Игровая серия Silent Hill была одной из самых известных в жанре ужасов. Первая игра появилась для консоли PlayStation в далеком 1999 году. Это была эпоха становления трехмерных игр, когда грубая графика с угловатыми персонажами слабо подходила для отображения пугающих визуальных образов, но необычный сюжет и художественный стиль помогли разработчикам создать нечто особенное. Silent Hill 2 стала более взрослой и психологической игрой, что помогло ей стать культовой. Каждая последующая часть была новым этапом и экспериментом для серии, оставив свой след в массовой культуре. Однако после Silent Hill 4 жуткое очарование и шарм постепенно растерялись, и в какой-то момент конвейер умер. Хидэо Кодзима пытался вернуть франшизу в проекте P.T., который был демоверсией и анонсом Silent Hills. Но из-за разногласий с правообладателем Konami игра сгинула в тумане еще до начала полноценной разработки.
| Silent Hill f | |
|---|---|
| Разработчик | NeoBards Entertainment |
| Издатель | Konami |
| Официальный сайт | Konami.com |
| Дата выхода | 25 сентября 2025 |
| Жанр | Survival Horror |
Возрождение случилось, когда его никто не ждал. В 2023 вышел невнятный веб-сериал Silent Hill: Ascension, а в октябре 2024 года появился отличный ремейк Silent Hill 2, который не просто передал дух оригинала, но и умело расширил игру. Теперь вышла полноценная новая игра со странным названием Silent Hill f от студии NeoBards Entertainment. Это нечто новое для серии и всей мифологии Silent Hill. Ранее игры были привязаны к одноименному американскому городку или связаны с ним через каких-то персонажей. Но Silent Hill f отправляет нас в японскую провинцию 1960‑х годов, где нам рассказывают абсолютно самостоятельную историю.
Начало в игре непонятное и туманное. Нам показывают тихую девушку Симидзу Хинако старшего школьного возраста, которая испытывает трудности в отношениях с родителями. После одного из конфликтов с отцом она решает прогуляться, чтобы встретиться с друзьями.
Нам намекают на нечто важное, что случилось до начала игры, но ничего не объясняют. Мы видим лишь грустную Хинако и друзей, которые пытаются ее поддержать и развеселить. Но в какой-то момент беззаботное детское общение обрывается. Нечто врывается в городок, покрывая его густым туманом, кровяными наростами и красными цветами. Это нечто поглощает одну из подруг, и трое оставшихся подростков бросаются наутек.
Убежав от бесформенной сущности, Хинако оказывается одна в городском лабиринте однотипных зданий, нависающих над тесными улочками. Что-то еще скрывается в густом сером тумане, что-то странное и опасное. Очень быстро мы сталкиваемся с существами, которые напоминают женских кукол, сшитых из кусков плоти. Неестественные позы, резкие движения и острый нож в руке — вы можете признать в них знакомых «медсестер», но это другие существа.
Вначале бедная Хинако вынуждена убегать и прятаться, вслушиваясь в звуки за пеленой тумана. Но в какой-то момент ей приходится поднять обрубок металлической трубы и вступить в бой. Комбинируя разные удары, она может дать отпор любым созданиям. Хотя не всегда это оправдано и разумно. Иногда проще обойти врага или убежать, ведь преследователь в какой-то момент потеряет интерес. Вот только ближе к финалу такой трюк перестанет работать.


