Crysis 2. Call of Crysis

  Crysis 2
Разработчик Crytek
Издатель Electronic Arts
Официальный сайт http://www.ea.com/ru/crysis-2
Дата выхода Март 2011
Локализатор Electronic Arts
Жанр Шутер

Первый Crysis был своеобразной вехой в индустрии электронных развлечений. Эта одна из самых нашумевших компьютерных игр стала известной не благодаря какому-то потрясающему гемплею или сюжету, а из-за невероятно красивых тропических пейзажей. И ведь прошло уже почти четыре года, но до сих пор ни один проект не смог предложить нам таких же огромных высокодетализированных уровней с буйной живой растительностью. Но при всей своей красоте Crysis оставлял неоднозначные впечатления — слишком уж банальный, местами однотипный, пустой по содержанию… Автор этих строк тоже высказывал некоторые претензии в соответствующем обзоре. Наверное, сработал эффект завышенных ожиданий, ведь в преддверии выхода игры нам рисовали столь сладостные картины, что игроки ожидали чуть ли не идеальный шутер во плоти, и потом придирались к любой мелочи.

А теперь осталось только сожалеть о не реализованном потенциале Crysis. Ведь больше не будет той большой песочницы, где каждый был волен сам выбирать маршрут и методы истребления врага. Не будет продвинутой физической модели и обилия транспорта, который мог стать хорошим подспорьем в нашем путешествии. Теперь будет Crysis 2.

Сюжет продолжения, мягко говоря, имеет самое отдаленное отношение к первой игре. Ушли на свалку потрясающие финальные кадры оригинальной игры, в которых мы наблюдали тьму инопланетных «осьминогов», заполонивших все небо подобно машинам, идущим на штурм Зиона в кинофильме «Матрица». Об инциденте на острове упоминается вскользь. Теперь вторжение на землю начинается не с него, а с Нью-Йорка.

Разработчики изначально кормили игровую общественность обещаниями о более глубоком и захватывающем сюжете. На деле вышло так, что пафоса и событий в нем действительно больше, а вот логика и взаимосвязь между всеми событиями хромают.

Crysis 2

Начинается все с неудачной высадки отряда морских пехотинцев, в числе которых находился и главный герой Алькатрас. Подводную лодку с десантом пускает на дно в бухте инопланетный корабль, но одного бойца спасает Пророк, известный нам по первой игре. Причем он тут же напяливает свой расчудесный нанокостюм на протагониста и пускает себе пулю в лоб, не позаботившись о каких-либо инструкциях.

«Найти профессора Гоулда» — все, что всплывает в памяти очнувшегося Алькатраса. Вокруг пораженные неизвестной инфекцией люди и полная разруха после серии подземных толчков, обрушившихся на город в последнее время. А еще шастают вооруженные бойцы частной службы охраны CELL, которые усердно ищут Пророка, в роли которого невольно придется выступать протагонисту.

Crysis 2

Поначалу все сводится к поиску профессора, который потом гоняет нас от одной точки к другой и периодически извиняется за то, что завел нас в самую гущу вражеских бойцов.

Crysis 2

Потом подключается еще и его антипод, нехороший профессор, который почему-то решает помочь Алькатрасу и берет на себя роль нового штурмана в наших путешествиях по Нью-Йорку. Мотивы этого персонажа размыты и не ясны. То он требует спасти данные из офиса компании, истребляя бойцов своей же службы безопасности, то приказывает уносить оттуда ноги, то требует спасти мир с помощью костюма, то сетует на то, что Алькатрас лезет на рожон и не бережет это чудо инженерной мысли. Да и роль его в разыгрывающемся Апокалипсисе не совсем ясна — намеренно ли он спровоцировал его или случайно.

