Впечатления

Поскольку имеем дело с нетипичным для нас продуктом, перед описанием впечатлений стоит сделать небольшое пояснение: в собственности автора есть полдесятка различных «геймерских» и «качественных офисных» кресел (включая 5 лет эксплуатации Razer Iskur, о чем уже однажды упоминалось в другой статье: Сборка концепт-ПК Lian-Li x Razer), имеющийся определенный опыт их сборки и ремонта, а также более десятилетия опыта эксплуатации настоящих спортивных кресел производства Sparco (Chrono Road) и Recaro (Speed V) в автомобилях. Этого недостаточно, чтобы считаться экспертом по вопросу, но хватит, чтобы иметь достаточно, как говорят американцы, seat of the pants-опыта для описания впечатлений.

Итак, HATOR Arc 3 XL является массивным, добротным креслом. Велюр на ощупь гораздо приятнее PU-кожи, которая доминирует в этом ценовом сегменте. Материал мягкий, теплый, не скользит. Пенка не «пробивается» в первые часы, а мягко поддерживает. Это ощущение остается даже после недели ежедневного использования по 6−8−10 часов.

Посадка комфортная с первой минуты. Широкое сиденье дает свободу, которую трудно переоценить. Можно сесть привычно, накрест, поджать одну ногу под себя, менять позу каждые 20–30 минут без борьбы с боковыми валиками. Это критическое преимущество XL-версии и главная причина выбрать ее по сравнению со стандартной Arc 3. На типичных геймерских креслах с 50 см шириной такой свободы нет — через час бедра начинают чувствовать давление валиков, через два часа хочется встать. Здесь этой проблемы нет (хотя вставать чаще таки стоит вне зависимости от удобства кресла!).

Спинка высотой 87 см обволакивает от поясницы до головы, создавая ощущение поддержки всего тела. «Крылья» не мешают, руки двигаются свободно — можно тянуться к краю стола, к боковым мониторам, к полке сбоку без ощущения давления на плечи, ожидаемого в спортивном автомобиле, но не за столом. Механизм наклона работает плавно, без резких рывков.

Подлокотники после настройки поддерживают локти в естественном положении, снимая нагрузку с плеч и шеи. Они регулируются по трем осям: высота (рычаг с внешней стороны, тянуть вверх), глубина (тянуть вперед-назад после нажатия боковой кнопки), угол поворота (поворот накладки внутрь или наружу после нажатия боковой кнопки), ширина (нажать на кнопку по центру и двигать вправо-влево). Все эти 4D-регулировки субъективно выглядят больше маркетингом: особенно возможность поворота и дополнительное движение по ширине (в дополнение к регулировке винтами снизу). Возможно, было бы лучше иметь более простые подлокотники и меньшую цену кресла при этом, но реалия рынка в том, что конкуренты будут продвигать 4D, как преимущество и в высшем сегменте это становится аргументом. Сам механизм регулировки работает четко, без люфтов — но надо понимать, что полной монолитности такой конструкции достичь нереально.

После трех недель ежедневного использования (от 6 до 12+ часов в день, смешанная нагрузка: работа, игры, отдых) можно сделать выводы о длительном использовании. Кресло остается комфортным в течение всего дня. Пенка высокой плотности не «пробивается», поддержка остается стабильной. Высокая спинка дисциплинирует: когда откидываешься на нее, автоматически выравниваешься. Поясничная подушка поддерживает нижнюю часть спины, но ее надо время от времени корректировать — она может немного смещаться во время активного движения. Это не интегрированная система, как на Razer Iskur, так что ожидать идеальной стабильности не стоит, но магнитное крепление работает лучше простой эластичной ленты.

Уход нужен. Велюр собирает пыль, волосы, крошки от еды (если едите за компьютером, что не рекомендуется, но все это делают). Раз в неделю надо пройтись пылесосом или липким валиком. PU-кожу достаточно протереть влажной салфеткой, здесь так не получится. Впрочем, это плата за комфорт.

Шум минимальный. Колесики катятся тихо по ламинату, плитке, ковру. Механизм наклона не скрипит даже после недели интенсивного использования с ежедневным откидыванием. Газлифт работает бесшумно. В общем, кресло не издает раздражающих звуков.