Изучая туманный городок, девочка находит своих друзей и пытается разобраться в происходящем. Все это сопровождается странными диалогами и воспоминаниями о детстве. Постепенно проступает ситуация с любовным треугольником, детские обиды и подростковые переживания. Попутно городок раскрывает другие тайны через записки, которые мы находим в домах и разных местах. Все это неторопливо складывается в единую сложную взаимосвязанную картину.
Параллельно развивается история в ином мире. Периодически Хинако теряет связь с нашей реальностью и переносится в мистический мир, который вдохновлен синтоизмом и японской мифологией. Тут героиня следует за таинственным священнослужителем в маске лиса, разгадывает загадки и сражается с еще более странными существами. Вначале эта линия событий выглядит крайне оторванно от основного повествования, но постепенно приводит к пониманию, что за местным символизмом скрывается еще один смысловой слой.
Игра постоянно дает крупицы информации и открывает что-то новое, но умело сохраняет интригу и тайну за слоями символизма и намеками. История движется вперед и постоянно чем-то удивляет. От детской непосредственности и грусти мы движемся к жестокости и моментам, когда приходится физически стирать прошлое и старые связи. Это личная трагедия беспомощной девочки, которая не властна над своей судьбой. И такая история удивительно точно резонирует с ужасно-красивой атмосферой, где туман подчеркивает неопределенность и потерянность, а цветы становятся символом любви и смерти.
Холод неопределенности и постоянное ожидание опасности создают тревожную атмосферу. Вместе с героиней вы постоянно ожидаете появление за пеленой очередного монстра. Часто Silent Hill f играет с этим ожиданием — вот лежат трупы монстров, вот стоят «манекены» — и все они не реагируют на Хинако и ее удары. Но стоит расслабиться, как в какой-то момент одно из тел поднимется и нападет.
Игра обходится без банальных скримеров, хотя внезапные встречи с монстрами случаются часто. Основной страх в постоянном напряжении. Также игра пугает тем, как она разбивает восприятие нормального и ненормального. На каком-то этапе жуткие монстры в тумане начинают казаться чем-то привычным, а все, что связано с людьми, выглядит более странным. Тут не понятно, чего ожидать от других людей, и чего ожидать от самой Хинако, которая постепенно трансформируется в нечто иное.
Мы наблюдаем, как испуганная девочка превращается в комок ярости в порванном окровавленном платье. Это перерождение во всех смыслах, включая физическую оболочку. И показано оно будет так кроваво, жестоко и безумно, что вызывает оторопь. Отдельные сцены в игре очень жесткие и превышают все ожидания даже от такой странной истории.
Игра во многом превосходит ожидания потому, что начало не дает больших надежд. Вступление дает ощущение пустоты за нагнетанием интриги, все выглядит глупо и странно. А исследование узких переулков с не самыми увлекательными сражениями тоже не добавляет интереса.
Но чем больше погружаешься мир игры, тем сильнее она удерживает своими щупальцами, обретая смысловую глубину, сложность и увлекательность. Со временем и все игровые механики постепенно выстраиваются в хорошо работающий единый механизм. А сюжет вокруг подростковых страданий выстраивает такую запутанную картину, что в ней не разобраться за один раз. Первое прохождение дает лишь одну перспективу и один взгляд на историю. Всего в игре пять концовок, которые отличаются финальными сценами, последней битвой и небольшими нюансами в отдельных сценах.
Сам игровой процесс построен не только вокруг сражения, но и неразрывно связан с головоломками и поисками ключей. Даже следуя по прямой дороге за каким-то персонажем, героиня все равно в какой-то момент столкнется с задачей поиска ключа, амулета или иных предметов, которые нужны для прохождения. Например, Хинако изучает закрытую школу, находит один ключ, чтобы открыть второй этаж, там ищет ключ от пристройки, и так далее. Все это сопровождается тем, что меняется и сама школа, ее окутывают кровавые наросты, а безопасные зоны становятся опасными.
Боевая система привязана к двум типам ударов и быстрым парированиям. Нужно предугадывать атаки монстров, уклоняться и ловить момент для контратаки. В чем-то помогает режим концентрации. Также нужно следить за выносливостью, ведь частые удары быстро ее расходуют, лишая возможности увернуться от выпада врага. В этом есть что-то от Souls-игр, но прямые аналогии проводить все же не стоит. На большой площади боевая система работает хорошо, но внутри тесных помещений страдает от кучи проблем. Если вас зажали в угол, то начинаются проблемы с обзором и камерой, а оружие при замахе может цепляться за стены. Драться в комнатах неудобно, но игра любит ставить героиню именно в такие ситуации.
Оружие в реальности туманного городка быстро ломается, его нужно периодически чинить или менять на новое. Но на средней сложности это не создаст трудностей. В иной реальности оружие не изнашивается, зато врагов больше, и они возрождаются. В какой-то момент тут вообще пойдет акцент на экшен, сражения будут очень яростными, да и героиня перестанет быть простой девочкой.
Постоянно нужно собирать припасы, которые необходимы для лечения и прокачки. Хинако можно усилить благодаря молитвам и амулетам омамори. Но это требует определенного количества монет, которые вы получаете за подношения на алтаре. А поскольку инвентарь имеет ограниченный размер, то носить все с собой не получится. И часто приходится возвращаться к алтарю, чтобы конвертировать лут в подношения.
Игра предлагает три уровня сложности для сражений и три уровня для головоломок, что влияет на подсказки и положение некоторых предметов. Сами подсказки подаются в иносказательной и расплывчатой форме. Иногда нужно их сопоставлять с предметами или цифрами. Так что сложность тут вполне на уровне старых игр с их мудреными загадками.


Silent Hill f использует движок Unreal Engine 5, как и прошлогодний ремейк Silent Hill 2, но по стилистике и настроению ощущается иначе. Это связано с японским окружением и с необычным проявлением потустороннего воздействия, которое сочетает наросты биомассы на зданиях с красными цветами. Но тумана порою очень много, и он отчасти заглушает эту странную «красоту».


Игра не очень требовательная по меркам игр на этом движке. Видеокарта GeForce RTX 5070 позволяет играть в 1440p при 60 fps даже без апскейлинга, а с 4K она способна справиться при включении качественного режима DLSS. Пользователи видеокарт AMD Radeon могут использовать технологию FSR 3. Для слабых видеокарт лучше отключить Lumen Epic в параметрах Indirect Lighting и Reflections — вы чуть потеряете в фоновом затенении, а в отражениях вообще не почувствуете разницу.
Звуковое сопровождение всегда играло важную роль в Silent Hill. Главным композитором игры тут по-прежнему является Акира Ямаока, который мастерски играет на нервах в звуках скрипучего эмбиента и передает восточный колорит в меланхоличных мелодиях. Но сами мелодии мне показались слишком однообразными.
Silent Hill f является достойным идейным продолжением легендарной серии. Вначале игра кажется невнятной и простоватой. Но чем глубже погружаешься в туманный японский городок, тем сильнее не хочется его покидать. Нам не просто демонстрируют сюрреализм и жуткие образы ради жутких образов, но попытаются рассказать психологическую драму и передать внутренний ужас через внешний кошмар. Создатели новой игры уловили суть серии и воспроизвели ее в новом сеттинге и в новой истории. Это касается и игрового процесса, который сочетает сражения с запутанными хитрыми головоломками. Иногда игра утомляет бегом по лабиринтам из однотипных коридоров в поисках ключей, но будем откровенны, старые игры страдали тем же.
Silent Hill f впечатлит не каждого любителя ужасов, динамичные Resident Evil с точки зрения геймплея работают лучше. Для кого-то Silent Hill f может показаться даже немного нудной и непонятной игрой из категории «японская дичь». Но старым фанатам серии новая игра безусловно понравится.












