Alan Wake. Между светом и тьмой


  Alan Wake
Разработчик Remedy Entertainment
Издатель Valve Software
Официальный сайт www.alanwake.com
Дата выхода Февраль 2012
Локализатор Remedy Entertainment
Жанр Экшен

Путь Алана Уэйка на персональные компьютеры оказался долгим и тернистым. Еще до своего выхода игра приобрела статус культовой. Талантливые разработчики из Remedy Entertainment пленили игроков великолепной дилогией Max Payne, и нового их проекта все ждали с нетерпением. Нам обещали настоящий психологический триллер и огромный игровой мир, что лишь подогревало ожидания. Игра заодно должна была стать одним из первых проектов под новый DirectX 10. Но Microsoft, спонсировавшая проект, решила пересмотреть стратегию и превратила его в один из эксклюзивов Xbox 360. Стараниями Remedy игра все же добралась и до компьютерных игроков, но спустя два года с момента первого релиза на консолях. Зато мы получили дополненную игру со всеми DLC и значительно похорошевшей графикой.

Главный герой, популярный писатель Алан Уэйк, переживает творческий кризис. Чтобы развеяться и набраться вдохновения, он вместе с любимой женой отправляется в небольшой тихий городок Брайт Фоллс. Это местечко затерялось в живописном краю среди горных кряжей. Вдали от шумных мегаполисов жизнь здесь идет своим чередом. Такой себе уютный городок со слегка чудаковатыми, но дружелюбными жителями. Вот только в воздухе витает ощущение тревоги и тайны. Почти как у Стивена Кинга, только город перенесен на другой край США, из Новой Англии в штат Вашингтон.

Alan Wake

Alan Wake

Импровизированный отпуск быстро идет наперекосяк. Начинается все с кошмарных снов. Потом таинственное исчезновение жены Элис, автокатастрофа и полная чертовщина, когда кошмары начинают материализовываться в реальной жизни.

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake соткан из множества идей, которые ранее нам приходилось видеть или читать в кинофильмах и книгах. Много узнаваемых образов: городская сумасшедшая, дама в черном, странный врач-психиатр. Вот только из всех этих знакомых элементов у Remedy Entertainment выходит своя самобытная и захватывающая история. Есть интрига и тайна, что удерживает в экрана до самого финала.

Очень интересным ходом стало разбиение игры на эпизоды, словно это небольшой сериал. Причем каждый эпизод предлагает свою историю, которая хоть и вписывается в общую нить повествования, но обладает своей завязкой и фабулой. В каждом новом эпизоде появляются новые персонажи, новые загадки и новые цели. Каждая глава дает какие-то ответы, но воздвигает перед игроком новые вопросы. И все это органично вписано в общую историю поисков Элис и попыток разобраться в происходящем.

Alan Wake

Алан балансирует между двумя реальностями. С одной стороны — яркий солнечный день, с другой — таинственная ночь, ставшая пристанищем потусторонних сил. Днем мир вокруг еще кажется простым и рациональным, но ночью он живет по своим правилам. Особенно когда в него приходит таинственная тьма, обволакивая все странным туманом, напоминающим в лунном свете танцующие в воде чернильные пятна. Из тьмы приходит опасность в виде одержимых людей. Их облик кажется нечетким и дрожащим. Они как будто сотканы из темного эфира и являются лишь отголосками реальных людей, вырванными из жизни образами, повторяющими какие-то несуразные фразы. Против них обычное оружие бессильно. Но есть свет, который способен выжечь из них тьму, после чего они уже будут уязвимы. Поэтому фонарик является главным нашим оружием в борьбе с потусторонними силами. Направленным светом мы уничтожаем темную «броню», а потом добиваем врагов из привычного огнестрельного оружия.

Alan Wake

Alan Wake

Интересно реализована система прицеливания. Прицела как такового нет, его заменяет луч фонарика.

Alan Wake

Алан не боец и в рукопашную против врагов не пойдет. Но зато они как раз вооружены разными топорами и ножами. В одиночку не нападают, поэтому быстро успевают подобраться вплотную. Чтобы избежать удара топром, надо вовремя выполнять уклонение. При удачном маневре этот момент покажут в замедленном режиме.

Alan Wake

Уклонение и бег назначены на одну клавишу, что иногда создает определенные проблемы. Требуется время, чтобы полностью освоиться с системой управления. На длительные пробежки герой тоже не способен, выдыхается быстро.