До появления инопланетян Crysis 2 по геймплею напоминает оригинальную игру. Пользуясь суперспособностями костюма, герой наносит быстрые точечные удары по врагам — прокрасться с помощью невидимости и всадить нож в горло врага, после чего снять второго часового метким выстрелом в голову из пистолета с глушителем и быстро нырнуть в укрытие. К такой игре в кошки-мышки располагает и сам дизайн уровней, а также новый режим тактического зрения, в котором можно пометить цели и найти точки для обхода и маневра, которые заботливо обозначены для нас разработчиками. Уровни хоть и стали теснее, но обилие построек усложняет задачу компьютерному интеллекту по поиску диверсанта. Вот только и без этого враги не проявляют большой прыти, они не слишком инициативны и не будут бегать за нами через весь уровень. Их место дислокации и действий ограничено, что позволяет в некоторых ситуациях просто их обойти, не тревожа.

Crysis 2

Crysis 2

Но постепенно игра становится все более динамичной. И, кроме того, что на героя натравливают лучше экипированные отряды с прикрытием пулеметчиков на машинах, на сцене появляются и те самые инопланетяне, которые играют ключевую роль. Но ничего общего со старыми знакомыми они не имеют. Вместо летающих осьминогов нас ожидают толпы ходячих кальмаров с щупальцами на голове и роботы-треножники, напоминающие марсианские машины из «Войны Миров».

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Инопланетяне (цефы) быстрее и ловчее простых людей. Прыгают по этажам они не хуже нас, да и могут пойти в лобовую на таран. Их большая активность заставляет и нас быть более стремительными. Постоянно приходится комбинировать разные способности, играя с невидимостью, включая в критический момент щит или делая рывок за укрытие. Партизанская тактика тут тоже наиболее эффективна, ведь кальмары более стойки, и снять их с одного выстрела в голову можно лишь из мощного оружия. Разработчики постоянно играют с нами, то выпуская на небольшие открытые пространства, давая возможность для маневров и неторопливых игр в прятки, то кидают нас в окружение кальмаров, заставляя бешено носиться из одного угла в другой, еле успевая уворачиваться от вражеского огня. Но даже в небольших локациях всегда есть какие-то обходные пути — канализация, подземный вход в метро или разбросанные контейнеры, в которых можно укрыться.

Crysis 2

В сочетании с «многоэтажным» дизайном вроде бы и тактическую свободу дает, но в полной мере она ощущается лишь на больших территориях. На узких улочках все равно выходит месиво в духе Call of Duty — враги прут толпами, а мы носимся от одного укрытия к другому. Не обошлось и без скриптовых сценок с небольшим интерактивным взаимодействием. Вот только все они ограничены задачами по реанимации Алькатраса и его ползанию по земле. Нажать пару клавиш, чтобы отползти в сторону — это мегазрелищно! Причем героя вырубают довольно часто, но он как кошка с девятью жизнями никак не хочет отходить в мир иной. Чудо-костюм и от взрыва спасет, и от падения с моста. Во всех остальных сценках мы играем лишь роль наблюдателей.

Crysis 2

Crysis 2

Управление стало в чем-то проще, а в чем-то сложнее. Супербег теперь активируется сам, достаточно нажать клавишу ускорения, невидимость и броня сразу отведены на отдельные клавиши. Большие прыжки активируются при длительном нажатии пробела. Разучил герой и один новый прием — подкат. Но его выполнить при стандартном управлении очень тяжело, потому как требуется нажатие аж трех клавиш действия (вперед, бег и приседание). Если у вашей мышки имеются дополнительные кнопки по бокам, можно перенести часть действий на нее — упоминавшееся приседание и удар прикладом.

Отличное нововведение — прокачка способностей костюма. Собирая оставшиеся от убитых пришельцев образцы ДНК, мы сможем улучшить защиту костюма, повысить скорость, время регенерации энергии и здоровья, а также приобрести такие полезные способности, как отображение траектории пуль или предупреждение о приближающемся враге.

Зрелищность игры обеспечивается красивыми видами разрушенного огромного города, многочисленными взрывами и появлениями из земли «игл» и щупальцев улья пришельцев. Хотя нет ничего такого, чтобы прямо аж захватывало дух и вызывало вау-эффект. Не так много моментов, которые врезаются в память. В основном ситуация накаляется под конец, нас постоянно ввергают в пучину событий — лавирование на машине между шупалец, раздирающих город, пробежка по крышам и поднимающийся над городом парк.

