для хардкорных энтузиастов. Поэтому большинству игроков стоит подождать еще, скажем, год и понаблюдать, будет ли заметным расширение библиотеки нативных игр. Отдельно интересно, появятся ли в ней именно популярные игры с большой базой игроков: это может стать простым стимулятором продаж как существующих устройств, так и появления новых, возможно, более доступных версий «железа».

Технология имеет значительный потенциал, но ее реализация зависит от поддержки индустрии. Razer сделала важный шаг в стандартизации PC-гаптики, с аппаратной точки зрения способностей Freyja, Kraken V4 Pro и Wolverine V3 Pro вполне достаточно и теперь слово за разработчиками игр.