Арсенал включает как обычное огнестрельное оружие, так и приспособления для «выжигания» тьмы из врагов и объектов. Будут фонари разной мощности, световые гранаты и фальшфейеры. Все это надо использовать в сочетании с обычным оружием — пистолетом, дробовиком, ружьем. В критической ситуации спасет световая граната, которая разгонит тьму и уничтожит ближайших врагов. Файер поможет удерживать врагов на расстоянии. Кое-где можно воспользоваться стационарным осветительным оборудованием.

Alan Wake

Alan Wake

Самые яркие моменты игра любит демонстрировать в замедлении. Если в толпе врагов зажечь фальшфейер, камера поплывет вокруг нас, радуя красивой игрой света.

Alan Wake

Свет вообще играет очень важную роль. В безопасности можно себя чувствовать лишь на свету. Он восстанавливает здоровье и от врагов избавляет. Каждый работающий фонарь на вес золота, особенно когда заканчиваются припасы. Не раз он спасет Алану жизнь. Поэтому наш путь лежит от одного освещенного участка к другому. Это, кстати, заменяет целеуказатель. Освещенные районы видно издалека и они служат хорошим ориентиром.

Alan Wake

Для включения некоторых источников света нужно запустить генератор, что часто приходиться делать буквально под ударами нападающих.

Экшена в игре очень много, иногда даже чересчур. Каждый эпизод, начинаясь с подачи новых фактов и новых знакомств, в итоге быстро подводит нас к темному времени суток, где все повествование отходит на второй план, а игра концентрируется на экшене. Пробиваясь сквозь толпы врагов, мы пытаемся достичь некоей конечной точки, где будет подведен сюжетный итог данной главы. Сложность врагов возрастает. Появляются здоровяки, которые требуют несколько попаданий. Потом к ним присоединяются громилы с бензопилами, которые легко принимают на грудь несколько выстрелов из дробовика. Иногда путь преграждают летающие объекты. Тьма может направить на нас бочки, швырнуть какие-то контейнеры или даже захватить трактор, который будет стремиться превратить нас в лепешку. Потреплют нервишки и стаи одержимых птиц.

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Игра ведет нас по небольшим локациям, но иногда дает большую свободу и отпускает в путешествие по окрестностям на автотранспорте. На автомобиле можно будет и одержимых давить, а под конец даже сойтись в схватке с демоническими машинами.

Alan Wake

Но все основные геймплейные козыри игра раскрывает в первых эпизодах. Несмотря на разнообразие врагов, под конец начинает чувствоваться определенная затянутость происходящего. Особенно это заметно в заключительном эпизоде. Развязка уже близка и схватки с врагами из-за этого кажутся немного рутинными. Хотя по ходу всей игры до самого финала авторы умело подбрасывают небольшие оригинальные ситуации, чтобы разнообразить прохождение. Нам не только придется воевать, но и убегать от полиции, преодолевать разные препятствия, уворачиваться от дождя из старых кораблей и вагонов. Не раз будет обыграна и необходимость совместного воздействия на врагов светом и традиционным оружием. В одном из моментов у нас не окажется фонарика, но будет атаковать полтергейст. Придется выманивать все летающие объекты к стационарному прожектору. В другом моменте не будет огнестрельного оружия, но будет много одержимых. Придется убегать и отгонять нападающих при помощи одного лишь фонарика.

Alan Wake

Alan Wake

Меняются и декорации. Все игровые локации являются частью единого мира. И хотя его нельзя назвать бесшовным, находясь в одном месте, можно увидеть знакомые виды других мест, где уже довелось побывать. Дизайн локаций великолепен. У Remedy Entertainment получился отличный проработанный мир, который интересен сам по себе без каких либо событий и схваток. По нему интересно бродить, изучать и рассматривать местные пейзажи. А ведь большинство локаций не отличаются размахом и игра в целом линейна. Но всегда есть какие-то достопримечательности и тайники.

Alan Wake

Много взаимосвязанных мелочей. На стенах попадаются надписи из светоотражающей краски и указатели на тайники. Разбросаны листы из неизвестной рукописи Алана, которую он не помнит. Причем в них описаны события, которые должны произойти в будущем, иногда даже с точки зрения других действующих лиц. По телевизору можно просмотреть сериал Night Springs, который очень напоминает «Сумеречную зону». Для каждого эпизода есть своя отдельная серия.

Alan Wake

Игра вполне самодостаточная, финал удачный и лаконичный для такого мистического повествования. Но концовка не категоричная и подразумевает возможность дальнейшего развития событий. Благодаря этому и были выпущены два дополнительных эпизода «Сигнал» и «Писатель». Большой сюжетной интриги в них уже нет. Все события происходит в фантазии Алана, но благодаря этому мир приобретает сюрреалистичный вид. Мы путешествует по знакомым местам, но наблюдаем их в новом видоизмененном состоянии. Из парящих слов Алан выжигает фонарем припасы и различные объекты окружающего мира, наполняя тьму реальностью.

