История появления игровых выставок

Когда в начале 90-х игровая индустрия распухла настолько, что ей уже не хватало места в виде нескольких палаток на выставке электроники CES, игровые компании поняли, что надо что-то менять и в 1995 году устроили первую игровую выставку E3. И хотя популярное мероприятие до сих пор ежегодно притягивает внимание со всего мира, в индустрии не она одна держит руку на пульсе игрового мира. Предлагаю взглянуть на историю появления ключевых игровых выставок и фестивалей.

1972 — Pong в Andy Capp’s Tavern

Первой своеобразной игровой выставкой можно считать демонстрацию одного из первых аркадных автоматов Pong в Andy Capp’s Tavern. Создатель игры инженер компании Atari Аллан Алкорн решил протестировать автомат и для этого установил его в баре своего знакомого. Pong был хорошо принят посетителями, но вскоре начались жалобы на работоспособность автомата и выяснилось, что причина в монетоприемнике, доверху забитом четвертаками.

История появления игровых выставок

1988 — Game Developer Conference

Настоящий ветеран и по совместительству крупнейшее мероприятие, собирающее ежегодно более 26 тыс. профессионалов игровой индустрии. Программисты, художники, продюсеры, геймдизайнеры и бизнесмены слушают лекции и дискутируют на тему разработки интерактивных развлечений и обмениваются идеями о возможном будущем.

Основанный Крисом Крофордом (Balance of Power), в первый год он собрал под одной крышей всего двадцать семь геймдизайнеров, в том числе Гордона Уолтона (The Sims) и Дона Даглоу (Stronghold), но уже во второй год увеличил это количество в пять раз.

История появления игровых выставок

1988 — European Computer Trade Show

Лондонская выставка ECTS также собирала в основном профессионалов индустрии, но была более ориентирована на журналистов и прессу. Несмотря на то, что ECTS привлекала матерых издателей, в 2005 году выставка официально закрылась после 17-летнего существования.

История появления игровых выставок

1989 — A-Kon

Мероприятие, посвященное аниме-культуре и проводимое в Далласе, штат Техас. Любителей видеоигр A-Kon, прежде всего, должен заинтересовать своими консольными турнирами по широкому диапазону игр, от Mortal Kombat для PS4 до Pokken Tournament для Wii U.

История появления игровых выставок

1995 — E3

Фестиваль, по популярности уступающий, пожалуй, только немецкой Gamescom. Устав от посредственного обращения на разных выставках электроники, крупные игровые компании решили не ломиться в закрытую дверь и в 1994 году основали Interactive Digital Software Association — ассоциацию производителей ПО и видеоигр. Уже в 1995 ассоциация устроила первую E3 (Electronic Entertainment Expo) и сразу привлекла 50 тыс. посетителей, тем самым став самым масштабным дебютом среди подобных мероприятий. Фестиваль проходил на площади в 65000 квадратных метров, на нем была представлена Sega Saturn и анонсированы первая Playstation, Virtual Boy и Neo Geo CD. К сожалению, любому желающему побывать на E3, необходимо представить доказательства о том, что его деятельность хотя бы косвенно связана с видеоиграми.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

1996 — Tokyo Game Show

Японский фестиваль TGS сконцентрирован в основном вокруг японского рынка игр с небольшими исключениями в виде релизов международного уровня. Несмотря на это, TGS является одним из самых крупных и популярных фестивалей, уже пять лет собирая по 200 тыс. человек. Namco Bandai, Sony, Capcom, Konami, и Square Enix являются завсегдатаями фестиваля. Помимо игр, на TGS демонстрируются новейшие разработки игровых девайсов, рассказывают молодому поколению о возможных карьерах в индустрии, и устраивают выступления топовых косплееров со всего мира.