Crysis 2

Кстати, любители поездок на транспорте будут разочарованы. Колесить в Crysis 2 негде, за всю игру лишь несколько раз мы воспользуемся автомобилем и бронемашиной. Частенько, даже если и можно захватить вражеский транспорт, то толку от него на одной узкой улочке нет. Это не первая часть, где были настоящие танковые сражения, и боевые машины всячески помогали преодолевать огромные территории.

Crysis 2

В условиях ограниченной свободы передвижения джипов и бронемашин дополнительно «радует» их неспособность преодолеть любое препятствие из ящичков или заборчика вдоль тротуара.

Crysis 2

Впрочем, это лишь следствие упрощенной физической модели. Вспомните разлетающиеся на части домики из оригинальной игры и сбитые пулеметной очередью пальмы. Ничего подобного во второй части вы не увидите. Все окружение статично, контейнеры от мощных взрывов лишь немного гнутся, ящики остаются на своих местах, бетонные укрытия никак не разрушаются, стекла бьются лишь в предусмотренных местах, а трупы абсолютно неподвижны. Изредка кое-где попадется простреливаемое укрытие в виде доски на строительных лесах, которая отвалится от вашего выстрела. Вокруг город, наполненный рукотворными объектами, и ожидаешь увидеть, как все это разносится в щепки от выстрелов, как разлетаются колонны и облицовочная плитка, рассыпается на тысячи осколков стекло, которым блестят на солнце все эти небоскребы. Но ничего подобного нет.

Crysis 2

Не только физикой пожертвовали разработчики в угоду мультиплатформенности. Случилось именно то, чего боялись фанаты оригинальной игры. Новый движок, адаптированный для консолей, выдает более скромную картинку. Если оценивать в общем, то детализация города в Crysis 2 очень хороша, текстуры намного лучше, чем во многих консольных играх. А обилие ярких красок и не менее ярких спецэффектов придают некий лоск. Особенно радуют лучики света, пробивающиеся сквозь листву.

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Но при более детальном знакомстве понимаешь, что проработка деталей не столь тщательная, как в первом Crysis. Стоит упереться носом в плющ, и вместо листьев увидишь зеленую мазню. Если ранее вся растительность просто дышала жизнью, то теперь она исполняет роль такого же статичного фона, как и рукотворные сооружения. Каждый листик был прорисован тщательнее, а папоротник просто поражал объемными шейдерными листиками, блестящими на солнце и реагирующими на наши движения. А пальмы! Казалось, каждая иголочка дрожит на ветру, блестит и отбрасывает тени на нижние листки. Теперь все намного проще. Таких реалистичных кустов нет, трава выполнена в виде обычной плоской колышущейся текстуры. А тень отбрасывают лишь кроны деревьев. В некоторых местах, стыдно сказать, кусты играют роль непреодолимых стен. Даже поверхность земли уже не такая объемная, отпечаток шин и колеи от транспорта не кажутся такими выпирающими, как ранее. Водные поверхности тоже выглядят немножко скромнее. Вода не такая прозрачная и сквозь толщу воды не видно преломленного изображения дна.

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Визуально оформление взрывов тоже стало скромнее. Можно только с завистью вспоминать, как шикарно извергали снопы искр и огня взрывающиеся машины в Crysis: Warhead. Теперь вспышки ярче, но осколков и различных частичек меньше. Дым тоже не такой густой и объемный, как был ранее. Кровь, которая хлыщет в лицо, остается на экране простыми красными пятнами. Даже брызг от воды немного. А ведь ранее, только стрельнешь в реку, и по экрану сразу стекают эффектные ручейки брызг.

Crysis 2

Crysis 2

Если подумать, то все это мелочи. Но их так много, что до уровня оригинальной игры продолжение явно не дотягивает. Оно выполнено красиво, городские пейзажи очень даже симпатичные, но вблизи эта красота блекнет. Да еще и поддержки DirectX 10 и DirectX 11 нет, хотя недавно стало известно, что авторы корпят над большим патчем, который все же добавит поддержку возможностей последнего API. Более реалистичное освещение и тесселяция не помешали бы. Пока же, откровенно говоря, вряд ли Crysis 2 сумеет чем-то поразить игрока в сравнении с иными современными шутерами.