Alan Wake

Alan Wake

Оригинальных находок в дополнении тоже хватает. Некоторые даже вызывают восхищение. Пробежка по огромному колесу и вовсе великолепна. Ее трудно кратко описать, но мы и не будем этого делать, оставив вам все удовольствие знакомства с этим слегка безумным моментом.

Alan Wake выглядит очень приятно, несмотря на свой возраст. Избавившись от консольных ограничений, авторы добились максимально качественной картинки от своего движка. Забавно, что обещанной когда-то поддержки DirectX 10 нет. Но и без возможностей этого API игра порою просто завораживает. Световые эффекты в игре очень красивые и их много. То, как враги жарятся под лучами света, взрываются гранаты и горят файеры — все выглядит великолепно. Слепящий свет фонарей буквально наполняет теплом. Сразу чувствуется, что это безопасное место. В противовес этому есть густая темная субстанция, поглощающая реальность. Настоящая осязаемая тьма, которая трансформирует мир, а контуры предметов в ней теряют четкость и форму.

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Картинка изрядно приправлена пост-эффектами, искажающими изображение. Но если в других играх это раздражает, то в Alan Wake все как оказывается к месту и органично вписывается в общую атмосферу.

Alan Wake

Уровни большие и тщательно проработанные. Причем ночью игра выглядит даже лучше. Растительность кажется более естественной, а все поверхности в свете фонаря более рельефными. Днем игра выглядит попроще, но все равно радует красивыми пейзажами с дальней прорисовкой.

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

Alan Wake

На таком фоне откровенно раздражают видеоролики, где качество изображения хуже того, что мы видим в самой игре. Наблюдая в них полицейскую машину с мигалками или другие яркие элементы понимаешь, что при реальном рендеринге это все выглядело бы намного красивее. В мутноватой консольной версии ролики, может, и не выбивались из общего видеоряда, но в компьютерной версии это заметный недостаток, вызывающийся недовольное ворчание.

Звучит игра тоже хорошо, радуя хорошими звуковыми эффектами и отлично подобранным саундтреком. Не обошлось и без пары композиций Poets of the Fall, которые полюбились геймерам еще со времен незабвенного «Late Goodbye» в Max Payne 2.

Alan Wake — очень самобытная и атмосферная игра. Хотя она заимствует множество идей и образов из других произведений массовой культуры, из всего этого авторы умудряются соткать свое уникальное полотно повествования. За происходящем на экране интересно следить до самого конца, пускай даже игра иногда делает большие сюжетные передышки, концентрируясь на чистом экшене. Здесь много мелочей и нюансов, взаимосвязанных между собой. Все органично вписывается в общую атмосферу и игровой мир. Есть что-то не подкрепленное прочным логическим базисом (например смутные мотивы агента ФБР), но это можно объяснить сверхестественной подоплекой происходящего и первопричинами материализации всех этих кошмаров. Сюжетное строение первых эпизодов вызывает сплошное восхищение. Под конец, конечно, все уже идет больше по накатанной, но игре все равно удается поддержать разнообразие и интерес если не новыми сюжетными поворотами, то новыми элементами в игровом процессе. Геймплей оригинален благодаря продуманному балансу между светом и тьмой. Свет — наше спасение и оружие. Вокруг этого постулата все и зиждется: выжигаем тьму из врагов, спасемся в освещенных зонах. Тьма в Alan Wake реальна и опасна, как ни в какой другой игре. Здесь по-настоящему начинаешь нервничать, оказываясь в ночном лесу или городе. А сопротивление темных сущностей порою настолько активно, что процесс выживания становится очень сложным. Иногда ощущаешь себя дичью, на которую идет настоящая облава. Но если насобираешь изрядное количество припасов, то превращаешься в супермена. Так что настоящего horror в игре очень мало. Несмотря на игры с разумом главного героя, видения и все чертовщину вокруг, основная ставка сделана на экшен. Важную роль в нагнетании атмосферы играет правильно созданный визуальный ряд. Великолепная игра света и тени сочетается с насыщенными визуальными эффектами. И снова все к месту и как нельзя лучше вписывается в общую стилистику. В Alan Wake придраться можно разве что к каким-то мелочам вроде видеороликов и необходимости кучу раз нажимать Esc, чтобы вернуться в игру после чтения найденных отрывков рукописи. Есть просадки в динамике и повторяющиеся моменты, но на это тоже не сильно обращаешь внимание. Мелкие недостатки не портят общего впечатления. Игра великолепна.