История появления игровых выставок

1996 — QuakeCon

QuakeCon зародился когда игрокам из сети EFnet IRC надоело играть на расстоянии, и вместо этого они решили устроить настоящую Quake-вечеринку. Поразмыслив немного, ребята организовали встречу всех желающих в одной из гостиниц Далласа. Все прошло успешно и на следующий год, количество игроков выросло со 100 до 650 человек. Первые несколько лет ребята справлялись с организацией сами, но с ростом количества посетителей им понадобилась помощь, и они передали дело в руки id Software.

QuakeCon известен своей схемой BYOC (bring-your-own-computer) в рамках которой любой желающий может прийти и побороться за первый приз в соревнованиях по Quake или Doom. Также, в настоящее время QuakeCon не только устраивает турниры, но и демонстрирует последние наработки id Software.

История появления игровых выставок

2002 — D.I.C.E. Summit

D.I.C.E представляет собой проходящий в Лас-Вегасе форум шишек игровой индустрии. От того же GDC собрание отличается своим фокусом именно на бизнес-сторону индустрии и на последние тренды и инновации в геймдизайне и не только.

В разные годы ведущими спикерами саммита были Гейб Ньюэлл, Бобби Котик, Хидео Кодзима, Тодд Говард и режиссер Гор Вербински.

История появления игровых выставок

2002 — Games Convention

Один из крупнейших европейских фестивалей в прошлом, проводимый в Лейпциге. Помимо самих игр, ярмарка фокусировалась на игровых технологиях и, в принципе, на всем, что имело отношение к игровой индустрии. Зародилась под управлением Leipziger Messe, знаменитой ярмарки Лейпцига. Быстро набирая популярность, фестиваль начал составлять конкуренцию японскому Tokyo Game Show и американскому E3 собрав в 2008 более 200 тыс. посетителей.

История появления игровых выставок

2002 — MAGfest

Трехдневный фестиваль с упором на инди-игры и все, что с ними связано. На MAGfest вы, как и везде, найдете огромный зал с демонстрациями от разработчиков, но что по-настоящему выделяет мероприятие среди конкурентов, это его дух. Так, например, на фестивале есть комната забитая самыми разными аркадными автоматами, в том числе японского производства. Есть комната с десятками телевизоров и консолей, на которых вы можете поиграть в любой момент, выбрав игру из обширной библиотеки фестиваля. Также нельзя не упомянуть, что MAGfest, пожалуй, любимое место музыкантов разного рода. От композиторов, до chiptune-исполнителей игровой музыки.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2004 — PAX

Серия игровых фестивалей, основанная создателями знаменитого веб-комикса Panny Arcade. Они поставили цель сделать настоящий праздник для всех поклонников игр и у них, без сомнения, это получилось.

Изюминкой фестиваля является турнир «Omegathon». Несколько случайно выбранных посетителей на протяжении всего мероприятия соревнуются, играя в самые неожиданные игры от Tetris и Mario Kart, до Halo 3 и Portal 2. При этом победитель получает стоящие призы. В разное время чемпионы Omegathon уносили домой чеки на 5000 долларов и билеты на Tokyo Game Show. А самому первому победителю достался особенно вкусный набор: все игры, когда-либо вышедшие на PS2.

В настоящее время PAX разбит на пять фестивалей, проходящих в США и Австралии: PAX WEST, PAX EAST, PAX SOUTH, PAX AUS, PAX DEV.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2005 — IndieCade

В отличие от IGF, который, по сути, является больше премией, чем фестивалем, IndieCade — настоящее пристанище инди-девелоперов. Отделившись от E3, фестиваль переехал в Лос-Анджелес, где каждый год проводит свой собственный инди-рай. IndieCade берет в том числе оригинальностью, устраивая нечто под названием GameSlam, на котором всем разработчикам дается 90 секунд, чтобы рассказать зрителям про их игру. Еще стоит отметить GameWalk, представляющую собой бесплатную для всех выставку сорока отобранных игр-финалистов. Выставка проходит в четырех зданиях в одном из переулков Калвер-Сити.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2005 — BlizzCon