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Crysis 2

Зато производительность в игре поднялась до запредельных высот. Играть в Full HD при максимальных настройках можно даже на видеокартах двух-трехлетней давности. Кстати, максимальные настройки графики трудно назвать таковыми. В графическом режиме Extreme картинка вся какая-то замыленая и смазанная из-за обильных пост-эффектов и тотального blur.

Crysis 2

Crysis 2

Доходит до смешного. Насыщенная деталями сцена явно привлекательнее выглядит в более простом режиме Maximim, когда вместо мазни на экране мы наблюдаем четкие текстуры и объекты.

Crysis 2

Crysis 2

Звуковое оформление радует слух. Приятная музыка, отличная локализация голоса. Голос костюма за вашей спиной постоянно извещает о включении режима, а во фронтальных колонках трещит ваш автомат. Но изредка случаются и «глюки», когда пропадает звук первого выстрела.

Немаловажным довеском к одиночной кампании стал обновленный мультиплейер. Как и одиночная кампания, сетевая часть тоже значительно преобразилась и стала очень смахивать на Call of Duty по динамике и прокачке. Кроме стандартных «дезмачта» и командного боя присутствуют местные вариации по удержанию контрольных точек (захват инопланетных ретрансляторов) и захвату флагов (похищение инопланетных объектов). Есть еще режим штурм, в котором оперативникам в нанокостюмах противостоят простые солдаты. В остальных сетевых режимах бой идет между двумя командами бойцов в костюмах, так что каждый может воспользоваться невидимостью или щитом. Карты в основном небольшие, со сложным продуманным дизайном. В зависимости от ваших действий на поле битвы вы получаете очки маскировки, мощи и защиты, которые со временем позволяют улучшить эти параметры. Возможность стать невидимкой — основная особенность сетевых баталий. Именно это делает игру более непредсказуемой и вносит свою изюминку, ведь бешенный шутер тут удачно сочетается со «стелсом» и игрой в прятки с врагами. Раздражают только вспышки, когда вы раскрываете себя, стреляя из режима скрытности, — они могут временно ослепить, а доли секунды решают все. Ну и еще ощущения подпортили большие проблемы с запуском сетевой игры, которые поправили патчами.

Crysis 2

Crysis 2

К сожалению, Crysis 2 не стал продолжателем дела первой части. Разработчики отбросили прочь концепцию большой песочницы, сделали игру более линейной, динамичной и зрелищной. Но при этом она потеряла свой колорит. Возможно, Crysis и был изредка скучноват, но он давал ту свободу, которой больше не было нигде. Огромные уровни предоставляли возможности для открытого боя и для партизанских набегов — все на ваше усмотрение. Главное, не идти самым очевидным путем, и тогда играть было интересно и увлекательно. Масштабы боевых действий впечатляли, мы попадали в эпицентр большого конфликта и вынуждены были прибегать даже к бронированной технике. В продолжении все вертится вокруг нашего костюма. Камерная война одного суперспасителя планеты — как все банально. Зато геймплей в узких рамках сценария стал более динамичным, и чем ближе к финалу, тем больше динамики и меньше свободы. А хотелось бы намного удачного их сочетания. Тем более, что отличный пример уже продемонстрировали Crytek Budapest с аддоном Crysis Warhead. Но разработчики второй части слишком ориентировались на современные консольные шутеры (продажи Call of Duty многим не дает покоя). Авторы сделали типичный пафосный боевик для массового потребителя, который имеет минимум оригинальных решений, да и те в основном перекочевали сюда из первой части. Местами действительно вышло интересно, местами не очень. Добавить бы зрелищности, продвинутой физической модели объектов и улучшить графику — глядишь, и потянул бы Crysis 2 на звание лучшего шутера года. Пока же игре придется довольствоваться более скромным статусом. Хотя многим, без сомнений, продолжение придется по вкусу. Но тем, кто ценил старую игру за свободу и масштаб, о покупке второй части можно забыть.