Единственный элемент, который вообще может звучать — это подлокотники, где слишком много регулировок. Но в этом Arc 3 XL оказался заметно лучше, например, Razer Iskur. Винтовые соединения остались плотными до конца тестового периода, люфтов не появилось. Подлокотники держат настройки и не «сползают» со временем. Магнитная подушка не отпала ни разу. Вся конструкция была стабильна.

Отдельно стоит наглядно показать разницу в размере между стандартным Razer Iskur и HATOR Arc 3 XL:

Во время длительной игровой сессии на 4–5 часов подряд, независимо от жанра — хоть Diablo 4, хоть Delta Force, хоть Forza Horizon 5, кресло HATOR Arc 3 XL показывает себя с лучшей стороны. Можно откинуться во время кат-сцен или загрузок, склониться к экрану во время сложных боёв или прицельной стрельбы. Подлокотники поддерживают локти, когда руки на клавиатуре и мыши. Для геймпада удобнее подлокотники опустить или повернуть в стороны (единственный сценарий, при котором понадобилась эта функция). Также, возможность выключить режим кресла-качалки рычагом слева оказалась более нужной, чем казалось — в ожесточённом мультиплеере лучше, чтобы кресло было монолитным, а в обычном расслабленном гейминге лучше было иметь возможность откидываться.

Для работы за компьютером Arc 3 XL тоже подходит, но с оговорками, что яркое геймерское кресло может выглядеть неуместно в некоторых случаях. Для домашнего офиса, стартапа со свободным стилем, творческих профессий — без проблем. Функционально кресло справляется с рабочими потребностями так же хорошо, как и с игровыми: спинка поддерживает правильную осанку, подлокотники настраиваются под высоту стола, можно откинуться для паузы или звонка. Этот материал, как и еще несколько, были написаны именно сидя на HATOR Arc 3 XL.

Выводы

HATOR Arc 3 XL — это третье поколение флагманской серии украинского бренда, который прошел длительный путь в производстве геймерских кресел. От оригинального Arc, через Arc 2 с его улучшениями, до текущего Arc 3 — каждая итерация вносила усовершенствования на основе обратной связи пользователей и развития технологий. Параллельно HATOR развивает и другие линейки (Darkside тоже в 3‑м поколении и куче разновидностей, плюс бюджетные Flash), что свидетельствует о системном подходе к категории кресел, а не о разовых экспериментах. Arc 3 XL выполняет свое обещание: обеспечивает комфорт для длительных игровых сессий, поддерживает все тело от бедер до головы и выглядит в соответствии с геймерской эстетикой.

Понравилось:

  • Ширина сиденья 56 см.
  • Велюровая обивка приятная и практичная.
  • Высокое качество сборки.
  • 4D подлокотники.
  • Магнитные подушки для поясницы и шеи.
  • Откидывание до 170°.
  • Качественный механизм наклона.
  • NFC-метка, если есть привычка ими пользоваться.

Не понравилось:

  • Нет интегрированной системы поддержки поясницы, только подушка.
  • Уход за велюром сложнее, чем за кожей.
  • Вес (если надо транспортировать).
  • «Полугоночный» дизайн нравится не всем.

Внимательные читатели могли заметить, что в перечне минусов выше нет цены, а она очень ощутима. Точнее, у прямых конкурентов цены сходные и HATOR даже выигрывает, но по сравнению с обычным стулом из магазина мебели она космическая. Так вот, и после многих лет эксплуатации подобных кресел это можно говорить с уверенностью: «не стоит экономить на себе». Если за компьютером проходит существенная часть жизни — то вопросы эргономики всех компонентов встают очень актуально. Это касается не только HATOR Arc 3 XL: плюс-минус получаешь то, за что заплачено и кресло за $500 в пять раз лучше кресла за $100. По возможностям настройки, по качеству компонентов, по выносливости конструкции… И по всем этим элементам продукт HATOR выглядит абсолютно адекватно традиционному подходу бренда — давать больше конкурентов за любые деньги.