Когда Blizzard уже больше не могла игнорировать ту огромную армию фанатов, которую сама же и породила, выпустив World of Warcraft, компания решила устроить поклонникам Альянса и Орды праздник. Как можно догадаться, весь фестиваль направлен на промоушен главных франшиз Blizzard Entertainment. Все посетители получают набор «swag bag», в котором можно найти коллекционные фигурки персонажей или коды для внутриигрового контента. Помимо этого, Blizzard радует поклонников закрытыми тестами новинок, и каждый год фестиваль закрывают известные музыканты, такие как Metallica и Linkin Park.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2009 — GamesCom

Самый крупный игровой фестиваль в мире как по занимаемой им территории, так и по посещаемости. По сути GamesCom — это переехавшая из Лейпцига в Кёльн выставка Games Convention. С мировым рекордом по посещаемости в 345 тыс. человек в 2015 году, фестиваль является бесспорным лидером и обязательным местом для всех топовых игровых компаний. Все последние новинки и тренды в игровой индустрии обязательно освещаются на Gamescom.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2008 — EGX

Eurogamer Expo — еще один крупный европейский фестиваль, в 2015 собравший 75 тыс. посетителей. Так как основное мероприятие сфокусировано на топовых консольных играх, от фестиваля отделился отросток в виде EGX Reezed, более интимного мероприятия для любителей инди-игр и PC в целом.

На сайте фестиваля можно пройти экскурсию по EGX Reezed 2016.

История появления игровых выставок

2010 — Paris Games Week

Относительно молодой, но быстрорастущий игровой фестиваль, особенно нашумевший недавней конференцией компании Sony. На последнем мероприятии Sony устроила настоящий бум, приготовив для PGW кучу эксклюзивов как, например, первые кадры следующей игры от компании Quantic Dream — Detroit или объявление о разработке GT Sport — первого в мире автосимулятора, который в каком-то смысле является полноценным гоночным чемпионатом. В итоге, и так не маленький фестиваль в 2015 году собрал у себя 307 тыс. посетителей за пять дней.

История появления игровых выставок

2010 — MineCon

Как-то раз, Маркус «Notch» Перссон написал в своем блоге, что у него скоро выходной и было бы неплохо организовать какую-нибудь сходку фанатов Minecraft. При этом он попросил самих фанатов заняться организацией и был бы рад любому результату, даже если на сходке будут «три человека, сидящих 20 минут в неловком молчании». На радость Маркуса пришло пятьдесят поклонников, в том числе косплееры в костюмах «Крипера» и «Самоубийцы» из игры.

Уже со следующего года организацией мероприятия официально занялась компания Перссона Mojang, а в 2015 MineCon посетило больше 10 000 поклонников игры.

История появления игровых выставокИстория появления игровых выставок

2011 — GeekGirlCon

Фестиваль, цель которого — развеять миф о том, что девушки и видеоигры вещи не совместимые. Да и не только видеоигры, а наука, технологии, и вообще что угодно, что требует углубленного гик-подхода. После того как на Comic-Con 2010 конференция «Geek Girls Exist» была воспринята с большим энтузиазмом, представители, а точнее представительницы американского гик-сообщества решили организовать место, где каждая девушка-гик почувствовала бы себя как дома. Основатели GeekGirlCon заявляют, что о феминизме и речи нет, и на фестиваль открыта дверь любому, разделяющему их преданность в поддержке женского вклада в развитии гик-культуры.

История появления игровых выставок

2012 — Game Stop Expo

В 2012 огромная розничная сеть по продаже видеоигр и игровых консолей Game Stop устроила мероприятие, на котором позволяла поиграть в известные игры за месяцы до их релиза. Само собой не обошлось без киберспортивных турниров и выступлений известных разработчиков. В 2016 году GSE обещают провести мероприятие нового уровня, объединившись с MCM Comic Con.

История появления игровых выставок